Чем святой великомученик Иоанн Сочавский объединил греков, славян, румын и молдаван?

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

15 июня – день памяти святого великомученика Иоанна Сочавского Нового. Святой первоверховный апостол Павел сказал: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:8–11).

И житие святого великомученика Иоанна Нового Сочавского подтверждает эту совершенно надмирную духоносную мисль – догмат о вселенскости и соборности Церкви. Нет в Ней уже национальности, нет ветхости и материальности, но преобразован любой человек, вступивший в эту Обитель Святого Духа, коей есть Церковь, в новую тварь, личность, воскресшую во Христе Иисусе для вечной жизни.

Так простой купец Иоанн из малоазийского греческого города Трапезунда (ныне турецкий город южного побережья Черного моря Трабзон) пострадал в XIV веке от рук язычников-огнепоклонников на территории Украины в городе Белгороде-Днестровском, стал святым для православных греков, славян, румын и молдаван, населявших этот край. Мощи же святого сегодня покоятся в монастыре, носящем его имя в румынском городе Сочава (Сучава).

Почему же этот святой своим мученическим подвигом, славящим Христа, так поразил четыре православных народа (греков, славян, молдаван и румын), еще более способствуя укреплению среди них Христовой веры и являясь для нас живым символом соборности Церкви, которая выходит за национальные рамки и утверждается в вечности, спасая и обновляя всех нас?

Мученик – это свидетель Христов. Это тот человек, который прямо и непосредственно повторяет подвиг Спасителя, восходя на свою собственную голгофу, распинаясь на своем собственном кресте. И в мученическом подвиге человек словно бы растворяется. В его святом деянии, в его акте принесения себя в жертву во имя веры уже сквозит иной лик – лик Христа. Это не мои слова. Это живое свидетельство Церкви. Вспомним Деяния Святых Апостолов: «Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 6:55, 56). Всех мучеников укреплял в подвиге Спаситель. И их подвиг состоял еще и в том, что с помощью конкретного индивидуального мученичества людям (не только мученикам, но и многим окружающим их, целым городам!) открывалось Небо – иная духовная реальность становилась физической, зримой, ощутимой. Именно поэтому в описании почти каждого мученического подвига мы встречаем десятки, а то и сотни людей, которые, взирая на того или иного мученика, также взошли на мученический крест или стали православными христианами. От соприкосновения с мученическим подвигом человека целые города становились православными!

Мне кажется, что нечто подобное случилось и со святым великомучеником Иоанном Сочавским. Он своим подвигом, своей кровию скрепил духовные связи между греками, славянами, молдаванами и румынами, напоминая нам, что Церковь выходит за рамки национальностей и государств. Она есть Небом на земле, чистым, незамутненным никакими земными идеологиями небом, являющимся Престолом Святой Троицы.

Святой великомучениче Иоанне, моли Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

Социальные комментарии Cackle