Воспитанник князя Владимира — норвежский король Олаф I

Одной из малоизвестных и неприметных страниц в жизни святого равноапостольного князя Владимира является эпизод принятия на воспитание норвежца, эстонского пленника, будущего конунга Норвегии Олава Трюгвассона.

Князь Владимир сыграл важную роль в жизни будущего норвежского правителя тем, что воспитал в нем мужество и силу, помог проявится тем человеческим качествам, которые были задавлены образом жизни в плену.

Самый ранний норвежский письменный источник, «История Норвегии» (XII в.), утверждает, что Олав родился на Оркнейских островах, где скрывалась его мать, спасаясь от убийц отца Олава. Другой источник того же времени, «Обзор саг о норвежских конунгах», утверждает, что мать Олава бежала в Оркни с Олавом, когда ему было три года по той же причине. Все саги сходятся во мнении о том, что Олав в конце концов пришел в Киевскую Русь, и находился при дворе князя Владимира в Киеве[1].

История об Олаве изложенная в «Круге Земном», своде скандинавских саг XIII в. является самой сложной, но также и самой последней, и вводит элементы истории, которых нет в более ранних источниках. В нем говорится, что Олав родился вскоре после убийства его отца в 963 г., на островке во Фьорландсватне, где его мать Астрид Эйриксдоттир, дочь Эйрика Бьодаскалле, скрывалась от убийц своего мужа во главе с Харальдом Серый Плащ, сыном Эйрика I Кровавая Секира. Харальд Серый Плащ и его братья захватили трон у Хакона Доброго. Астрид бежала в дом своего отца в Опланде, а затем отправилась в Швецию, где, как она думала, они с Олавом будут в безопасности. Харальд послал эмиссаров к королю Швеции и попросил разрешения забрать мальчика обратно в Норвегию, где он будет воспитан матерью Харальдf Серый Плащ, Ганхильдой. Шведский король дал им людей, чтобы помочь им требовать мальчика, но безрезультатно. После короткой драки Астрид (со своим сыном) снова убежала. На этот раз их пунктом назначения был Гардарик (Киев), где брат Астрид Сигурд служил королю Вальдемару (Владимиру I).

Олаву было три года, когда они отправились на торговом корабле в Новгород. Путешествие не увенчалось успехом: в Балтийском море они были захвачены эстонскими викингами; люди на борту были либо убиты, либо взяты в рабство. Олав стал рабом человека по имени Клеркон вместе со своим приемным отцом Торольфом и его сыном Торгилсом. Клеркон считал Торольфа слишком старым, чтобы быть полезным в качестве раба, и убил его, а затем продал двух мальчиков человеку по имени Клерк за барана. Затем Олава продали человеку по имени Реас за прекрасный плащ[2]. Шесть лет спустя Сигурд Эйриксон отправился в Эстонию, чтобы собрать налоги для князя Владимира. Он увидел мальчика, который, казалось, не был уроженцем. Он спросил мальчика о его семье, и мальчик сказал ему, что он Олав, сын Трюггве Олавсон и Астрид Эйриксдоттир. Затем Сигурд отправился к Реас и выкупил Олава и Торгилса из рабства и взял с собой мальчиков в Новгород, чтобы те жили под защитой князя Владимира. «Олаву было девять лет, когда он попал в Гардарики, и он провел у Вальдамара конунга еще девять лет. Олав был самым красивым, статным и могучим, а также самым искусным из всех норвежцев, о которых рассказывается»[3], сообщает сага

Тем не менее, по словам «Круга Земного», однажды на новгородской ярмарке Олав столкнулся с Клерконом, его поработителем и убийцей своего приемного отца. Олав убил Клеркона ударом топора по голове. Толпа последовала за молодым мальчиком, когда он бежал к своей княгине-защитнице чешке Аллогии с намерением убить его за проступок. Только после того, как Аллогия заплатила за Олава кровавые деньги, толпа успокоилась. Когда Олав подрос, Владимир назначил его главнокомандующим, но через пару лет князь стал опасаться Олава и его популярности среди солдат. «При Владимире Олав не бездействовал. Его темперамент, воспитание и тщеславие подталкивали  к участию в военных походах Владимира против славян, булгар и печенегов»[4]. Опасаясь, что Олав может стать угрозой безопасности его правления, Владимир перестал относиться к нему как к другу. Олав решил, что ему лучше искать счастья в другом месте, и отправился в Прибалтику.

Сага об этом повествует так. Олав сын Трюггви был все это время в Гардарики и был в большой чести у Вальдимара конунга и пользовался расположением его жены. Вальдимар конунг сделал его начальником войска, которое он посылал на защиту своей страны. Олав дал там несколько битв и был хорошим военачальником. У него самого была большая дружина. Он содержал ее на средства, которые давал ему конунг. Олав был щедр со своими людьми, и поэтому его очень любили. Но случилось, как это обычно бывает, когда чужеземцы достигают могущества или большей славы, чем туземцы, что многие стали завидовать тому, что конунг и еще больше — жена конунга так благоволят к Олаву. Люди стали нашептывать конунгу, что он должен остерегаться слишком возвышать Олава... Случилось так, что конунг поверил наговорам и стал сдержанным и недружелюбным в обращении с Олавом. Олав заметил это и сказал жене конунга, добавив, что хочет уехать в Северные Страны. Он сказал, что у его родичей была там раньше держава и что, вероятно, он там всего больше преуспеет. Конунгова жена пожелала ему счастливого пути и сказала, что он всюду будет пользоваться почетом, где бы он ни был. И вот Олав снарядился в поход, сел на корабль и направился в Восточное море. Он плыл на запад и, подойдя к Боргундархольму, стал его разорять. Местные жители вышли ему навстречу и завязали битву. Но Олав одержал победу и взял там богатую добычу[5]. Произошло это в 983 г.

Спустя годы успешных битв, альянса с королем Оттоном, позднейшим завоеванием Норвегии, в 995 г. Олав стал королем Норвегии, крестив народ той верой, к которой он приобщился, будучи на службе у князя Владимира. Центром Норвегии был город Тронхейм.

Олав продолжал проповедовать христианство на протяжении всего своего правления. Он крестил исследователя Лейфа Эриксона, который взял с собой священника в Гренландию, чтобы обратить в христианство своих родственников. Олав также обратил людей и графа Оркнейских островов в христианство. В то время Оркнейские острова были частью Норвегии. Олав погиб в 1000 г. в походе против польского князя Болеслава.

Таким образом, норвежец Олав, взращенный в Киевской Руси при князе Владимире, обрел утерянную в рабстве внутреннюю свободу, став христианином, крестил свой народ и управлял им до своей смерти. Как и многие правители своего времени, ему не было чуждо властное правление, которое и привело к смерти.

Протоиерей Андрей Ухтомский

Примечания:

1. Bagge S. The Making of a Missionary King: The Medieval Accounts of Olaf Tryggvason and the Conversion of Norway // The Journal of English and Germanic Philology, 2006. 105 (4). Рр. 486–487.
2. Сага об Олаве, сыне Трюггви. // Снорри Стурлусон. Круг Земной. М., 1980. Сс. 97–150.
3. Сага об Олаве, сыне Трюггви (VIII). // Снорри Стурлусон. Круг Земной. М., 1980. С. 101.
4. Jones G. The Legendary History of Olaf Tryggvason: The Twenty-second W. P. Ker Memorial Lecture. Glasgo, 1968. Pр. 17–18..
5. Сага об Олаве, сыне Трюггви (XXI). // Снорри Стурлусон. Круг Земной. М., 1980. Сс. 110–111.

Опубликовано: вт, 28/07/2020 - 17:56

Статистика

Всего просмотров 2,409

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle