В Церкви нужно сесть за парту и учиться

Беседа на апостольское зачало Недели о Самаряныне.

В апостольском чтении Недели о Самаряныне мы встречаем первый из трех случаев употребления в Библии слова «христианин». Перед тем как обратиться к данному стиху, скажем, где еще ученики Христовы называются христианами. Например, мы слышим это наименование в речи царя Агриппы: «Агриппа сказал Павлу: ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином» (Деян. 26:28). Есть данное слово и в послании апостола Петра: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4:15). Но самый первый раз в Библии ученики Христовы названы христианами в стихе, содержащемся в сегодняшнем апостольском отрывке: «…ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян. 11:26).

Надо сказать, антиохийская Церковь имеет довольно интересную историю возникновения. Жители Антиохии были первыми язычниками, услышавшими христианскую проповедь. Они уверовали во Христа, крестились и составили первую в истории языко-христианскую общину. Иерусалимская Церковь, узнав об этом, послала в Антиохию апостола Варнаву. Он удостоверился, что язычники действительно стали настоящими христианами. Однако Варнава также понял важную вещь: новокрещенных необходимо было продолжать учить вере, ибо они имели еще довольно зыбкие понятия о христианстве. И в самом деле, ведь можно веровать во Христа, но руководствоваться неправильными представлениями о разных сторонах христианского вероучения; можно быть по виду церковным человеком, но иметь в голове «кашу». И Книга Деяний говорит нам, что антиохийские христиане нуждались в том, чтобы пройти курс катехизации.

Священное Писание очень высоко отзывается об апостоле Варнаве: «муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры» (Деян.11:24). Однако Варнава не решился заняться катехизаторской работой в одиночку, потому что для нее нужны были немного другие качества. Чтобы учить эллинов, следовало хорошо знать греческий язык и эллинскую культуру, иметь познания в философии, уметь спорить с греками и иудеями, объяснять основы веры в приемлемых для язычников образах и примерах, хорошо владеть Священным Писанием. Варнава отправляется в Тарс и приводит Савла (будущего апостола Павла), потому что он как раз все это умел. И вот апостол Лука пишет: «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян. 11:26).

Из первого упоминания о христианах мы видим важную их характеристику. Прежде всего, христиане – это люди, которые собираются в церкви: «Целый год собирались они в церкви». Автор Деяний дает понять, что вне Церкви христианства не существует. Далее, христиане – это всегда ученики: «Ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами». Если христианин не учится в Церкви постоянно, то его христианство под большим вопросом. Кто-то скажет: христианство есть практика, а не теория. Совершенно верно, но ведь у всякой практики есть теория. Теория без практики мертва, а практика без теории беспредметна. Перед тем как что-то делать, важно знать, что делать и как. Наши представления о христианстве прямо проецируются на нашу христианскую жизнь. Каковы мысли, таков и человек, такова и его жизнь. Наши понятия о вере чрезвычайно важны – они рождают жизнь в вере.

Поэтому всякому христианину, независимо от пола и возраста, очень желательно окончить какой-то церковный систематический курс, причем легальный церковный курс, потому что сейчас появилось множество разных, если можно так выразиться, частных богословских школ, без благословения священноначалия. Почему важно систематическое обучение? Во-первых, оно дает дисциплину. Вряд ли мы бы смогли себя дисциплинировать так, чтобы два-три вечера в неделю по несколько часов изучать догматы веры и Священное Писание. Курсы же заставляют это делать – хочешь не хочешь, но откладываешь все дела и едешь на занятия. Во-вторых, на церковных курсах преподается большой спектр предметов, систематически даются объемные знания. Еще важен разноплановый преподавательский состав – духовенство, монашество, светские преподаватели вузов, студенты академии. Когда учит один человек, это одно, а когда преподавателей много и каждый друг друга дополняет – уже совсем другое.

Важно понять, что церковное образование полезно для всех – и мужчин и женщин, и пожилых и молодых. Точно ли нужно духовное образование женщине, спросит кто-то. Да, Господь не дал женщине дара и призвания богословствовать, ибо у женщины есть множество других даров. Однако и женщина должна знать основы веры. Можно привести пример из Писания. Во Втором Послании Иоанна Богослова, адресованном женщине («избранной госпоже»), апостол пишет: «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» (2 Ин. 1:9–10). Иоанн предполагает, что женщина («избранная госпожа) подробно знакома с христианским учением и может отличить его от ереси. Значит, знание основ веры было обязательным для христианок I века.

Нужно ли учиться пожилым людям? Я знал одного семидесятилетнего мужчину, который, имея за плечами три высших образования, пошел учиться христианской вере. Закончил три основных года обучения, плюс два добавочных. Когда он был на пятом курсе, ему исполнилось 75 лет. И этот человек говорил, что годы, проведенные на курсах, были самыми счастливыми в его жизни.

В одной из групп киевских Свято-Владимирских курсов есть студентка из Донецка, которая до войны периодически приезжала послушать лекции, но теперь уже не может ездить. Перед началом урока она звонит старосте на мобильный, та кладет телефон рядом с преподавателем – и женщина слушает лекцию и пишет конспект. Одногруппники дончанки рассказывали, что когда она приезжала на экзамены, у нее был лучший конспект и самые крепкие знания. Вот вам информация к размышлению, друзья. Кто-то под бомбежками учится и пишет конспекты, а кто-то, живя в центре духовного образования, бывает совершенно инертным к изучению своей веры. Многие в глубине души уверены, что они уже все знают и им нечему учиться. Похвалит ли нас Бог за такое отношение? Вряд ли.

Итак, христианину по мере возможности необходимо учиться и приобретать правильное догматическое сознание. Нам нужно иметь смирение принять трудную для нашей гордости мысль: как бы мы ни были начитаны, какие бы докторские степени ни получили, сколько бы в жизни мы ни повидали – во Христе мы все младенцы. В Церкви любой христианин, независимо от возраста, пола, светского образования, должен сесть за парту, ибо христианин – это всегда ученик. Пусть Христос поможет нам принять эту мысль и по мере наших сил осуществить ее в своей жизни.

Сергей Комаров

Социальные комментарии Cackle