Размышления о вечерней службе

Эти размышления я писал, вслушиваясь в необыкновенную красоту и смысл православного вечернего богослужения, в котором всегда столько внутреннего сияния, что это не может не рождать отклик в сердце поэта и писателя.

Для того, кто хочет, чтоб добродетель пришла в его душу, чтоб его жизнь была настроена в соответствии с Евангелием, нет лучшего средства, чем частое посещение церковной службы. Здесь Дух Святой даёт нам силу на земле жить только для Неба.

Богослужение приводит душу к молитве: «Господи, все эти люди вокруг – Твоё сокровище». Обидеть кого-то, нанести вред становится немыслимым. И ты легко начинаешь предпочитать себе ближнего.

Именно на службе, в молитве, в Таинствах Христос учит приходящих к Нему быть кроткими и смиренными сердцем.
И что есть смирение? Это радость от того, что все вокруг лучше тебя, но и о тебе как о сыне печётся Бог.

Когда святые отцы становились игуменами монастырей, они начинали наведение порядка с того, что упорядочивали ритм богослужения. И это верно не только для монашеских обителей, но и для всякого христианина: вначале нужны регулярность, постоянство и частое посещение службы вообще. А вслед за этим придёт и жажда постоянного причащения, без которого духовная жизнь невозможна.

Мой друг однажды рассказал, как над неким участком его огорода каждую ночь светил большой уличный фонарь. И кукуруза, насыщенная светом, вырастала там до двух с половиной метров, невиданными побегами возносясь в высоту. Можно сказать, что служба в храме – тот же фонарь, зажженный ночью для нас. В его свете дýши вырастают до такой высоты, что там, где они растут, сразу начинается Небо.

Вряд ли есть другой способ, кроме покаянного плача, сделать свою душу детской и нежной, и вряд ли что-то ещё нужно человеку, кроме души, в которой обитает Бог.

Однажды вдруг понимаешь, что каждая малая молитва есть драгоценность. Ее на земле не с чем сравнить.

По определённым причинам я не смог попасть на прекрасную вечернюю службу ко дню Святителя Николая. Тогда пришла мысль позвонить одной из своих студенток, стоявшей в храме, и по телефону прослушать столько службы, сколько хватит минут в тарифе.

Сколько всё-таки чувств рождает православное богослужение: и осознание ценности времени, и чудо жизни вообще, и радость, которая охватывает тебя, о красоте множества живущих и живших людей, и Его мудрое водительство рода людского к радости.

И если твоё – это только то, что в тебе для всех, то наш Бог – это Бог для всех, Который ничего Своего не оставляет Себе, но в любви дарит всё до последней мелочи нам. И что есть служба как не явленная и пропетая Его любовь к каждому человеку? Это овеществление любви и делает услышанные и произнесённые молитвы такой драгоценностью, такой светлой и важной жемчужиной сердца, что хочется, по евангельскому слову, «всё продать и купить её». А между тем она нам даётся даром, чтоб мы тоже захотели отдать Богу и каждому близкому до конца всё, что имеем.

Прийти на вечернюю по разным причинам бывает трудно: усталость, множество дел, препятствия со стороны неверующих родственников. Точно так же людям трудно отказываться от страстей ради неведомого блаженства. Но сама благодать Господня помогает нам радоваться нашему выбору: и посещению вечерней службы, и чудесному путешествию в рай.

Богослужение делает душу кроткой. Нам вдруг становится жалко даже тех, кто нас не любит. Это и есть действие благодати Божией, когда мир становится живой сказкой.

Служба даёт нам осознать ту мысль, которая, прежде всего, принадлежит Богу: в этом мире для нас нет чужих.

Люди стремятся к службе ещё и потому, что их сердца явно чувствуют, что каждая проведенная на богослужении минута уничтожает живущий в нас грех и душевную испорченность.

За день душа утяжеляется совершенными грехами и даже простым объедением. Чтобы вернуть ей лёгкость, чтобы и дальше жить в благодати, существует вечерняя служба.

Кто-то из афонских старцев сравнивал вечернюю молитву с реками, питающими все наши добрые дела днём.

Вечерняя служба, как и Литургия, настраивает нашу душу на Небо и мало-помалу всю жизнь человека наполняет Небом.

Прикосновение к молитвенной и храмовой благодати открывает человеку, что он виновен, и даёт ему светлую силу к перемене жизни.

Вся красота души, которую человек жаждет и не может достичь, сама собой приходит к нам через храмовую службу и вообще молитву.

Богослужение есть неиссякаемый источник вдохновения для человека.

В вечерних и ночных молитвах заключены праведность и направленность к Богу нового дня. И в этом один из важных секретов вечерней службы.

Нет такого великого героя, который бы сам собой, без молитв и богослужений, настроил душу жить Богом.

Всеми добродетелями, которые христианин имеет, он обязан богослужению и молитве. Они образуют его душу в нечто, достойное Неба.

Благодать делает то, чего мы не можем сами. Она дарит нам чистоту. Понимающий это готов ходить на храмовую службу каждый день.

Внимательная к словам молитва разрушает все препятствия в сердце, которые мешают человеку целиком и полностью жить только Богом.

По светлой логике богослужебного Устава вечер и ночь – время для молитвы. Кто-то из афонских старцев XX века сравнивал вечернюю молитву человека с подземной рекой, которая наполняет колодцы добрых дел в течение дня.

А Патриарх Павел Сербский говорил, что нет большего блаженства, чем измождённому трудами человеку прийти в молитву. Важно тут и то, что все эти мудрые подвижники, и древние, и современные, говоря о молитве, имеют в виду не вычитывание правил, но личный разговор с Богом, перемежаемый с Иисусовой молитвой. Все они явно ощущали свет и блаженство в таком общении, когда ты вслушиваешься в Господа и ещё говоришь ему обо всём, что случилось с тобой, знаешь, что тебя слушает Любящий, потому что, только встречая подлинную любовь, человек желает просить прощения за всё то, где он поступал и жил вне её.

Артём Перлик

Теги

Социальные комментарии Cackle