Чем опасна духовная мимикрия?

«Мимикрия» происходит от английского слова «подражание, маскирование». В животном и растительном мире организмы занимаются им, например, хамелеон, чтобы пропитаться и выжить. Человек использует мимикрию по разным причинам, одна из которых – искажение духовной жизни. Разберем это явление, чтобы не попасть в духовно-эмоциональную яму и не повредиться.

В Великий пост нам часто хочется духовных подвигов и свершений. У мирянина возникает влечение к монашеской жизни. Мы начинаем много об этом читать.

Вот как об этом пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) в своей книге «Аскетические опыты». Том 1. «О чтении святых отцов»: «Каждый избери себе чтение отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает отцов, писавших о безмолвии; инок, живущий в общежитии, – отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира, – святых отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства. Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях отцов.

Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполнимыми самым делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того что ты сделаешься бесплодным мечтателем, – мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних. При неправильном чтении Священного Писания и святых отцов, легко можно уклониться с спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими. Аминь».

Т. е. здесь не имеется в виду, что мирянин совсем не должен знакомиться с монашеской аскетической литературой. Нет, это, конечно, не так. Потому что все-таки монашество – это наш духовный авангард. Многое из того, что стало фундаментом Церкви, зародилось именно в монашестве. К примеру, богослужебный Устав.

Ты можешь читать монашескую литературу, как-то «Добротолюбие» или «Лествицу», но должен при этом понимать, что не все правила поведения здесь нужно применять для мирского человека, тем более для человека семейного. К примеру, в книге «Лествица» прямо говорится о том, что она была написана игуменом горы Синайской преподобным Иоанном Лествичником по просьбе игумена Раифского (соседнего с Синайским монастыря) Иоанна для того, чтобы преподать инокам этого монастыря некое правило монашеской жизни, ее Устав. Именно в этом и состоит основа и цель данной книги. Соответственно, если мирянин XXI столетия будет применять к себе и к своей семье правила раннесредневекового монаха, будет беда.

Такие перекосы наблюдаются в наших общинах. Когда мирянин или мирянка начинают «играться в монашество». Четки до пола, черная одежда, закрывающая почти всё, огромная борода у мужчин и пр. Часто подобные люди становятся большой проблемой на приходе. Потому что они сами начинают играться в старца или старицу. И среди неофитов прихода, новоначальных людей, а может быть, и не только (вследствие того, что такой «старец» на приходе давно, возможно, и десятилетия) подобный человек пользуется огромным авторитетом. Может быть, даже большим, чем священник, к примеру, молодой. Но духовное развитие такого человека, его мимикрия, выдавание себя за того, кем он не есть на самом деле, может стать большой бедой как для него самого, так и для его последователей в той или иной мере.

Какой самый характерный признак людей, которых довольно метко называют младостарцами? При всем при том, что они выдают себя за «монаха или монахиню в миру», в монастырь такие люди идти не хотят и не собираются. Бывает даже, что подобный человек говорит, что его сердце очень желает в монастырь, но масса препятствий встречается на его жизненном пути, которые не дают ему стать действительным монахом: проблемы со здоровьем, отношения с родственниками, недоделанные дела и пр. Отговорок может быть масса. Но внутренне такой человек и не собирается в монастырь. Почему?

Ему нравится играть в монаха, но не быть монахом. Потому что настоящий монах – это человек, который живет в монастыре по трем обетам: обет нестяжательства, обет безбрачия и обет отсечения своей воли и полного подчинения игумену и братии обители.

А младостарец не хочет отсекать свою волю, потому что ею-то он (она) как раз и питаются. Ведь младостарец играет не только в монашество, но и в православие, где себе он отводит роль мнимого святого. Однако, как правило, его учение далеко от истины. Оно основано на внешнем благочестии и обрядоверии и внутреннем компоте из собственных фантазий, которые в лучшем случае вызывают здоровый смех, в худшем – ужас и печаль.

Поэтому опасайтесь подобных людей и сами не становитесь ими. Этот путь может привести к духовной гибели. Вспомните, что говорил Господь: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16–18).

В первую очередь и в идеале вашим советчиком в духовных вопросах должен стать приходской священник. Он на то и поставлен Богом и священноначалием. В первую очередь иерею следует иметь желание предать себя в руки Божии и ревность послужить Ему. Во-вторых, он обучался в семинарии или в академии. В-третьих, он прошел ставленнический искус от правящего архиерея, который проверял и формировал его перед рукоположением. В-четвертых, над ним было совершено Таинство Хиротонии, во время которого на него сошла благодать Святого Духа, сообщившая ему дары совершать богослужения, учительствовать и управлять приходом.

Потому поверяйте в первую очередь ему движения и трудности своей души. Принесите батюшке те книги, которые вы хотите прочесть. Пусть он их просмотрит и благословит вас их читать. Если что-то непонятно, обратитесь к священнику за разъяснением. Поверьте, в сущности, так поступаем и мы, священники, в недоуменные моменты своей жизни (а их очень много!). За советом мы обращаемся к своим духовникам, к более опытным и авторитетным для нас священнослужителям, к правящему архиерею.

Но это должны быть люди, на то поставленные. Вы же не обращаетесь за ремонтом автомобиля в библиотеку и не едете за хлебом в автомастерскую. Всё должно решаться в своей сфере и профессионалами своего дела.

Таким образом, на своем месте (кто в семье, кто в монастыре, кто священником на приходе, кто пекарем, трактористом или юристом) мы формируем друг друга, составляя единое Тело Христово, Которое возносит всех нас ко спасению в Царстве Божием.

Лишь бы всё было на своем месте, в своем чине, в свою меру и, главное, подчиняя свою волю воле Божией.

Протоиерей Андрей Чиженко
 

Теги

Социальные комментарии Cackle