Два отношения к слову

Есть два отношения к слову: библейское и древнегреческое. Слово пророка и слово мастера. И между ними – большое различие. Для древних греков искусство осознавалось как ремесло и называлось technos («технос»).

«Технос» именовалось также любое из ремесел. Творец некоего произведения осознавал себя ремесленником. Только в эпоху Возрождения человек будет говорить: «Я не ремесленник, я – художник». Основным видом искусства в античности являлась скульптура, и греки не считали искусство центром жизни. Искусство для них находилось на периферии жизни их городов-государств. Даже на могиле великого Эсхила написано: «Сей человек прославился в войнах с персами» и ни слова не говорится о его несравненной драматургии.

Другой пример отношения к слову – это слово библейское, когда, допустим, пророк Елиуй говорит Иову: «Вот я, по желанию твоему, вместо Бога» (Иов. 33:6). Как это возможно? Ведь этот молодой человек говорит праведнику, что «я перед тобой вместо Бога, когда ты звал Его».

Как может быть вместо Бога, когда Иов, его друзья, Елиуй знают, что Бог один? Что это значит? Как говорит о себе такое будто бы простой человек? Это означает, что он не выдает себя за Бога, но представляет Бога, неся в своем сердце и языке Его высочайшие слова.

Елиуй говорит: «И от сего трепещет сердце мое и подвиглось с места своего. Слушайте, слушайте голос Его и гром, исходящий из уст Его» (Иов. 37:1–2).

Обратите внимание: когда Дух Святой действует в Елиуйе, то его сердце трепещет. Никто из трех других друзей Иова не говорит таких слов. Все они говорят наоборот – гордо, с превозношением, с уверенностью в своей правоте: мол, я знаю это, если вы не примите мое знание, то вас не ждет ничего хорошего. А Елиуй при каждом слове трепещет сердцем.

Сердце человека – это место, где живет Господь. И если в сердце Бог присутствует, то человек чувствует, как Дух Святой сотрясает вселенную, и его сердце трепещет. Не случайно Елиуй говорит «голос Его», а не «голос мой». Вот библейское отношение к речи.

В античности библейское отношение выражал мудрец Сократ. Вспомним диалог Сократа с чтецом Гомера – Ионом, где Сократ объясняет тому, что весь смысл великого поэта в том, что таковой намагничен Богом и от этой намагниченности получает свой дар. А его читатели и слушатели читателей уже намагничиваются от Бога через поэта и друг через друга, когда друг другу слова поэта передают.

Таковы два отношения, два полярных понимания, и они оба свойственны всей европейской культуре и до сих пор. Обратите внимание, что в древнееврейском языке 10 тысяч слов, а в шумерском – чуть больше 3 тысяч. И этого хватало, потому что древние евреи были нацелены на то, чтобы воспеть Бога, восхититься Им, а не разложить по полочкам некие малые понимания о Нем. Для сравнения: в древнегреческом словаре было 200 тысяч слов. Слово ремесленника против слова пророка.

Греция желала анализировать, слагать в систему, как это делал Платон. Библия хотела восхищаться и воспевать, как в Греции жил Сократ.

Небо не затащить в голову, но ему можно изумиться. Древние святые отцы поздней античности использовали греческий язык, чтоб выразить сложнейшие понятия богословия, которые не раскрыть на языках варваров. И эти же отцы прибегали к стихам и песне всюду, где определения философии, даже церковной, должны перейти в удивление, хвалу и песню. Путем этого синтеза – песни и мудрости – шел Сократ, а Платон и Аристотель шли только путем философии. Сократ был всеобъемлющим, как святые отцы христианства. Ученики Сократа и духовные его внуки разделены на две противоположных группы: киники и платоники.

Киники взяли от Сократа доминанту праведности, верной жизни, а платоники – верную мысль. Соединить обе эти вещи люди смогли только через 500 лет, когда пришел Христос и появились апостолы и святые отцы. Они же и назвали Сократа христианином до Христа, потому что он был всецелым человеком. Он собрал воедино мысль и жизнь.

Мы же почти повсеместно наблюдаем в людях разделенность жизни и мысли. Соединить это – означает сделать человека целым, цельным, подлинным, тем, кем он и был задуман, привести его к Небу. Люди не станут расти, пока не станут восхищаться тем, что выше их.

Артём Перлик

Опубликовано: пн, 21/12/2020 - 17:54

Статистика

Всего просмотров 3,982

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle