«Слушай анекдот! Блондинка молится Богу…»

Православие и Мир - Яндекс Дзен

В последнее время в соцсетях можно наблюдать множество сообществ, объединенных темой "православного юмора". Смешные картинки, цитаты, фото из жизни верующих и так далее. Анекдоты встречаются. Но от некоторых "перлов" порой становится не по себе. Одно дело - иронизировать над собственными недостатками, другое - анекдоты про Бога, даже если Он не высмеивается, а выступает служебным персонажем. А смеяться над священниками или верующими? Где грань между юмором и кощунством? Речь не идет о сознательном и злонамеренном оскорблении какими-то интернет-троллями, просто иногда кажется, что свои же братья-сестры эту грань не ощущают, кое-кого явно "заносит".

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

— Мерилом для человека духовно опытного должна быть очищенная Божией благодатью совесть «твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр 5:14) — говорит нам апостол Павел. Человеку, еще не привыкшему различать допустимое от греховного следует присматриваться к поступкам более опытных в духовной жизни и в любом сомнительном случае стараться воздерживаться от того, что может причинить вред душе.

Во всем должна быть мера и здравый смысл. Поставим себя на место персонажа из истории или анекдота. Если нам было бы обидно услышать такое в свой адрес, следует воздержаться от такой неуместной шутки. Только надо быть честными с собой. Известно, как мы умеем оправдывать свои грехи.

Жил в одном монастыре некий монах. Он любил говорить всем: и братии, и паломникам, что он самый грешный на земле человек. И вот в один большой праздник на трапезе вывел его игумен перед братией и паломниками и сказал всем: «видели ли вы самого грешного человека на земле? Вот он, перед вами» - и указал на нашего монаха. Брат смутился и убежал в келию. Там его в смущении и слезах, собирающего вещи для того, чтобы покинуть обитель, застал духовник монастыря.

«Ты сам говорил, что нет грешнее тебя человека. Почему же обиделся на отца, который лишь повторил твои слова?». Осознал монах свой грех лукавства и превозношения и стал больше смиряться, а не смиренничать, угождая своей страсти тщеславия, рядившуюся в одежды ложного смирения.

Так и нам надо исследовать свою совесть, прежде чем оправдывать тот или иной грех неважностью сказанного.

Социальные комментарии Cackle