Подводные камни современной педагогики, или В чем опасность «машинного» мышления?

Сначала хочется сделать упредительный выстрел. У меня нет желания кого-то обидеть или с кем-то поругаться. Я не утверждаю, что то, что я пишу, правда в последней инстанции. Это скорее гипотеза, чем аксиома.  Смесь наблюдений и рассуждений. Я первый возрадуюсь, если окажусь неправ.

Единственной целью данной статьи является предупреждение о возможной опасности. Потому что, мне думается, у писателя, журналиста, а тем более священника есть некая функция дозорного, находящегося на мачте общественного корабля, который должен вовремя рассмотреть опасность и предупредить о ней.

Возможно, это опасность мнимая, как говорится, «ложная тревога». И это хорошо. Но если нет, то дай Бог, чтобы команда вовремя проложила новый курс, повернула корабль и он не налетел на подводные скалы.

И вот после этих разъяснений следует с Божьей помощью очертить тему статьи. Это педагогика XXI столетия.

Опасностью же в данной тематике я назвал «машинное мышление» или попытку из человека сделать биоробота.

Около десяти лет назад в Украине повсеместно ввели своеобразный выпускной экзамен, который одновременно являлся и вступительным экзаменом в вуз. Он называется на украинском языке «зовнішнє незалежне оцінювання», на русском «внешнее независимое оценивание» (далее ВНО). ВНО упростило жизнь выпускников и их родителей, без сомнения. Не нужно сдавать дополнительных экзаменов. Выпускные экзамены одновременно являются и вступительными. Опять же снижается уровень коррупции в образовательной сфере. Это все очень хорошо. Замечательно.

Но вот что тревожит. «Машинное» мышление. Человеку прививают алгоритмическое мышление электронной вычислительной техники. Не нужно глубоко знать предмет. Не нужно глубоко изучать его. Достаточно уяснить для себя алгоритм теста. Важен не сам предмет, а технологический метод экзаменации. Кроме того, меня лично пугает отсутствие во всем этом человеческого фактора. Он сведен к минимуму. Есть только взаимодействие человека с листком бумаги, с тестами и компьютером, который обрабатывает данные. Это некая система технологичная, с помощью которой и конкретного человека пытаются сделать частью этой технологической цепочки, частью алгоритма. И воздействуют на него таким образом, пытаясь ему привить это «машинное» алгоритмическое мышление. Т. е. не нужно знать то и то, обобщать, анализировать, делать выводы. Нет. Твое дело сделать отсюда и досюда. И всё. Об остальном не думай. Тебе не нужно думать. Тебе нужно быть проводочком в мировой паутине. За тебя  будет думать техника. Типа «ВНО» или гугла, фейсбука. Как сказал герой одного фильма: «Кнопку нажал – и ты сам себе ‟сенека”».  Это, конечно, пугает.

Далее, что настораживает. В системе образования педагогам говорят «вы не педагоги и не воспитатели, вы лица, которые передают информацию». Т. е. снова мы видим продукт «машинного» мышления.

Метод расчеловечевания взаимоотношений учителя и ученика. Один – «лицо, которое передает информацию», другой – «лицо, которое получает информацию». Два технических элемента типа транзистора и приемника, вне морали, вне нравственности, вне живых человеческих отношений.

Пугает и сегодняшний день, где мы видим следующий этап развития «машинного» мышления под названием «дистанционное обучение». Когда учитель и вовсе «превращается» в говорящую голову в экране. Он больше не теплый живой человек рядом, но часть механизма, часть электронной сети. Он соткан из импульсов и сплетен из проводов и удален от ребенка максимально.

И это при том, что ребенок и так почти с утра до ночи погружен в мир технологий и гаджетов. В искаженный, вымышленный, иллюзорный мир. И, наоборот, задачей современной педагогики, быть может, одной из главных задач является то, что нужно ребенка вырывать, как из опасного вязкого болота, из мира информационных технологий и выводить на свет Божий. Но в педагогике XXI века наблюдается обратный процесс. Ребенка пытаются потуже затянуть в виртуальный мир, наделив его тем самым машинным сознанием, чтобы в будущем он стал не свободным мыслящим человеком, но неким биороботом, двигающимся из точки «А» в точку «Б» по заданному кем-то маршруту и выполняющим нужную кому-то функцию.

Но человека машина не способна заменить. Потому что «традиция – это передача пламени, а не ковыряние в пепле». Пламя любви, пламя веры, жизненный опыт, мудрость способен передать только человек человеку.

Идеальная педагогика была в древних монастырях, где ученик жил вместе со своим старцем под одной крышей и исповедовался у него каждый день. Конечно, сейчас это почти недостижимо. Но отделение человека от человека – путь в ад. Путь в ад дорогой равнодушия. Потому что Богом так устроен мир, что мы, человечество, спасаемся друг другом. Вспомним главный критерий вхождения в рай (см. Мф. 25:31–46): если мы будем служить друг другу, если будем творить друг другу добро, если будем едины в Божественной любви.

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем беречь как величайшую драгоценность в мире живое общение друг с другом, возможность посмотреть друг другу в глаза и увидеть душу человека, увидеть на лице ближнего глубинную его эмоцию, согреться о тепло человеческой ладони. Этому и детей нужно с Божьей помощью учить.

Мы не машины, не роботы и не винтики в мировой паутине.  Мы образ и подобие Божие! Об этом нужно помнить всегда.

Иерей Андрей Чиженко

Теги

Теги: 

Опубликовано: пн, 15/03/2021 - 11:51

Статистика

Всего просмотров 5,108

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle