Как связаны молитва и вера?

Практика молитвы.

 

Важно знать, что вера усиливается молитвой. Но, с другой стороны, хотя в идеале мы и должны молиться постоянно, очень опасно перемолиться. Бывает, встречаешь такого замоленного человека. Чтоб не ошибиться в молитве нужно советоваться со священником, который нас знает, и которому мы всё время исповедуемся. Этот священник должен быть опытным и советовать, как лучше молится именно вам. Нельзя подражать святым без духовного руководства. Некоторые говорят, что от молитвы можно сойти с ума, это не совсем правильно – с ума сходят от гордости, а не от молитвы.

Однажды к старцу Павлу Груздеву приехал человек, который хотел попросить у него благословение читать Иисусову молитву. А старец его как только увидел, сразу говорит: «сейчас машина приедет – быстро садись и езжай обратно». И выпроваживает его. Он, уже садясь в машину: «батюшка, а молитва то?», а старец ему: «не пойдёт». И позже этот человек понял, что его рассеянный образ жизни не допустил бы занятия молитвой Иисусовой.

Один из греческих старцев, когда его просили поговорить об умной молитве, спрашивал, ходит ли человек на службу в субботу и воскресение, постится ли он, прощает ли врагам? «Если же нет», продолжал он, «то и умной молитвы нет и говорить не о чем».    

Как произносить молитвы?

Лучше всего произносить так, как будто ты сам написал эту молитву и молишься ею в крайней нужде. Но для этого надо, чтоб мысли и чувства святого, писавшего молитву, стали твоими чувствами. Пока это нет, всё равно нужно молиться, не оставлять молитву, даже если молишься в данный момент сухо и машинально. Святой Иосиф Оптинский говорит об этом, что лучше питаться чёрствым хлебом, чем вообще без еды остаться. Но стремиться всё же нужно к тому, чтобы быть внимательным к словам молитвы.

Святой Иосиф Оптинский:  «Рассеиваешься иногда при молитве Иисусовой. Трудно, чтобы никогда не рассеиваться. Это свойственно только совершенным; а мы с тобой люди грешные. На языке, говоришь, молитва, а на уме Бог весть что; и потому, думаешь, не оставить ли в таком случае молитву. Нет, не оставляй. Лучше сухим хлебом питаться, нежели оставаться совсем без хлеба».     

Как вообще молиться?

Один русский епископ шел по дороге и увидел нищенку. Она попросила его подать милостыню и пообещала взамен научить молиться. Когда он подал, нищенка сказала: «сынок, ты молись Богу так, как говоришь со своей мамой». И это подлинно святоотеческий ответ, так учит не только нищенка, но и многие мудрые и угодные Богу люди – молиться нужно просто, простыми словами и с детским доверием.

Конечно, молитва – это далеко не только просьба. Но если мы просим и не получаем просимое, то это значит, что Бог задумал о нас что-то лучшее, чем мы просим.

Один юноша влюбился в девушку, молился, чтоб она стала его женой, просил старца Кирилла Павлова о том же. И когда старец Кирилл помолился, девушка сказала, что не хочет больше видеть этого человека и что у неё уже есть жених. Юноша сильно переживал, но, по прошествии времени понял, что если бы девушка вышла за него замуж, то он бы ещё больше страдал, так как они совершенно не подходили друг другу.

Или ещё случай. Один человек был арестован за хранение и употребление наркотиков и посажен на 4 года. Мама молилась, чтоб его освободили досрочно, но он устроил побег, был схвачен и ему присудили ещё 4 года – всего 8 лет. Как будто произошло всё полностью вопреки молитве. Но вот что случилось дальше. Этот парень в тюрьме уверовал и принял православие, даже стал писать иконы. Когда же он вышел из тюрьмы то устроился на работу и через несколько месяцев решил проведать своих друзей наркоманов. И оказалось – за эти 8 лет все они умерли.

Молитва даром никогда не проходит

Как говорил старец Зосима Сокур: «Как часто привожу пример нашей русской княгини Ольги: как она молилась, как сильно страдала за сына своего – Святослава. Но за его жестокое сердце не презрел Господь на него… Но зато молитвы бабушки все на внуке Владимире исполнились. И мы чтим, славим, величаем нашего святого равноапостольного князя Владимира, внука святой равноапостольной княгини Ольги. На него по молитвам этой старицы великой презрел Господь, и он стал не только сам христианином, но и просветителем земли русской. Поэтому всегда говорю: не унывайте в молитвах! Некоторые по глупости говорят: «да вот, молюсь, да Бог меня не слышит, два года уже молюсь». Ещё двадцать только молимся, ещё сорок только – и дай Бог молиться без уныния до последнего издыхания! Так что не унывайте в молитвах! Помните, что молитва наша даром никогда не пройдёт – Господь услышит нас. Пусть не сегодня исполнится наша молитва – она через 10 лет исполнится, она на внуках наших исполнится, но обязательно всяк глагол Божий исполнится в жизни нашей».

А епископ Митрофан говорил, что, например, мама молится о сыне, чтоб он стал православным, а он не становится. Но всё равно – молитва даром не пройдёт. Он может стать православным уже на могиле своей мамы и за день до собственной смерти, но даром молитва не пройдёт.

Ведь очень много может молитва соединённая с жалостью. Это и есть сердечная молитва, по слову Паисия Афонского. Епископ Митрофан говорил, что есть такой духовный закон – если кому-то кого-то жалко – значит всё будет хорошо.

Тот, кто познаёт молитву, всё время хочет молится. Как новомученик оптинский Ферапонт. Он вообще не мог насытится молитвой. Когда монаха, жившего с ним в келье, попросили о нём рассказать, он сказал: «А что рассказывать?  - Он же молился все время в своем углу за занавеской. Молился и молился - вот и весь рассказ». Он выискивал и конспектировал все об Иисусовой молитве. У него была груда пухлых блокнотов с выписками. А однажды он отложил их в сторо­ну и сказал: «Все это делом надо проходить». И действительно – молитва познаётся делом, Бог даёт молитву молящемуся.

Как же нам прийти к такой любви к молитве? Помогают постоянство в исполнении утреннего и вечернего правила и посещение служб в храме. Посильное исполнение заповедей Божиих и вообще весь строй христианской жизни.

Молитва – это не только наши слова к Богу но ещё и наше вслушивание в Бога.

Есть случай с одним священником, который заметил в храме человека подолгу сидящего после службы возле икон. Священник сказал, что не замечает, чтоб тот человек молился, а он ответил, что не молится, а просто смотрит на Бога, а Бог смотрит на него и им хорошо вместе.

Естественно, это вслушивание не отменяет молитву словами – но оно тоже есть молитва, ведь молитва – ещё и устремление к Богу, предстояние Ему.

Молитва – ещё и ответ Бога нам.

Одна женщина выразила вопрос-боль-утверждение, относительно молитвы: «Я не чувствую, что Христос во мне и, даже не чувствую, что он где-то рядом. В связи с этим молитва отстраненная, полная сомнений как в себе самой (сам текст молитвы не соответствует состоянию, например "помози мне смиренному..."), так и в том, что Бог вообще может слышать ее. А, что наиболее горько, доходит до того, что сомневаюсь в существовании Самого Бога».

Подобное состояние с точки зрения святых отцов может происходить по нескольким причинам. Разберём их.

Во-первых, человек может не испытывать все эти сомнения из-за множества не исповеданных грехов. В таком случае человеку помогает исповедь.

Во-вторых, всё перечисленное может происходить когда человек ещё только начинает путь стяжания благодати и по этой причине не имеет живой и зрячей веры, которая есть присутствие Христа в человеке. В таком случае человеку необходимо не оставлять церковную жизнь, стараться ходить в храм и исполнять заповеди, и тогда, по мере стяжания благодати, будет расти живая вера и уходить сомнения.

Один современный человек ходил в храм, но не имел чувства Бога. Тогда он сказал себе, что святые испытывали на службе полноту радости и обретали подлинный смысл бытия. И он доверившись опыту святых стал ходить на службу ничего при этом не ощущая. А спустя несколько лет он с удивлением заметил, что ощущает Бога внутри и рядом. Когда это чувство пришло – он и не заметил.

Когда много лет назад мы только приходили в храм, то у многих людей не было чувства живого Бога. Одна девушка как-то сказала: «в храм пришла, как к соседке сходила, ничего в сердце не дрогнуло». Но все они продолжали посещать богослужения, и живая вера постепенно приходила. Впрочем, сам момент, когда она пришла, и человек ощутил Бога – этот момент остался не уловимым для нас. Христос говорил, что Дух дышит, где хочет, а как приходит или уходит – человек не знает.

И третья причина касается только христиан живущих подвижнически. К таковым, как об этом говорят святые Варсонофий и Иоанн, может подходить враг и завидуя их вере, красть её. Святые Варсонофий и Иоанн говорят так: «демоны, от зависти плодам веры, приносят нам неверие». В таком случае человек должен обратиться к опытному в духовной битве человеку (обычно это священник или монах) и просить его помощи, а что тот посоветует, то и делать.

Но, в любом случае нужно помнить, что, по слову старца Илия Оптинского, «вера, - это величайший Божий дар, и даруется она за нравственную чистоту».    

Собственное правило для мирян

Может ли мирянин сам для себя определять дневное правило? Если да - то где граница, за которой должен стоять только духовник?

Существует общее правило, которое нужно прочитывать христианину. Это утренние и вечерние молитвы, содержащиеся в молитвослове и глава из Евангелия. Однако, необходимо помнить, что у каждого человека существует своя мера молитвы. То молитвенное правило, которое  радует человека, живущего Христом, новоначальному будет только в тягость. Апостол Павел говорит, что нужно молиться постоянно, а святой Григорий Богослов говорит, что вспоминать о Боге надо чаще, чем дышать, но не все на это способны. Как определить собственную меру? Где граница между немощью и ленью? На эти вопросы человек сам себе ответить не может. Не может самостоятельно избегнуть двух крайностей: недомолиться или взять на себя правило свыше своих сил. Всё это может определить только опытный священник духовник, имеющий собственный немалый опыт молитвы. Молящегося человека подстерегает множество сложностей, которых он своими силами избегнуть не сможет. Поэтому советоваться о молитве, о её мере и качестве, - важная и незаменимая часть духовной жизни христианина, как новоначального, так и опытного. 

Как связаны любовь и молитва?

Молитва за другого человека очищает нашу любовь к нему. Очищает от пристрастия, страстного увлечения, от желания присваивать, властвовать и владеть.

Старец Сергий Шевич: «Любовь может стать неэгоистичной и быть такой, как это задумано Богом (в Боге, благодаря Богу и ради Бога), через молитву». 

По мысли старца Софрония Сахарова в любой ситуации самую результативную помощь человеку оказывает молитва. Потому, что молясь, мы призываем Бога войти в нашу ситуацию. Митрополит Вениамин Федченков рассказывал случай, как в его присутствии некий старец, забывший ключи, пытался тростинкой открыть дверь. Ничего не выходило, и тогда старец сказал о себе: «без молитвы начал». Перекрестился, призвал Господа, и открыл двери тотчас. Поэтому митрополит Вениамин говорит: «я и на своём и на чужом опыте убеждался, что употребление имени Божия творит чудеса даже в мелочах».

Однако, условием молитвы должна быть сердечная боль о предмете молитвы. Мы должны сердечно соучаствовать в скорби ближнего, и тогда Бог легко поможет нам, сотворив в жизни ближнего то, что мы хотим принести туда доброго.

Одна добрая христианка по имени Елена, читала в книге о том, что сердечное соучастие в скорби ближнего быстро преклоняет Господа помогать нам. Она сидела на скамейке в саду, когда об этом прочла, а у соседей сильно плакал младенец и она это слышала. Ей стало жаль этого младенца, и она, переживая о нём, попросила Господа помочь ребёнку. И младенец тотчас перестал плакать.

Старец Сергий Шевич: «Молитва за ближнего - это помощь для нас самих, так как она взращивает в нас способность любить, но в первую очередь она является помощью для того, о ком мы молимся: он получает и ощущает пользу от нашей молитвы. Главная помощь, которую другие могут получить от нас, - это помощь нашей молитвы».

Молитва вслух

Когда приходится молиться вслух, например клирошанину или священнику, или вместе читать правило, то как при этом сохранить молитвенный настрой?

Тут важно избегать театральности и желания молится «для других». Митрополит Антоний Сурожский советовал одному диакону «ты, когда молишься, просто говори с Богом, а другие пускай подслушивают, как ты с Ним говоришь».

Нам в любом случае неполезно изображать молитву, даже для благочестивых целей. Старец Иоанн Крестьянкин советовал одному клирошанину: «Пой, но так, чтобы ты чувствовал скорбь и слезы народа Божия, чтобы ты плакал с ним».

Артем Перлик

Теги

Теги: 

Социальные комментарии Cackle