Почему настоящая вера рождает нас, а не мы ее?

7 марта Православная Церковь празднует день памяти сщмч. Поликарпа Смирнского. Среди всех мужей апостольских он один из тех известных святых (вместе со сщмчч. Климентом и Игнатием), кто действительно непосредственно общался с самими апостолами.

Сщмч. Поликарп был учеником св. ап. Иоанна Богослова, о чем ясно свидетельствует свт. Ириней Лионский, передавший нам значительное количество сведений о его жизни. Также окружное послание Смирнской церкви, направленное церкви Филомелийской и получившее название «Мученичество св. Поликарпа», стало одним из первых мученических актов, дошедших до наших дней. Среди сочинений, написанных непосредственно самим Поликарпом, числится лишь одно «Послание к Филиппийцам», хотя есть все основания полагать, что его письменная деятельность отнюдь не ограничивалась этим трудом. По преимуществу своего содержания оно является «посланием пастырским», а потому не богато на догматические рассуждения, но, учитывая, что позади пока еще лишь одна неделя Великого поста, этическая сторона сочинения будет более уместной. О ней и скажем несколько слов.

Основной темой послания является праведность, причем основана она на трех главных христианских добродетелях: вере, надежде и любви. Особый акцент сщмч. Поликарп делает именно на вере, называя ее «матерью всех нас». Это весьма важный нюанс, ведь в таком прочтении веру нельзя отнести к некой простой душевной деятельности человека. «Мать» только и именуется «матерью» в результате того, что «рождает». Если вера – это удел личных вкусовых предпочтения человека, то в таком случае мы ее «рождаем», но такая вера некрепка, ее, по сути, и верой-то назвать нельзя – это больше некий эстетический приоритет, который сегодня может быть одним, а завтра другим. Думается, что реалии жизни современного общества – яркое тому подтверждение. О вере говорят и рассуждают много, но только за кружкой пива или чашкой кофе, при этом в душе человека ничего не происходит. И действительно, с таким отношением все равно куда ходить «святить» разные продукты или букетики. Но когда жизнь преображается, когда снаружи мы видим все того же хорошо знакомого человека, но сердцем «чуем», что что-то с ним не так, что эта внешняя «оболочка» наполнена уже совершенно иным «содержанием», источающим невидимое «свечение», то тогда уже вера «рождает» человека, настоящего нового христианина. Мертвая вера – это просто ассоциация, некое соотнесение себя в текущий момент жизни с определенной конфессией, которая просто больше нравится. Живая вера – принцип жизни и деятельности человека.

В изложенном понимании веры не хватает еще одного и очень важного «Элемента». Некая идея, пусть и христианская, взятая в своем «сухом» отвлеченном изложении, может мотивировать, вдохновлять, но не преображать. Преображение же, если угодно, и формирование новой личности могут происходить лишь под действием другой личности. Если мы говорим о подлинной вере, то в таком случае ее невозможно помыслить без Господа. Именно поэтому второй темой послания сщмч. Поликарпа является тема подражания Христу.

Учитывая, что мы говорим о II веке истории христианства, то отношение к вопросам мученичества и исповедничества приобретает здесь особую актуальность. По наличествующим свидетельствам можно говорить, что свои страдания мученики и исповедники воспринимали не просто как наложенную кару за совершенные преступления или возможность достижения вечной жизни, но прежде всего как возможность приобщения к подвигу Самого Христа, как подражание Его страданиям. Обратимся к тексту послания сщмч. Поликарпа: «Будем непрестанно пребывать в нашей надежде и залоге правды нашей – Иисусе Христе, Который ‟грехи наши вознес на Своем теле на древо, Который не сделал греха и в устах у Которого не обрелось лжи”, и Который все претерпел ради нас, чтобы нам жить в Нем. Будем подражателями Его терпения; и если будем страдать за имя Его, прославим Его. Ибо такой образ Он представил нам в Самом Себе, и мы уверовали этому».

В этом можно видеть и проявление, и достижение подлинной свободы человека. Вешняя свобода, воспринимаемая сегодня в смысле вседозволенности, когда я что хочу, то и делаю, – это лишь иллюзия свободы, ведущая к рабству. Формируется она в результате того, что человек свободу выбора путает со свободой воли, тем более что сегодняшнее общество потребления только способствует этому. Приведем пример: человек, пораженный недугом пьянства, при наличии необходимого количества денег может из огромной номенклатуры предложений лишь выбрать бутылку пива или коньяка, но не волен выбирать пить или не пить. Подлинная же свобода воли не обязательно предполагает наличие внешнего выбора, – это внутренняя данность, умение свободно воспринять (часто сложные или тяжелые) сложившиеся внешние обстоятельства как возможность.

«Стойте в этих добродетелях и следуйте примеру Господа: будьте тверды и непоколебимы в вере, храните братство во взаимной любви и единении истины, оказывайте друг другу кротость Господа, никого не презирая», – пишет сщмч. Поликарп. Вот мы видим, что быть твердым в вере, хранить братство, оказывать кротость – все это требует от человека напряжения воли, иногда запредельного, ведь продолжительность его может простираться во времени на всю жизнь. «Прохлаждаясь», «терпеть» или «хранить» попросту невозможно – это огромная работа, совершение которой без поддержки Бога нельзя. Именно поэтому все мировоззрение сщмч. Поликарпа Смирнского христоцентрично, ведь Ему «все покорено небесное и земное» и Ему «все дышащее служит».

Вернемся еще раз к понимаю веры, о котором было сказано вначале. Вера «рождает» нового человека, «рождение» это невозможно без преображающей силы Христа, Который ради нас взошел на Крест. Новый же человек посредством терпеливого и безропотного перенесения собственных испытаний приобщается к страданиям Спасителя, и от этого «Воскресивший же Его из мертвых воскресит и нас». Таким образом, всех тех, кого можно отнести к так называемым номинальным христианам, нельзя считать людьми верующими. Отвергнув искупительные плоды Богочеловека, они фактически противопоставляют себя Христу и соотносятся с Его распинателями. По слову сщмч. Поликарпа, участь таких людей незавидна, ведь «кровь взыщет Бог от неверующих Ему».

Сделаем краткий вывод. «Послание к Филиппийцам» сщмч. Поликарпа Смирнского – это произведение христианской древности, наполненной добротой и любовью, но вместе с тем и грозными предупреждениями. Его определение веры пусть каждый примерит на себя и отсюда либо еще с большим усердием продолжит правильно выбранный путь, либо изменит его так, чтобы конечной его целью стал наш Спаситель.

Напоследок же укажем на общие обязанности христиан, отмеченные сщмч. Поликарпом: «Итак, будем служить Ему со страхом и всяким благоговением, как Он заповедал Сам и благовествовавшие нам апостолы и пророки, предсказавшие пришествие Господа нашего. Будем ревностны в добре, будем удаляться от соблазнов, от лжебратьев и от тех, которые лицемерно носят на себе имя Господне и вводят в заблуждение людей легкомысленных».

Протоиерей Владимир Долгих

Опубликовано: пт, 06/03/2020 - 20:34

Статистика

Всего просмотров 1,259

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle