Один в поле не воин

Слово архимандрита Маркела (Павука), духовника Киевских духовных школ.

Как мы слышали из воскресного Евангелия, Господь исцеляет расслабленного человека по вере принесших его (см. Мф. 9:1–8).

Вокруг нас тоже много расслабленных, но не физически (физкультура и спорт ныне все более становятся популярными и укрепляют здоровье), а духовно. Сколько людей не могут справиться с пристрастием к алкоголю, сигаретам, наркотикам или со страстями гнева, блуда, властолюбия, других пороков и даже склонны считать их нормой жизни. Да и сами мы поддаемся духовному расслаблению, когда соглашаемся на грех или не желаем противостоять ему.

Нынешнее Евангелие показывает нам, что победа над грехом во многом зависит не от наших усилий, ибо мы, как тот расслабленный, бывает, что не можем и пальцем пошевелить ради своего спасения, но от окружающих нас людей. Об этом ещё задолго до Рождества Христова учил святой царь Давид: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17: 26–27). Мы собираемся в Церкви для общей молитвы, чтобы таким образом поддерживать друг друга в борьбе с грехом и укрепляться в добродетелях силой благодати Святого Духа, которая подаётся через Таинства, в которых мы участвуем.

Есть много собраний, где тоже возносится молитва, но при этом их члены объединены не любовью друг к другу, а ненавистью к инакомыслящим. Ныне, например, отпавшие от Церкви и оказавшиеся в расколе или секте оправдывают себя, ставя нам в вину то, что среди нас нет любви, что мы служим агрессору и т. д. Кто-то указывает на дорогие вещи священнослужителей, кто-то соблазняется их нецеломудрием. Можно придумать ещё тысячу причин, чтобы не быть в Церкви. Если кем-то вносится соблазн, то он рано или поздно будет отвечать за это перед Богом, ибо, как пишет апостол, возмездие за грех – смерть (Рим. 6:23). Но многие торопятся вынести свой небеспристрастный суд. В результате они сами закостеневают в своем неверии и злобе, забывая о золотом правиле человеческих взаимоотношений: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1).

Господь ясно говорит, что для того, чтобы жертва была Ему приятной и человек не ушёл из храма неуслышанным, нужно прежде пойти и помириться с ближними (см. Мф. 5:23–24). Если этого не происходит, то молитва служит не прославлению Бога, а греху.

Когда Церковь говорит, что у раскольников все таинства и обряды безблагодатные и недействительные, то это делается не по ненависти к отпадшим, а наоборот, по любви к ним. Мы в любую минуту готовы принять их в Церкви, лишь бы они раскаялись в своей злобе и тоже стали причастниками Божественной благодати.

Ныне мы особо чтим святого равноапостольного князя Владимира, который, как сказано в тропаре, "уподобился купцу, ищущему доброго бисера". Как описывает наш преподобный Нестор Летописец, он долго испытывал другие вероучения, посылая послов к иудеям, мусульманам, немцам. И лишь к греческой православной вере склонилось сердце князя. Почему? Потому что здесь его посланники увидели неземную красоту. Они настолько были поражены богослужением в храме Святой Софии, что не знали, где находятся — на небе или на земле.

Ощущение неземной красоты ни с чем не сравнимо: ни с музыкой, ни с поэзией, ни с архитектурой. Все перечисленное — это лишь жалкие ее отблески. Ощущение неземной красоты – это ощущение благодати Божией. Она даётся даром, лишь бы сердце человека не было загрязнено страстями, с которыми он не хочет бороться. Особенно надо бояться гордыни и властолюбия, которые могут полностью блокировать действие благодати.

Святой князь Владимир до своего крещения считал, что всего в этой жизни надо добиваться жестокостью, коварством и насилием. Самое большое наслаждение ему доставляли плотские утешения, для чего он содержал большой гарем. Но, видимо, по молитвам его бабки, святой равноапостольной княгини Ольги, постепенно у него начала пробуждаться совесть, и он испытал отвращение к своей жизни в язычестве. После поисков истинной веры, когда он даже ослеп физически, Господь наконец отряхивает его слепоту: вначале телесную, а затем душевную. И происходит чудесная перемена. Владимир, который был развратным, гордым и жестоким человеком, становится Владимиром, которого в народе с любовью стали называть Красным Солнышком.

Могла бы произойти эта чудесная перемена, если бы не молитвы святой княгини Ольги и убедительный рассказ послов, сердца которых коснулась благодать Божия?

Итак, если мы хотим победить свои грехи и страсти; если мы хотим, чтобы изменились наши близкие, освободились от пороков и страстей, никогда не стоит надеяться лишь на свои силы, а обязательно надо обращаться к силе общей церковной молитвы. Именно по молитве всей Церкви, как учит святитель Амвросий Медиоланский, прощаются наши грехи. Ибо один в поле не воин. Аминь.

Теги

Социальные комментарии Cackle