Чем отличается рассуждение от осуждения?

Объясняет протоиерей Андрей Чиженко.

Осуждение – один из самых распространенных грехов, который большинство людей совершает много раз в день. Разберемся, что же такое осуждение.

Осуждение – это грех, однозначно отрицательное чувство, которое имеет в себе сочетание многих пороков и грехов.

Во-первых, прямой матерью осуждения есть гордость. Об этом, к примеру, прямо пишет святитель Петр (Могила) в своем труде «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной»: «Гордость есть неумеренное и несправедливое желание собственной славы, дабы превзойти других, подобных себе, достойно или недостойно. Оный грех был первый, который родился в деннице, и из которого, как из ядовитого источника, проистекли все другие… Какие другие, в частности, пороки рождаются от сего греха? …Худое мнение о ближнем; осуждение духовных и мирских людей; неповиновение Церкви и Предстоятелям».

Т. е. мы видим, что осуждение – это прямой «ребенок» гордыни. О том, что осуждение является прямым «потомком» гордыни, свидетельствует и Священное Писание. В частности, в Книге Бытие диавол говорит Еве, прямо осуждая Бога за то, что «Он не хочет, чтобы люди были, как боги»: «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4, 5). Отец лжи и гордыни извергает из своих уст осуждение, которое является прямым следствием гордыни. Далее мы видим, что уже упавший в грех Адам, инфицированный гордыней, также открывает рот, и его сердце источает осуждение и жены своей Евы, и Самого Бога: «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12). Т. е. Адам говорит Богу не о том, что он сам лично по своему произволу и желанию преступил заповедь Божию, но то, что Ева его подтолкнула на это. И Сам Бог, потому что именно Он дал ему жену Еву.

Следовательно, осуждение является прямым результатом гордыни. Даже грамматический корень слова «осуждение» «суд».

А суд находится только в руках Господа Бога. Он лишь Вершитель Суда. Но человек, объятый гордыней, в самом себе словно бы пытается подвинуть Господа и самому воссесть на седалище-трон суда, а значит, и Всевышнего.

Поэтому часто говорят о том, что осуждение является видом тщеславия, а тщеславие, как известно, одна из форм гордыни.

Гордец «с высоты своего трона» пытается судить мир корыстною и властолюбивою меркою. И если что-то не втискивается в эту мерку-матрицу, то вызывает в нем страшную ненависть и стремление это уничтожить. Что-то или кого-то. Поэтому осуждение также является нарушением заповеди «Не убий». Об этом пишет и преподобный Ефрем Сирин: «В злоречивом всё есть, – и клеветничество, и ненависть, и наушничество, поэтому признается он братоубийцей, безжалостным, немилосердым».

Осуждение – это уничижительное мнение (суждение) о ближнем, пристрастно характеризующее его недостатки. Оно характеризуется обличением и вменением вины.

Конечно, осуждение, как продукт гордыни, чувство отрицательное, человеконенавистническое и даже человекоубийственное.

Наибольший, на мой взгляд, градус осуждения проявляется во время войн. Когда идеологи противоборствующих сторон пытаются «демонизировать» противника для того, чтобы легче было одним людям убивать других людей. Примерно то же происходит и в мирное время у осуждающего человека. Потому что если с осуждением не бороться в самом себе, то тогда мысль осуждения сотворяет худое, бранное слово, а далее следует злой поступок по отношению к ближнему. Поступок, который наносит рану человеку: физическую, духовную или психическую.

И всё почему? Преподобный Иоанн Синайский в «Лествице» писал: «Злословие есть исчадие ненависти, тонкий недуг; большая сокровенная и таящаяся пиявица, которая высасывает и истребляет кровь любви; лицемерие любви; причина осквернения и отягощения сердца; истребление чистоты».

Не будем же окрадывать себя и ближних своих. Не впустим в себя осуждение – этого «вампира», который высосет из нас кровь любви, кровь жизни и соделает нас сухою бесплодною мертвою землею. А будем же иметь в себе хлеб рассуждения, который замешан на Божественной любви и любви нашего сердца к ближнему своему. Будем использовать Богом данные нам таланты ума и сердца для того, чтобы рассуждать, как помочь себе самим, как помочь другим людям, как избежать грехов. И будем ненавидеть только грех, а человека – эту икону Бога Живаго – будем любить, будем очищать её от грязи греха, чтобы свет Христов воссиял и преобразил всех нас, соделав нас достойными рая.

Социальные комментарии Cackle