Шутят ли демоны, или Еще раз о Хэллоуине

Православие.Fm

На календаре конец октября, и снова повсюду у нас – обсуждения Хэллоуина. Кто говорит, что этот день стал карнавальной, низовой «изнанкой» западного чествования Всех Святых, кто – что католическим праздником пытались «перекрыть» языческий праздник Самайн, да людям века сего Самайн и его «порождения» приглянулись больше.

 

Как бы то ни было — и обывателю ясно, что дело решает маммона: ужасы, нечисть, всё, что способно напугать и одарить нездоровым холодком, уж очень хорошо продается. Кому-то в его офисе «не хватает адреналина», и в заигрывании с нечистью он ищет себе некую терапию, кто-то не скрывает своего тяготения к силам зла, хоть и пытается проявить его – пока еще – в одобренных обществом , уже весьма широких рамках. Кто-то просто поддается общественному мнению, не желая выделяться. А в результате все лезем в грязь, помогая подсчитывать барыши тем, кто на этом наживается, и, получается, полностью живем под диктовку этих людей. Недаром еще не прославленный священномученик Василий (Росляков) считал, что нанесение «числа зверя» на руку и чело – это не некое клеймо, а состояние человека, у которого и чело (мысли), и рука (действия) заняты только наживой (как известно, число 666 в Библии – это число огромного богатства:  «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3-я Царств, 10: 14)  ).

Особенно к этому «празднику» тянутся дети. О том, почему детям свойственно любить страшные сказки, гораздо лучше меня рассказали бы психологи. Тем более подло со стороны взрослых позволять своим детям вместо разумного испытания смелости и мужества – дорогу к нечисти в якобы шуточной обертке. Ведь если сказать прямо, какие силы тешат все эти празднования и переодевания в мертвецов и вампиров, небезопасные розыгрыши и якобы игровые «вызывания» кого-либо из этих сил, — так и взрослый может проявить благоразумие и отказаться. Но на такие случаи человечество успело изобрести формулу: «Да это же шутка!» С одной стороны – это убаюкивает чувство опасности, с другой – ставит отказавшегося в глупое положение: шутки испугался…

Мы знаем мнения святых о самых разных случаях. Но кто из святых мог бы оставить свое мнение о Хэллоуине, только недавно ставшем полуофициальным праздником? Одним из первых столкнулся с этим вызовом святитель Иоанн Шанхайский в 1964 году. И реакция его была недвусмысленной.

Как-то паства святого решила устроить бал в честь Хэллоуина. Он совпадал с вечером, в который должно было состояться первое Всенощное бдение в честь только что прославленного святого Иоанна Кронштадтского! Но людей это совершенно не смутило.

Отслужив торжественную службу в полупустом храме, святой Иоанн поехал к месту проведения празднества. Опираясь на свой посох, епископ молча обошел празднующих, глядя на них, и удалился. А на другой день не допустил тех, кто предпочел службе модное безобразие, ни к Причастию, ни в алтарь, и особо разъяснял недопустимость увеселений во время, предназначенное для церковной молитвы.

Если в России ни Хэллоуина, ни почвы для его появления никогда не было (мы не празднуем в эти дни ни соответствующих церковных праздников, ни сельскохозяйственных ), то для проживающих в других странах ситуация немного сложнее. Местами этот день празднуют традиционно как «день урожая», с тыквенными пирогами, сладостями и без каких-либо страшилок. Наверное, для тех, кто родился и вырос в традиции, а тем более весь сельскохозяйственный год трудился на поле и в огороде, это и хороший праздник. Однако вряд ли среди читающих этот текст найдется много зарубежных фермеров. А еще слишком памятно лично для меня одно событие, после которого в этот день никакой праздничный пирог в горло не полезет. Я говорю о приуроченном к Хэллоуину страшном убийстве праведника, самоотверженного труженика ради Христа, подвижника, хранителя Иверской Монреальской иконы Божией Матери – брата Иосифа (Муньоса), которое произошло в 1997 году. Для тех, кто знал его, и для тех, кто свято чтит его память, конец октября – не о сладостях. А о том, как силы зла находят себе исполнителей среди нас и их руками пытают и убивают Божиих угодников. И, конечно, — о победе над смертью того, кто всю жизнь отдал Богу и Его Пречистой Матери.

Очень часто в приватных беседах люди – и не только верующие, и даже только что утверждавшие, что праздник нечисти является «просто шуткой» — начинают вспоминать какие-то личные моменты, происшествия, связанные с этим днем, которые не объяснимы с материальной точки зрения, которые вызывают ужас или как минимум недоумение. Расскажу, пожалуй, и я об одном небольшом происшествии. Случай скорее недоуменный, курьезный и вполне списываемый на «совпадение»… но я и не ставлю своей целью никого напугать этим курьезом. Пугать в данном случае должно совершенно другое: наша готовность ради моды рисковать собственным спасением и спасением других людей.

Наша семья тогда жила в Доминиканской республике, и в школе моего сына была традиция праздновать «сбор урожая». Ряжение в скелеты и прочее безобразие было скорее принадлежностью ночных клубов: для детей же на неделе перед 31 октября устраивали учебный день, когда предлагали прийти в костюмах героев сказок (страшные костюмы не допускались под предлогом «напугаете первоклассников») и принести соки и сладости.

Против такого мероприятия, тем более в совершенно другой день, я — в случае желания ребенка — ничего не имела. Однако супруг и сам сын заняли непримиримую позицию, принципиальный ученик ушел на занятия в школьной форме и даже отказался есть конфеты.

Прошел этот день, потом другой, и наступила сама ночь, в которую размалеванный гримом народ потянулся по улицам к местам увеселений. В нашем районе наступила тишина, я дописала какой-то текст, «усыпила» старенький ноутбук – и мы легли спать.

Среди ночи мы подскочили от жутких, нечеловеческих воплей. Не сразу удалось сообразить, что это на жутких децибелах из моего ноутбука вопит нечто, похожее на песню.

Ноутбук находился в режиме сна.

Никогда в жизни ни до, ни после с моим старичком-ноутом не приключалось подобной оказии.

Я никогда не включаю его на большую и даже на среднюю громкость.

Я впервые в жизни слышала эту песню и не подозревала о ее существовании.

И самое любопытное. Песня называлась «Demons».

Любителей ужасов придется разочаровать: ничего примечательного больше не происходило. Мы окропили дом святой водой, помолились и вновь легли спать. Однако, как говорится в народе, «осадочек остался».

Я не люблю нагнетания ужасов и «теории заговоров». Но в день, когда много-много людей выходят поиграть с нечистой силой и позвать ее к себе – похоже, шутка перестает быть шуткой, и открываются такие двери, которые открываться не должны. И я считаю, что в тот день Господь показал это мне – но показал осторожно, объяснив всю опасность соглашательства с такими поветриями.

От меня не будет никакой «морали» или выводов: вывод пусть сделает для себя каждый сам. Закончу простым пожеланием: пожалуйста, давайте будем осторожны. И не станем менять верность Господу Христу на опасные развлечения, которые нам пытаются продать под видом модной «шутки».

Юлия Кулакова

Теги

Теги: 

Социальные комментарии Cackle