Тема наставничества в кельтском христианстве

Важной, хотя и не всегда явно выделенной темой северной традиции является тема наставничества.

Можно сказать, что она отражена более в самой жизни северян, чем в текстах и литературных памятниках, оставшихся от них.

Что ж, апостольское христианство всегда чтило наставников-старцев, и сама тема правильного духовного учительства-ученичества – одна из важнейших в Евангелии.

Исследователь кельтского наставничества Эдвард Зелнер пишет, что у ирландских христиан существовала  древняя концепция «друга души», который выслушивает тебя, любит, понимает и наставляет. В своих статьях Э. Зелнер говорит об историческом происхождении отношений с другом души. Эта практика возвращает нас к отцам-пустынникам, поскольку сама по себе не является новым явлением в христианстве, а, как известно, кельтское христианство ирландцы унаследовали от восточной православной традиции. Сам святой Патрик Ирландский жил в монастыре святого Мартина Турского, его наставником был святой Герман Оксеррский (умер в 448 году), который, в свою очередь, унаследовал традицию от преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (умер в 435 году). А преподобный Иоанн Кассиан Римлянин был учеником известного константинопольского святителя Иоанна Златоуста (умер в 407 году) и монахов-подвижников из египетской пустыни, где он прожил, немало лет обучаясь аскетике. Святой Иоанн Кассиан основал в Марселе два монастыря: мужской и женский, ведение которых совершалось по восточным уставам, их он хорошо знал.

По этим уставам, которые усвоил и святой Патрик Ирландский (и он же впоследствии перенёс в Ирландию), для христианина необходимо иметь духовного наставника, который должен привести человека к спасению, к раю и к Христу. Духовник должен сам хорошо знать дорогу туда, чтобы иметь дерзновение руководить другими людьми к спасению. Поэтому духовником становится только опытный человек, чаще всего мужчина, но может быть и женщина. Тут также прослеживается одно из отличий кельтской Церкви, унаследовавшей восточный образец от западного образца, который позднее разовьётся в католицизм. Так, в западной европейской традиции наставником может быть только мужчина, обязательно священнического сана. А в восточной Церкви, соответственно, в кельтской, наставниками могли становиться и опытные монахи, не имеющие священнического сана, и даже женщины, если духовная опытность позволяла им принять на себя руководство душами людей. Так, например, наставницей и духовной матерью святого Брендана Мореплавателя была известнейшая ирландская святая преподобная Ита Киллидийская (умерла в 570 году). 

Ита говорила, что Господь больше всего любит три вещи: чистое сердце, простую жизнь и щедрую милостыню. Умерла святая Ита около 570 года, ей было тогда 90 лет. В стихотворении Алкуина о святых Ирландии о святой Ите говорится как о «кормилице всех святых Ирландии», настолько много было у неё духовных детей, которых она вела за собой.

Святая Бригитта Ирландская также имела множество учеников. Легко заметить, что существование женского наставничества характерно именно для восточной Церкви, а не для западной, но кельты унаследовали именно восточную церковную традицию.

Ирландцы называли духовного наставника «анамкара», что означало «друг души», или «душевный друг». Эти термины очень точно отражали внутреннюю суть самой идеи наставничества. Потому что наставник в восточной традиции не руководитель и не начальник (такое понимание характерно для поздней западной традиции (что выражено, например, в  традиции католической), но не для кельтов, унаследовавших традицию Востока.
Наставник на востоке – это слуга всем тем, кого он хочет привести к спасению. Наставник ради любви к тем, кого он наставляет. Наставник, который в своей деятельности руководствуется словами Христа: «…Кто хочет между вами быть бо́льшим, да будет вам слугою…». Это служение ближнему по любви к ближнему и лежало в основе духовного наставничества. Само наставничество соприродно восточной церковной традиции, ещё апостолы были первыми наставниками первых обратившихся христиан, а те, в свою очередь, становились наставниками следующих поколений христиан. Нужно сказать, что в восточной церковной традиции наставничество сохранилось до настоящего времени. Также можно легко заметить, что вслед за появлением христианства в Ирландии там появилось и наставничество. Первыми наставниками, «друзьями души» стали сам Патрик Ирландский и его ближайшие ученики. В своей «Исповеди» Патрик пишет, что за годы своей миссионерской деятельности крестил несколько тысяч человек. По древней традиции крестивший священник становился наставником крещаемых им людей и наставлял их до своей смерти. Такая традиция, впрочем, существовала не везде, но наставника желал иметь всякий, серьёзно относящийся к своей вере.

История о св. Бригид из Килдара, найденная в рукописи начала IX в. Martyrology of Oengus the Culdee, свидетельствует о важности анамкара: священник, приемный сын Бригитты часто посещал ее. Он часто обедал с ней в столовой. Однажды после причастия она позвонила в колокольчик. «Хорошо, молодой священник, – сказала Бригитта. – У тебя есть друг души?» «Есть», – ответил молодой человек. «Давайте споем ему панихиду», – предложила Бригитта. «Почему?» – спросил молодой священник. «Потому что он умер, – сказала Бригитта. – Когда ты доел свою порцию, я увидела, что он умер». «Как вы узнали?» «Это было нетрудно, – отвечала Бригитта. – С того времени, как твой друг души умер, я видела, что пища лежит в твоем теле, а ты без головы. Иди и ничего не ешь, пока не найдешь душевного друга, ибо каждый, кто не имеет друга души, как тело без головы, как вода в грязном озере – из нее ни приготовить, ни умыться – так и человек без друга души».

Эта история показывает, насколько серьёзным было отношение кельтов к своим анамкара, которые должны были привести их к желаемому спасению. Доверие наставнику считалось безусловным и абсолютным, но это ни в коем случае не были отношения подчинённого и начальника, потому что послушание, которое послушник оказывал своему наставнику, являлось добровольным и наставника послушник всегда избирал себе сам. Однако, кроме всего нескольких случаев, наставник избирался на всю жизнь, менять его было нельзя. К смене наставника могли побудить только такие обстоятельства: если наставник начинал проповедовать ересь, если пользы от общения с наставником не было у послушника. Пользой тут считалась победа над страстями, которых, по классификации аскетов-подвижников, в человеке насчитывается восемь основных (хотя у них есть и много подвидов). Это чревоугодие, блуд, гнев, сребролюбие, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Страсти могут соединяться в разнообразные комбинации, и тогда появляются новые страсти, исходящие из этих восьми, как, например, раздражительность в человеке проявляется от гнева и гордости одновременно, но больше от гордости. Такая классификация страстей считалась классической ещё при преподобном Иоанне Кассиане Римлянине, и Патрик Ирландский хорошо её знал, поскольку и сам имел наставника.

Основной работой наставника было именно помочь послушнику искоренить в себе все эти страсти, так как по учению восточной Церкви, если сердце человека очищается от страстей, то оно становится местом вселения Бога, что и является конечной целью всего подвижничества. Такими наставниками часто становились игумены ирландских монастырей, вокруг которых собирались общины новых монахов. Само устроение этих монастырей часто связано с тем, что некий подвижник поселяется в неком лесу или на острове. Вначале он живёт совершенно безвестно для других, но непрерывно ведёт борьбу с самим собой, со страстями и постоянно молится Богу одной из разновидностей молитвы Иисусовой, каковую традицию привёз некогда в Галлию преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Постепенно подвижник становится известен местному населению и многие люди приходят к нему, чтобы он помолился о них. Подвижник молится, и люди получают помощь по его молитвам. Так растёт известность подвижника, к нему начинают приходить некоторые люди уже не за помощью в своих делах, а для того, чтобы самим научиться духовной жизни путём подражательства житию самого подвижника. Они образуют общину вокруг подвижника и становятся монахами, а подвижник – настоятелем монастыря и игуменом. Естественным образом он же становится наставником и духовником пришедших к нему людей, которые во всём слушаются его, потому что видят в нём человека не земного, а небесного и ради этого идут за ним. Большинство монастырей Ирландии было основано именно так, хотя случалось, что игумен посылал часть монахов основать где-то новый монастырь, при этом игумен выбирал для них духовного отца из числа своих духовных детей.

Наиболее полно тема наставничества отражена в северной традиции в житийной литературе. Классический пример такого житья – «Плаванье святого Брендана». В плавание преподобный Брендан отправляется вместе с двенадцатью своими учениками. Ученик его погибает именно по той причине, что потерял доверие своему наставнику и стал скрывать свои помыслы от него. В результате демон завладевает его помыслами, заставляет его грешить и в конце приводит к гибели. При сказочности многих деталей как в «Плавании святого Брендана», так и в «Путешествии святого Брендана» тема наставничества прослеживается очень чётко и явно. Когда, допустим, в море Брендан и ученики встречают морского змея, ученики пугаются, а Брендан им говорит, чтобы они не потеряли самого Господа из-за глупого страха перед чудовищем. И ученики тотчас слушаются его и успокаиваются.

Наставнику часто открыто будущее, и он прозревает судьбу своих учеников и многие происходящие события. Тот же Брендан ведёт своих учеников на остров, где они служат пасхальное богослужение. После службы Брендан говорит, что это на самом деле не остров, а большая рыба Фаститокалон. Когда же ученики пугаются, что рыба может нырнуть и утопить их всех, Брендан успокаивает их и говорит, что этого никогда не случится, так как рыба послана в утешение им от Самого Создателя. Всё происходит в точности по слову Брендана, но этот сказочный мотив в «Плавании» отражает реальную практику доверия наставнику. Когда теряется доверие, то и послушание невозможно, так как духовные дети должны верить и видеть, что духовник, «друг души» может привести их к очищению от страстей и спасению. Без доверия наставнику послушание теряло всякий смысл и не могло быть осуществлено. Это знание перешло к кельтам также из восточной традиции, где было разработано и систематизировано учение о послушании, каковое мы, в частности, можем найти у многих аскетов IV века, в том числе и у преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, чьё влияние на кельтов Галлии и Ирландии было весьма велико.

Кельтские наставники нередко путешествовали и в некоторых случаях даже вели кочевой образ жизни, но их ученики всегда следовали за ними. Наставника нельзя было оставлять надолго, кроме вышеизложенных поводов для этого. Наставничество повсеместно распространялось в Ирландии, везде, где создавались монастырские общины, был свой наставник и у него имелись духовные дети. В некоторых случаях в монастыре могло быть несколько духовных наставников, тогда монахи сами выбирали, кто станет их личным «другом души». А вот практика, когда человек живёт в одном монастыре, а его наставник в другой обители, не была распространена  в кельтской Церкви по той причине, что монастырей было очень много, и каждый человек, когда шёл в монастырь, уже, как правило, знал, кто станет его наставником. Но такая практика удалённого наставника никогда не ставилась под сомнение и не оспаривалась, просто в тот момент исторически была излишней для ирландцев. Многие из наставников были прославлены позднее в лике святых, но почитались таковыми ещё при своей земной жизни. Святой Брендан, святая Ита, святая Бригитта, святой Коламба, святой Иона – это известные, но далеко не единственные наставники ирландских монахов, так как наставников было действительно много и все ищущие спасения обязательно находили себе наставника.

Чаще всего подвижник сам имел наставником другого подвижника или подвижницу. Однако в некоторых случаях человек с самого начала становился отшельником, жил в лесу или на отдалённых островах, где постился, молился и трудился своими руками. Этот вид подвижничества назывался в Ирландии «Зелёное мученичество» и был широко известен. Но нужно отметить, что в той или иной мере к руководству или совету опытных наставников прибегали также и отшельники, что характерно для восточной традиции вообще, где даже у основателя монашеского жития, преподобного Антония Великого, был свой наставник, которого в восточной традиции называют «старец». 

Из многочисленных текстов житий ирландских православных святых можно сделать вывод, что наставничество было повсеместно распространено в виде классических отношений аввы и духовных детей, «друга души» и детей его. Эти отношения сложились на самой заре христианской истории. Первая апостольская община имела своим учителем и наставником Самого Христа, и последующие общины апостолы основывали по принципу учительства и ученичества.

Артём Перлик

Опубликовано: пн, 22/06/2020 - 17:07

Статистика

Всего просмотров 978

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle