Чем отличается жизнь по совету от жизни по послушанию?

Размышления иерея Андрея Чиженко.

Данный вопрос очень актуален. Очень часто понятия «жизни по совету» и «жизни по послушанию» у человека смешиваются. С одной стороны, происходит некое натягивание формы (именно не духа, а формы) жизни древних подвижников и аскетов на себя. Присутствует попытка втиснуть отношения «старец – духовное чадо», предположим IV–V столетия по Рождестве Христовом, в отношения «батюшка–я» XXI столетия. Это очень разные сферы духовной жизни в Церкви. С другой стороны (также из священнического опыта), некие высказывания святых отцов, евангельские цитаты и пр. пытаются поставить на службу себе: своему духовному заблуждению (прелести), жажде власти, гордыне, сребролюбию и пр.

Во избежание подобных духовных заблуждений хочется привести с Божьей помощью цитату святителя Игнатия (Брянчанинова) из книги «Аскетические опыты» (том 1, раздел «О чтении святых отцов»): «Каждый избери себе чтение Отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает Отцов, писавших о безмолвии; инок живущий в общежитии, – Отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира, – святых Отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства. Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях Отцов. Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполнимыми самым делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем, – мысли твои находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних. При неправильном чтении Священного Писания и святых Отцов, легко можно уклониться с спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими. Аминь».

Проиллюстрируем с Божьей помощью данную цитату. Мирянину нельзя вести себя в миру подобно монаху. Полное послушание в духовном, морально-нравственном и даже в бытовом смысле (отформатирования и нормировки жизни) возможно только в монастыре. Принимающий на себя монашеский ангельский образ дает три обета: обет целомудрия (безбрачия), обет нестяжательства и обет послушания (т. е. полное послушание игумену монастыря, а также своему духовному наставнику из числа братии монастыря). Как правило, игумен монастыря и духовный наставник из опытных пожилых монахов, который дается новопостриженному брату, являются продолжателями древней монашеской традиции и преуспели в ней. Кроме того, они имеют возможность наблюдать за своим чадом и днем и ночью, находясь рядом с ним в одной обители практически круглосуточно. В древности монахи и послушники исповедовались своему старцу ежедневно. И он знал практически все об их внутренней жизни. И мог ее направлять.
В миру все немного по-другому. Здесь полное послушание и подчинение возможно лишь в одном случае: иерархическом, административном. Например, отношения типа «Правящий Архиерей–священнослужитель епархии». Для священника слово Правящего Архиерея должно быть законом. Поэтому он и называется «архиереем», т. е. в переводе с греческого «старшим, начальником над иереями». Об этом говорит приставка «архи». Пример «архистратиг Михаил» – «полководец Ангелов, старший над Ангелами».

Также послушание и подчинение должно быть в приходе, снова-таки в иерархическом, административном смысле. Настоятелю прихода обязаны подчиняться церковнослужители: пономари, певчие, свечницы, уборщицы. В этом проявляется иерархическое строение Церкви.

Но в морально-нравственном смысле, духовном смысле никто, кроме Бога, не должен довлеть над душой человека. В миру именно в сфере сокровенности человеческой души более применимы отношения типа «жизнь по совету». Батюшка дает советы. Вы лично вольны в своем выборе принять их или не принять.  

Священник – это не старец. И не надо путать эти две (и обе духоносные) формы жизни в Церкви. По катехизису священнослужитель получает во время Таинства Хиротонии три дара: дар молитвы и совершения Таинств, богослужений, обрядов; дар учительства, проповеди и всего, что с этим связано; дар управления (для священника – приходом, для епископа – епархией). Но нигде не сказано, что священник получает дар вторжения в душу человека для того, чтобы управлять всеми сферами человеческой жизни. Даже в Таинстве Исповеди священник только свидетель, а в Таинстве Евхаристии Совершителем Литургии в главном, сокровенном ее смысле является Господь.

Старчество как дар, собственно говоря, и является даром Святого Духа. Только нужно обращаться к старцу, который проверен Церковью и его авторитет духовный Церковь признает.

Священнослужитель же в духовной жизни дает советы. А вам уже решать, принимать их или не принимать. Эти советы должны для вас стать не гирями, сковывающими и тяжелыми, но ступеньками для лестницы в Небо.

Только (и это тоже из опыта), когда задаешь батюшке вопрос, отвергнись себя. Не ищи своего. Не ищи подтверждения собственной мысли, не ставь перед собой эгоистических целей. Ищи ответа, ищи разрешения проблемы, ищи Истину. И стучащему Она откроется.

Опубликовано: пн, 22/07/2019 - 13:10

Статистика

Всего просмотров 910

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle