О провидении Божием, относящемся к друзьям и врагам

Есть древняя притча, в которой так говорится о провидении Божием.

Возле источника мальчик занимался детскими играми, бегая среди цветов; потом утомился, сел у воды и задремал. И вот снится ему Фортуна и говорит дремлющему мальчику: «Бедняжка! Ты сел на таком месте, с которого легко можешь упасть в воду и погибнуть: встань и удались отсюда, чтоб не случилось какой-либо беды, а то, если случится тебе беда, станут все обвинять меня и скажут: не ты спал, а я уснула и не предостерегла тебя от той беды». Вот мифологическое утверждение о бытии Божественного Провидения. Всем христианам известно, о ком сказал Псалмопевец: се, не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля (Пс 120,4).

Бог имеет столь зоркие очи, что ничто от них не скроется; столь чуткие уши, что ничто мимо них не может пролететь неуслышанным, ибо Он слышит и знает все помыслы; Он имеет руки столь длинные, что никто не уйдет от них. Древние философы доходили до этого сознания только разумом, мы же черпаем это познание из книг Священного Писания. 

Пространно говорит о Божественном Провидении Иисус, сын Сирахов: Бог провидит все из века в век, и ничего нет дивного пред Ним; пред Ним дела всякой плоти, и невозможно укрыться от очей Его. Нельзя сказать: «что это? для чего это?», ибо все создано для своего употребления (Сир 39,25–27).

Прошедшее, настоящее и будущее видит Бог, рассматривает и предвидит в одно мгновение Своего зрения. Все Его очам присущи: Адам и антихрист, весь род человеческий, все создания. Никогда Провидение Божие не может измениться; хорошо выражено это Сирахом: все дела Господа весьма благотворны, и всякое повеление Его в свое время исполнится; и нельзя сказать: «что это? для чего это?», ибо все в свое время откроется (Сир 39, 21–22).

Поэтому и говорит блаженный Августин: «Признавать бытие Божие и не признавать, что Он предвидит все будущее, – это очевидное безумие». Воистину, Провидение Божие быстро распространяется от одного конца до другого и все устрояет на пользу (Прем 8, 1): от высочайших Серафимов даже до малейшего на земле муравья недремлющее Божие попечение нисходит, тем более никогда не удаляется. Еще в древности Моисей и Аарон провозгласили: сегодня вечером узнаете вы, что Господь вывел вас из земли Египетской.

Я утром увидел Его славу (Исх 16, 6–7). Истинно, в смертный вечер все мы узнаем дивное о нас Божие Провидение; ибо от Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой? (Притч 10, 24). Часто Бог, мудро промышляющий о нас, ведет нас по бедственным, едва проходимым жизненным дорогам, но Господь хорошо знает, какой дорогой введет Он в небесные райские сады. Зачем же поднимать нам жалобные вопли против мудрейшего и весьма надежного Путеводителя в нашей жизни? Зачем говорить, если мы идем по пути, определенному нам Богом: «Куда Ты нас ведешь? Кажется, мы давно уже совратились с правого пути».

«Не печалься, мой друг – таинственно говорит нам Бог, – верь только Мне: Я проведу тебя благополучно, ты нимало не поскорбишь, когда окончишь путешествие». Так каждого из нас на жизненном пути со дня рождения и до дня исхода в жизнь вечную провожает Божие Провидение, если только останемся верными путеводительству Божиему, указанному нашим Спасителем во Святом Его Евангелии. Довольно для нас, что это – единственный безбедный путь, и что в том, когда он покажется трудным и неудобопроходимым? 

Говоря о Провидении Божием, нельзя не вспомнить истории израильского царя Саула. Не было в племени израильском в то время мужа столь доброго и мужественного, который бы превзошел его; но он не сохранил своей доблести до конца жизни и впоследствии был отвергнут Богом. Саул, посланный своим отцом отыскивать пропавших ослиц, нашел себе царство. Рассмотрим здесь Провидение Божие об этом муже.

Бог сказал пророку Самуилу: «Завтра в это время (это было в полдень) Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой; и ты помажь его на царство народу Моему – Израилю». Прислание Богом Саула к Самуилу было таково: у отца Саулова потерялись ослицы, и он послал своего сына искать их. Саул, взявши с собой одного из слуг, отправился на поиски. Прошли они гору Ефремову и землю Шалишу; но ослиц не нашли; и прошли через землю Шаалим и через землю Вениаминову, и не нашли, и когда они пришли в землю Цуф, Саул сказал слуге, своему спутнику: «Пойдем назад, чтобы отец, забыв об ослицах, не стал беспокоиться о нас и не был бы принужден искать нас самих».

При этом слуга сказал: «Здесь, в этом городе, есть человек Божий, человек уважаемый, что он ни скажет, то сбывается: не расспросить ли нам у него об ослицах?» Этот совет слуги Саул нашел разумным и полезным. Вот каким путем послал Бог Саула к Самуилу (ср.: 1Цар 9,1–7). Но прежде чем они увидели один другого и начали вести разговор, Господь открыл Самуилу, что пришедший к нему Саул и есть тот, которого должно миропомазать на царство для управления еврейским народом. Все произошло, по непостижимому распоряжению Божию, обыкновенным, по-видимому, порядком: Саул и ослиц нашел, и царство получил, о котором никогда не думал.

О какая непостижимая бездна Провидения Божия! Какая величайшая тайна! Как различны судьбы Божии от мыслей человеческих. Саул нисколько не думал о венце и скипетре царском, но благоволением Божиим возведен на престол. Итак, не случайно сбежали ослицы, не случайно послан был Саул для поиска их, не случайно также долго не находил их, и не случайно слуга дал совет господину сходить к прозорливцу Самуилу: все это произошло по Божию Провидению и тайному внушению исполнителям Его воли для того, чтобы поставить Саула царем Израильским.

При этом сам собой рождается вопрос: для чего было угодно Богу помазать на царство Саула, о котором Бог предвидел, что Саул впоследствии падет в нечестие и бедственно окончит жизнь свою? Вместо прямого ответа я предложу свои вопросы. Зачем Бог создал в благодати Своей Ангелов, о которых Ему было известно наперед, что они воспротивятся Богу и, на веки вечные отверженные Им за грех, будут мучиться в геенне? Зачем поселил Бог Адама в райском жилище, когда знал, что Адам недолго проживет в раю и будет изгнан из него? Ради чего Христос причислил Иуду Искариотского к апостольскому лику, о котором наперед знал, что он сделается Его предателем? Для чего предпослал Христос Своих апостолов в самарянское селение, зная, что они там не будут приняты? Какая причина таких перемен в Божиих определениях? Но таких дел найдешь тысячи.

Святой Иероним отвечает на подобные вопросы: «Хочешь узнать причину таких перемен? Вот она: Бог судит не будущие поступки, но настоящие и никого не осуждает по Своему предуведению, хотя и знает, что хороший человек в настоящее время впоследствии переменится в негодного и злого; при всем этом, по Своему милосердию, поставляет его в положение такое, какого он заслуживает в настоящее время, и дает ему силу на случай падения, к обращению на истинный путь через покаяние».

Не потому согрешил Адам, что Бог предвидел его согрешение, но Бог предвидел то, что Адам согрешит по своей свободной воле. Таким же образом рассуждает святой Амвросий: «Не потому согрешил, что получил заповедь, или Иуда, что был избран в апостолы; ибо не возложил Бог на них необходимости одному – преступить заповедь, а другому – сделаться предателем: оба они, если бы сохранили свято свои обязанности, то могли бы удержать себя от греха». 

Те, о которых Бог знает, что станут вести жизнь добродетельную, вначале часто бывают злыми, а те, о которых Он знает, что будут грешить и сделаются злыми, сначала бывают добрыми. Стоишь ты теперь, остерегайся, чтоб не упасть. Святой апостол Петр упал: ты же будь осторожен; Иуда пал, и его пример должен предостеречь тебя от падения. В этом величайшее наставление нам, говорит Евфимий, что никакое старание и усердие наше не может сохранить нас без помощи Божией; но и помощь Божия без человеческого желания не принесет пользы: примеры тому видим в Петре и Иуде. Нам должно избегать односторонностей: не оставаться в лености, возложивши все на Бога; опять же мы не должны думать, что сами собой, без Божией помощи и Его благоволения, можем совершить что-либо доброе. Ибо и Сам Бог всего не совершает, чтобы не оставить нас праздными, и нам не предоставил все вершить, чтобы мы не превозносились тщеславно: но от всего, что может вредить нам, Бог отводит; а что для нас полезно, к тому Он побуждает и споспешествует. 

з 

Опять привожу на память Саула: сколь дивное было во всем Провидение Божие о нем. Ибо тот, который старался многократно погубить Давида мечом филистимлян, был сам окружен многочисленным их войском, отвержен Богом, обратился к волшебнице вопреки заповеди Божией; она вызвала душу умершего уже пророка Самуила (в живом его образе), который возвестил Саулу скорую и неизбежную его погибель.

Он, не имея мужества ни избежать, ни перенести, воткнул свой меч рукояткой в землю, упал на его острие и таким образом сам лишил себя жизни (подробности этих событий см.: 1Цар 18–31). Наказание и месть нарушителям закона Божия – неизбежны: Саул сам себя предал смерти, чтоб избегнуть вражеского посмеяния, бесчестия, поругания и укоризн; но не избежал и этого, ибо филистимляне отрубили голову от мертвого тела его, тело бросили зверям и птицам на съедение, а голову носили с поруганием и насмешками по всей Палестине! О Боже! Никто не укроется от Твоего Провидения и не избежит Твоих судеб. Тот же Саул не исполнил Божия повеления истребить амаликитян, тем самым навлек на себя безмерные бедствия и самую смерть. Как на верных весах все измеряется равновесием и перевесом, так у Бога все – правдой (ср.: Притч 16, 11).

Провидение Божие обнаруживается с величайшей мудростью: обыкновенно не каждое преступление наказывается тотчас же; но, с другой стороны, и не оставляется без наказания вовсе. Если бы не подвергал Бог наказанию ни одного злодеяния, то многие подумали бы, что никакого Провидения нет. Если же бы за каждым преступлением неотложно следовало наказание, в таком случае верили бы, что после смерти нет ни наград, ни наказаний. А потому Бог, наказывая только некоторых, обнаруживает Свое Провидение; когда же других не наказывает тотчас же по преступлении, то грозит им наказанием после смерти, в будущей жизни, если не покаятся в здешней.

На этом же основании одних праведников избавляет от бед и нападений, а других предает в руки безбожных для истязаний и мук. Все же совершается Богом премудро и весьма предусмотрительно: так Он трех еврейских отроков в раскаленной вавилонской печи сохранил невредимыми; семь же братий Маккавеев Бог попустил Антиоху замучить насмерть: как то, так и это совершилось по Божиему Провидению. 

Подобными образом все противоположные явления, встречающиеся в настоящей жизни, мудро направляются Провидением Божиим: все житейские бедствия обращает Бог к нашей пользе и ко благу нашему; попускает сами грехопадения для совершения высочайших непостижимых таинственных дел Своего богоправления. Ибо и совершать добрые дела, и попускать злодеяния – свойство, исключительно принадлежащее одному Божественному Провидению. Истинно, никогда Бог не допустил бы зла, если бы Он не был столь силен и добр, дабы из всякого злого дела не производил бы доброго последствия. Скажи по совести: когда в мире появлялось лютейшее и большее зло, как преступление Адамово и убиение Христа Спасителя (нового Адама)?

Однако ж первородный грех низвел Бога с неба на землю для воспринятая на Себя тела человеческого; смерть Христова сотворила нам небо и возвратила все, потерянное нами во Адаме. Превысочайший Бог – мудрейший Художник, превращающий всякое злое действие в причину наилучших последствий, подобно тому как из грубой массы добывается золото: любящим Бога... все содействует к благу (Рим 8,28).

Согрешения Магдалины послужили многим поводом к исправлению себя; падение Петрово – бесчисленному множеству людей примером истинного покаяния; неверие Фомы многих утвердило в истине Воскресения Христова. Отсюда обнаруживается величайшая Божественная слава: «Жнешь, где не сеял»; Бог не посеял грехов, однако же от них собирает богатую жатву добродетелей. Воистину Бог мед из камене, и елей от тверда камене источает, когда из величайших злодеяний производит благодетельнейшие последствия.

Таким же образом Провидение Божие бодрствует о нас и обо всем полезном для нас, и бодрствует неупустительно, так, что и малейшие наши теснения телесные не оставляет незамеченными. Вследствие этого пусть каждый из нас при всякой немощи рассуждает так: «Болезнь эта произошла или от моей неосторожности, или по злобе человеческой, или же от чего-либо другого, во всяком случае она приключилась не без Божия Провидения, которое определило ее соответственно моим силам, так что ее начало, ее тяжесть (ослабление или усиление) зависят от Его Провидения.

Равным образом от Провидения Божия зависит способ врачевания и исцеления ее: оно вразумляет врача и указывает на средства или же противодействует всему по устроению и воле Божией: ибо и доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство – от Господа (Сир 11, 14)». Равным образом должно рассуждать во всех испытаниях, что они предвидены и допущены Богом. Враг ли злословит и проклинает тебя? Знай, что все его хуления и слова, произносимые злобными устами, положены от века на весы Божия Провидения; сколько ему дозволено, столько и выскажет, и больше ни одного слова. Что же ты напрасно противишься и тщетно гневаешься?

Так точно размышляй и о всех других твоих бедствиях, происхождение которых, количество, тяжесть, продолжение и окончание предусмотрено Богом. Поэтому покорись Промыслу Божию, говоря с Псалмопевцем: Онемех и не отверзох уст моих (Пс 38, 10). Да будет воля Твоя, о Боже мой, по Твоему Провидению и попущению все это устроилось. А поскольку Ты это сотворил, то я был бы нечестивым и беззаконником, если бы вознегодовал против Тебя. Итак, святой воле Твоей, о Боже мой, во всем повинуюсь и с благодарностью приемлю все от Тебя ниспосылаемое и терпеливо претерплю. Климент Александрийский утверждает, что все, о чем сказано было выше, познал и благоразумно обсудил тот, кто верен Богу и исповедует ту истину, что все в мире управляется и направляется к добру, а потому несмущенным сердцем мужественно переносит все испытания.

Истинно, не разумом человеческим, очень часто ошибающимся, но благоволением Божиим все направляется к наилучшему концу. Бог же иногда самыми ничтожными средствами беспрепятственно исполняет Свои предопределения: вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю (Ис 46,9–10). 

Означенное выше рассуждение о Провидении Божественном, повторяемое повседневно, утверждает в душе глубочайший мир и человеческую волю преклоняет к воле Божией и покоряет оной, и как это – сладостно и покойно! Ибо вручивший себя во всем Провидению Божию всецело пребывает свободным от всяких печалей и искушений: будет, по слову Исаии, жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных (Ис 32, 18).

Потому один богодухновенный отец обыкновенно говорил: «Не будет человек иметь покоя в своем сердце, пока не уединится от всего, говоря: “Я и Бог только одни в целом мире”»; а блаженный Августин восклицал: «О Боже мой! Ты имеешь о всяком человеке столько старательности (тщания), как бы об одном только человеке заботился: так и о всех, как о каждом»; святой же Григорий сказал: «Так Бог печется о каждом, как всех вообще имеет в виду, и так же обо всех промышляет, как бы только об одном».

Так о тебе, читатель, печется и имеет Провидение Бог, как бы Он ни о чем другом не заботится. Многочисленность народа, о котором печется Бог, не смущает Божия Провидения, не отягощает: для Него попечение об одном человеке таково же, как и о бесчисленных тысячах людей. Как прежде о Ное с семейством его или об одном Адаме в раю, так и теперь обо всех Бог имеет равное попечение и Промысл. 

К этому своему Хранителю и надежному Попечителю пусть каждый взывает: Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему (Песн 2, 16). Я почитаю Бога и храню все Его повеления так, как бы ничего другого не было в мире, о чем бы я мог заботиться и помышлять; и взаимно мое спасение находится в Божием попечении и хранении до такой степени тщательном, как будто бы кроме меня одного не было в мире ничего другого, о чем бы можно было заботиться Богу: Он весь принадлежит мне, а я – Ему.

Он Господь, управляющий мной, а я – покорный раб, готовый исполнять все повеления своего Господа; ибо Он постановил: «Помышляй ты обо Мне, Я же буду взаимно о тебе беспрестанно промышлять (заботиться о твоих потребностях), забудь ты самого себя, всегда же помни только обо Мне, так и Я буду помнить обещание Мое и иметь о тебе всегдашнее попечение». Истинно, Бог в милости и щедротах – всеобъемлющ: Он Провидением Своим охраняет и спасает также всех вообще, как и каждого порознь: На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых (Притч 15, 3); пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его (там же, 5,21).

О если бы доброхотно погрузились в недосягаемую глубину Отеческого провидения, то каждый с непоколебимой уверенностью мог бы сказать о себе: Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя (Господь – мой хранитель, я не буду оставлен в скудости и опасностях, Господь сохранит меня и во всем обеспечит) (Пс 22,1–2).

Если любим покой души, если желаем надеяться на Бога, если намереваемся жить во всем по воле Божией, то нам необходимо всегда иметь пред очами Провидение Божие: чем сильнее будем уповать на него, тем усерднее станем исполнять волю Божию.

Свт. Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский

«Илиотропион, или cообразование с Божественной волей»

Теги

Социальные комментарии Cackle