Великая Пятница на картинах Ивана Глазунова и Василия Верещагина

ФОМА

Православная Церковь вступает в Страстную седмицу, которую верующие проживают вместе со Спасителем. Эти важнейшие в истории человечества события много веков вдохновляют художников, и сегодня «Фома» знакомит вас с наиболее интересными их произведениями, посвященными последним дням земной жизни Христа в проекте «Холст, Пасха».

Великая Пятница  на картине «Распни его!» современного русского художника Ивана Глазунова и полотне «Ночь на Голгофе» русского живописца второй половины XIX века Василия Верещагина.

В Великую Пятницу Церковь вспоминает осуждение Христа на смерть и Его распятие. Схватив Спасителя в Гефсиманском саду, воины повели Его на суд членов синедриона — высшего судебного органа Древней Иудеи, в который входили первосвященники и книжники (знатоки Закона). Но судьям нужны были формальные свидетели, способные подтвердить, что Иисус призывал народ не соблюдать иудейский Закон. Однако убедительных доказательств этому не нашлось. Наконец, потеряв терпение, первосвященник Каиафа, в доме которого проходило это судилище, воскликнул: Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? (Мф 26:63).

Иван Глазунов. Распни Его

Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти (Мф 26:64–66).

Но чтобы привести приговор в исполнение, его должен был утвердить римский наместник (прокуратор) провинции Иудея — Понтий Пилат. Тот же, не видя явных доказательств вины осужденного и узнав, что Иисус родом из Галилеи, отправил Его на суд к галилейскому правителю Ироду Антипе. Однако и он не нашел причины для казни. Но первосвященники настаивали, настроив против Пилата и Христа жителей Иерусалима. Пытаясь усмирить толпу, прокуратор предложил народу самому сделать выбор, кого помиловать по случаю праздника Пасхи: Христа или также осужденного на казнь отъявленного разбойника Варавву. И толпа выбрала Варавву, а Иисуса потребовала распять.

Василий Верещагин. Ночь на Голгофе

Тогда Пилат утвердил приговор, и римские воины повели Христа к месту казни. И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский (Мк 15:21–26).

 

На картине Ивана Глазунова «Распни его!» запечатлен момент предания Христа на смертную казнь.

1

Христос в багрянице — символе царской одежды — и терновом венце. Перед вынесением Иисусу окончательного приговора римские воины издевательски сплели для Него венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам (щекам. – Прим. ред.) (Ин 19:2–3).

2

Брошенная пальмовая ветвь. За пять дней до казни, когда Христа восторженно встречали в Иерусалиме пальмовыми ветвями как царя-победителя, та же толпа ликующе кричала: Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф 21:9).

3

Пилат, который показывает народу уже избитого (иными словами, как бы наказанного) Христа, говоря «се Человек!», то есть утверждая, что Он не царь, а значит, невиновен. Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся (Ин 19:6–8). После этого Пилат, заподозрив, что дело этого обвиняемого сложнее, чем ему представили иудеи, увел Иисуса в преторию (свою резиденцию) и попытался выяснить, откуда Он на самом деле. Но Тот не ответил.

Свиток в руках Пилата — письмо его жены Клавдии Прокулы, в котором она просит не предавать Христа смерти: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него (Мф 27:19). Оно еще больше укрепило уверенность прокуратора в том, что Христа нужно отпустить. Но подстрекаемая первосвященниками толпа кричала: Если отпустишь Его, ты не друг кесарю (Ин 19:12), правителю Римской империи, и прокуратор уступил, опасаясь, как бы его не обвинили в попустительстве государственному преступнику.

4

Сотник (центурион) Лонгин. Именно он руководил казнью и отрядом воинов, следивших, чтобы распятых не сняли с креста. Обычно от такой казни умирали в течении нескольких дней, но Христос уже через несколько часов «испустил дух». Чтобы удостовериться в Его смерти, сотник, по свидетельству присутствовавшего при этом евангелиста Иоанна, копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода (Ин 19:34). А другой евангелист добавляет: Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий (Мф 27:54). По преданию, после воскресения Спасителя Лонгин проповедовал христианство и принял за это мученическую смерть.

5

Слуга, держащий книгу со сводом законов. Пилат знал, что по римским юридическим нормам Христос невиновен, и хотел доказать это иудеям.

6

Иудеи, кричащие «Распни его!». Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших (Мф 27:23–25).

7

Иудей, опускающий большой палец вниз — отсылка художника к гладиаторским боям, во время которых император позволял толпе решать участь проигравшего. Если люди поднимали большие пальцы, гладиатор оставался жив, если опускали — его убивали.

8

Саддукей — представитель влиятельной религиозной партии в Древней Иудеи. Саддукеи, в отличие от фарисеев, признавали только законы, данные в Пятикнижии (Торе), отвергая все иные иудейские обычаи. Они считались самыми непримиримыми врагами Христа.

9

Римские воины, пытающиеся усмирить разъяренную толпу. Возможно, Пилат предал Христа на распятие еще и потому, что боялся бунта.

10

Претория — служебная резиденция римского наместника Иудеи, в которой проходил суд Пилат над Христом. Захватив Иерусалим в 63 году до нашей эры, римляне построили в северо-западной части города крепость. В ней располагался римский гарнизон, здесь же на время иудейских праздников, чтобы лично следить за порядком, останавливался прокуратор. В обычное же время он жил в городе Кесария Палестинская, расположенном на берегу Средиземного моря.

11

Штандарт с изображением римской богини плодородия Цереры — символ власти прокуратора.

 

На картине Василия Верещагина «Ночь на Голгофе», которая хранится в Третьяковской галерее, запечатлена погребальная процессия с телом Христа. 

В Церкви этот момент воспроизводится на богослужении вечером Великой Пятницы, когда верующие троекратно обходят храм с плащаницей — большой иконой умершего Спасителя.

1

Тело Христа несут Никодим и Иосиф Аримафейский, который дерзнул попросить у Пилата разрешения забрать его, чтобы похоронить. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу (Мк 15:44–45).

2

Иосиф Аримафейский был иудейским старейшиной и членом синедриона, однако в суде над Спасителем не участвовал. Он сам был тайным учеником Христа, и тело Спасителя положили именно в его новую гробницу.

3

Апостол Иоанн Богослов. Он единственный из апостолов, который был со Спасителем во время распятия, пока остальные в страхе разбежались. Перед самой смертью Господь соединил его судьбу с судьбой Своей Матери: Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26–27).

4

Никодим — еще один член синедриона и тайный ученик Христа. Его разговору со Спасителем о том, зачем Он пришел в этот мир, евангелист Иоанн посвятил почти целую главу (Ин 3:1–21). Никодим, выступая на собраниях фарисеев — сам будучи одним из них, — вступался за Христа (Ин 7:50–53). И именно он принес на погребение Учителя состав из смирны и алоя, литр около ста(Ин 19:39), которым обычно помазывали тела только очень богатых людей.

5

Мария Клеопова, сестра Богородицы, и Мария Магдалина, которые будут приготавливать тело Христа к погребению.

6

Скорбящая Мария. В Евангелии почти не говорится о том, какие чувства испытала Богородица, видя своего Сына на кресте. Лишь евангелист Лука, повествуя о Сретении Господнем, когда Его на 40-й день после рождения принесли в Иерусалимский храм, приводит обращенные к ней пророческие слова праведного Симеона: и Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк 2:35).

7

Разбойник, распятый по левую руку от Спасителя (вместе с Ним распяли двух преступников). И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен (Мк 15:28). Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас (Лк 23:39). В Церкви его принято называть безумным разбойником, хотя предание сохранило и его имя — Гестас.

8

Крест, на котором распяли Христа. Распятие считалось самым позорным и мучительным видом казни. К нему приговаривали самых отъявленных злодеев, да и то, если они не были римскими гражданами. Обычно распятый долго и мучительно умирал от удушья и истощения.

9

Благоразумный разбойник. По преданию звали его Дисмас. Услышав, как безумный разбойник ругается на Христа, он сказал ему: Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал (Лк 23:40–41). А затем обратился к Спасителю: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23:42–43). Когда Христос умер, воины перебили голени двум другим распятым (что привело к мгновенной смерти): об этом члены синедриона специально просили Пилата, сообразив, что, поторопившись расправиться с Иисусом, загнали себя в ловушку — ведь наступала иудейская Пасха, которую нельзя было осквернять казнью.

10

Распятие Христа сопровождалось природными катаклизмами: солнце померкло и сделалась тьма по всей земле (Лк 23:44). В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет. А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его. Иисус же, возгласив громко, испустил дух (Мк 15:34–37). А в сам момент смерти Христа произошло землетрясение, настолько сильное, что камни расселись (Мф 27:51).

11

Потерянная кем-то накидка. Когда Христа распяли, собравшиеся поглазеть на зрелище злословили Его: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын (Мф 27:40–43). Однако увидев, как реагирует на смерть Христа сама природа, люди в ужасе бросились по домам, бия себя в грудь (Лк 23:48). Они поняли, что предали на смерть Праведника.

Антон Скрипунов

ФОМА

Опубликовано: пт, 06/04/2018 - 11:56

Статистика

Всего просмотров 253

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle