Пасха новомучеников

Как сохранить пасхальную радость.

Я человек, в жилах которого течет вечность. Я такой, потому что «Христос Воскрес». От этих слов веет радостью и вечностью. Тут имя Бога и жизнь человечества.

В дни Пасхи мы ощущаем энергию воскресения - «смерти умерщвления и адова разрушения». Из гроба Христа, как из операционной мы получили исцеление. Опытный Хирург вырезал смерть из естества человечества. Пресная вода жизни превратилась в дорогое вино, безвкусный чай весь пропитался сладостью сахара Воскресения.

Воскресение возведено в закон Вселенной!

И нет больше человека на земле, который бы не воскрес из мертвых – для радости или  осуждение. И здесь перед христианами встает задача – как жить так, чтобы Пасха была нам в жизнь вечную у Престола Славы Божией? После поста плоть опять начинает брать свое. Как быть дальше, чтобы дух торжествовал?

Сщмч. Фаддей (Успенский) замечает: «Неужели для того введен ты в радость воскресения, чтобы в святые дни отдаться более всего плотским, иногда весьма грубым утехам? Вчера пел ты вместе со святой Церковью: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет», неужели ныне настало время вопиять плоти и молчать духу, помышлять только о земном?».

Следуя мысли святого, видим, что необходимо продолжать жизнь по духу, даже когда пост закончился. Пасха – это сугубое продолжение духовного делания, мы воскресли со Христом для жизни с Богом – «сраспинались» Христу вчера, чтобы сегодня Он «спрославил» нас в Царствии Своем. Мысль святителя стоит у пустого гроба Христа с памятью о сораспятии Ему. Если ты распинался Христу в пост на Пасху «дух твой не сможет удержать духовных восторгов, как гроб не смог удержать Христа».

Если не растерять духовной жизни приобретенной в Посту, можно получить радость такой силы, что она может покрыть много слабостей веры. Пасха – это возможность перестать стесняться своей веры навсегда. Мы в настоящие дни поем: «Разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем»! Приветствие «Христос Воскресе!» становится началом нашей проповеди.

Один новомученик – святитель советовал в пасхальные дни вспоминать святых жен мироносиц и первых христиан – бесстрашных, преданных Христу, не смущающихся обнаруживать пред всеми свою любовь к Распятому и Воскресшему Учителю. Это становится укором для современного христианина «выходного дня»: «Любовь к человеку грешному и страстному люди нередко не боятся обнаруживать пред всеми (на улицах), пламенную любовь к человеку, хотя бы она была нечистою и страстною, готовы называть и называют прямо святою, а любви ко Христу стыдятся. Не значит ли это, что такие возлюбили больше людей, нежели Бога, «возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию», что Христа они искренно не принимают, а если кто иной придет во имя свое, его готовы принять (Ин. 12:43, 5:43)?».

Древний святой сказал: «Люби Бога и делай, что хочешь». Удержи Христа на Пасху, как когда-то Лука и Клеопа! Вспомним, как Он сделал вид, что хочет идти дальше и апостолы Его просили остаться (Лк. 24, 32). Сщмч. Фаддей (Успенский) советует постараться: «Сколь можно долее быть с Ним, «удерживать Его», как удерживали Эммаусские путники, которых сердце горело от сладостной беседы с явившимся им на пути Господом, отринем хотя на время те земные утехи, особенно грубые, плотские, которые изгоняют из сердца сладостное чувство любви ко Христу и желание непрестанно быть с Ним».

Как ни прискорбно, Пасхальная радость уходит из нашего сердца быстро, потому что духовные подвиги сменяются телесным наслаждением. Духовная пища – объедением тела, славословие Господа – болтовней, богослужение – плотоугодием.

Вообще радость Воскресения – это водораздел между верой и неверием.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) замечает, что жизнь будущая готовится уже сегодня и в Пасхальные дни особо видно, что будет у нас за гробом: радость и веселие или тоска и уныние. «Люди верующие испытывают радость и мир, особую духовную сладость в дни Святой Пасхи.  Для людей неверующих это обычная неделя в году, каких много. Они мpачные и пустые душою, в то время как верующие исполнены духовного веселия. Да, настоящая земная жизнь есть предвкушение вечной жизни. Здесь вырабатывается, начинается то наше настроение, каким мы будем вечно жить. И залогом вечной радости и является то наше настроение, какое переживаем мы в пасхальную седмицу... Только здесь на земле мы воспринимаем все неясно, смутно, а тогда во всей ясности (1Кор. 13:12)».

Как удержать Пасху в себе? Как сохранить и продлить духовную радость?

Во-первых, пытаться быть с Церковью, слушать её – ведь она славословит Воскресшего до Вознесения. Вот простой совет сщмч. Фаддея: стараться слушать и петь почаще песнопения Пасхи: «Отверзем снова двери нашего слуха, дабы входили чрез них исполненные духовного торжества слова церковных песнопений! Когда же слова эти достигнут внутренних дверей нашего сердца, мы услышим опять в душе голос Христа, входящего вечерять с нами (Откр. 3, 20) и изводящего истлевшие от страстей остатки духовной жизни нашей из гробов, то есть скованных любовью ко греху сердец наших (Иез. 37, 11–14)».

Такая установка может вернуть нас в духовные чувства, дать силы противостать плотскому, «Духовные враги наши исчезнут, как дым, и мы познаем опытно силу слов, которые так часто слышим в эти дни: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!». Ночь Воскресения Христова Вернется.

Ведь Христос нам нужнее, чем воздух, потому что Его гроб пуст! Без Иисуса нет победы над смертью, без Него ад завладеет душою и мы вернемся в гробы наши. Сщмч. Иоанн Восторгов говорил: «Смерть и тление не удержали Начальника жизни, и ад встретил в Нем Разрушителя ада».

По разному встречали Воскресшего ученики: кто то сомневался, кто то приходил в ужас – думая что видят призрак, кому то достаточно было увидеть пустых пелен во гробе, чтобы уверовать.

По опыту общения с людьми приходящим освящать приношение на Пасху видим, что до сих пор очень многие не верят и сомневаются в  Воскресении Христовом. Сщисп. Лука Крымский, врачь-хирург и архиепископ убеждал, несомненно верить в Воскресение: «Безумно сомневаться в истинности Воскресения Христова, ибо если мы не верим в то, что Господь Иисус Христос воскрес и воскреснем все мы, значит, мы отвергаем все учение Его, все дела Его, все, что Он явил миру. Проповедь Его была проповедью о вечной жизни в царстве Божием, указанием пути к спасению. Как же не верить, что Христос воскрес? Неужели кто-нибудь смеет думать, что Святейший святых, Величайший Чудотворец и Учитель, Какого никогда не видел мир, стоявший неизмеримо выше прочих учителей, в Котором, по словам апостола, не было никакого греха (см. 1Пет. 2:22), – Сын Божий мог быть навеки поглощен темной смертью? Если бы Он не воскрес, то в душах наших умерла бы вера в святую любовь и вечную правду. Тот, кто отвергает чудо Воскресения Христа, низко падает в нравственном достоинстве, ибо не верит в безусловное добро, в святую истину».

Вера в Воскресение расширяет наше сознание, на жизнь мы смотрим глубже. Представьте себе все, что мы делаем, имеет отзвук в вечности. Христианство человека делает серьёзней, смелым. Плаксивость не свойственна нашей вере. Она вытирает слёзы.

Сщмч. Анатолий Жураковский замечал об этом: «Мировоззрение христианское…утверждает, что весь этот мир есть только образ иного мира, что он только маленький уголок бесконечности...Все видимое – это только образ, только тень истинного бытия». Утверждающий незыблемость материального мира, как подобен человеку не покидавшего пределов своего маленького городка, который не видел железной дороги, океана и гор. Это узкий мир не может вмещать вселенную. Православие зовет нас к вселенским масштабам, к масштабам духа, а не только тленной плоти.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) в одной короткой пасхальной проповеди разделял наши сетования, что так быстро прошла Пасха, но вместе с этим утешал: «Настанет время, возлюбленные, когда радость будет постоянной, когда пасхальная седмица будет продолжаться вечно: это – в жизни будущей. Там будет вечная Пасха, а отдания не будет. Там будет вечная радость, по слову пpоpоческому: «возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием, и радость вечная будет над головою их, они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис. 35:10)».

От Адама тесто человечества получило закваску смерти и все вскисло для тления. От Христа тесто человечества получилось закваску воскресения и жизни вечной. Очистим старое, чтобы сохранить новое по слову апостола Павла  (1Кор. 5, 7). Точку поставим словами Одесского и Харьковского новомученика сщмч. Онуфрия: «От тебя, возлюбленный, зависит дальнейшая твоя жизнь: хочешь вечной pадостной жизни с Богом, вечной Пасхи, – веруй в Бога и исполняй Его святые заповеди, как учит тебя Православная Церковь. Hе веруешь в Бога, живешь по-язычески – и для тебя будет вечная скоpбь и мpак».

Иерей Андрей Гавриленко
 

Опубликовано: ср, 05/05/2021 - 09:43

Статистика

Всего просмотров 1,531

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle