О нечистоте внутренней и внешней

Беседа на апостольское чтение 5-й Недели Великого поста.

В апостольском чтении 5-й Недели Великого поста мы находим небольшой, но довольно трудный для понимания текст. «Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9:11–14). Попытаемся разобраться в смысле данных слов.

Христос называется «Первосвященником будущих благ» потому, что Он принес Жертву, дающую нам доступ к Царствию Небесному, которое в полноте откроется в жизни будущего века. «Большая и совершеннейшая скиния» есть плоть Христова. Во плоти Христа жил Бог, подобно тому, как Он обитал и в ветхозаветной скинии. Но скиния Христова «большая», «совершеннейшая», «нерукотворенная», «не такового устроения», ибо она устроена не людьми, а Господом. Одно дело – неживые стены рукотворенного храма, и совсем иное – живая плоть Богочеловека.

Христос пришел «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию». Поэтому Ему не нужно было приносить жертву много раз, как это делали ветхозаветные первосвященники. Кровь Христова есть Жертва, которая несопоставимо выше всех остальных жертв, она всеобъемлюща, вечна, абсолютна и универсальна. Такое Жертвоприношение не нужно повторять, ведь его сила распространяется на весь мир с его прошлым, настоящим, будущим. Потому и сказано, что через Свое Жертвоприношение Христос «приобрел вечное искупление».

Желая показать, как Кровь Голгофы отличается от ветхозаветных жертв и какое отношение она имеет к нашей духовной жизни, апостол Павел говорит: «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел». Итак, кровь древних жертвоприношений освящала и очищала только телесную сторону жизни и не могла очистить душу человека. «Ибо освящение было для очищения не душ, а плоти» (1). Кровь же Богочеловека очищает «совесть нашу от мертвых дел» – она освящает и исцеляет человека изнутри, в самой глубине его существования.

Обратим внимание: вот от чего нужно было очистить людей, вот что по-настоящему оскверняет нас: мертвые дела, или грехи! В древнем Израиле всякий еврей, прикоснувшийся к мертвому телу, считался нечистым. Мертвость тела знаменовала духовную мертвость греха. Новый Завет говорит, что по-настоящему оскверняет нас прикосновение ко греху; грех несет с собой смерть и убивает человека. Не мертвая плоть оскверняет нас, не яства и питие, а гнев, злоба, зависть, мысленный блуд, осуждение, ненависть, гордость. «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» (Мф. 15:11), – говорит Спаситель и объясняет: «Исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15:18–19).

Грех оскверняет и убивает, а касаться греха можно мыслью, словом и делом. При кажущемся благочестии человека внешнего наш внутренний человек способен грешить самым отвратительным образом. Оказывается, можно сидеть дома, смотреть в окошко умными глазами – и в этот момент грешить, имея в своем сердце злобу, тщеславие, блуд, осуждение.

Как часто мы приносим в христианство нотки иудаизма или даже язычества, зацикливаясь на мотиве внешнего осквернения или внешней чистоты и при этом мало обращая внимания на внутреннего человека. Например, у нас дома могут быть сотни икон и иконочек, горы сухариков, освященных на разных мощах; просфорки большие и малые, масличко с Почаева, масличко с Дивеево, масличко с Иерусалима; ладан с Афона, шапочка с Грузии, четки с Валаама, водичка с Иордана, хлебная закваска из какого-нибудь прославленного монастыря, землица с могилки известного подвижника; какие-то камушки, песочек, цветочки, лепесточки, особые платки и пояса и еще куча разного добра, которым бывает заставлена вся квартира – и при этом мы на километры вперед можем распространять дух лицемерия, невежества, душевной фальши, гордости. Мы можем постоянно жевать что-то освященное, какую-то благочестивую атрибутику на себе носить, чем-то святым себя натирать и мазать – а наша душа будет смердеть и умирать от страстей. И мы можем совершенно этого не понимать и вдобавок еще иметь некоторое самодовольство от своего «православия».

Как корежило наших ближних такое «благочестие» и сколько людей мы отвели от Церкви своей больной религиозностью, мы поймем гораздо позже или узнаем это уже при встрече со Христом. Нет ничего хуже хорошо устроенной внешней церковности, имеющей языческое содержание; нет ничего страшнее, когда под видом Божьей овечки скрывается лютый волк. Знаете, существуют такие плотоядные цветы, очень красивые и пахучие. Когда какое-нибудь небольшое животное вроде мыши подбегает к яркому цветку, увлекшись красотой и запахом, тот вдруг захлопывает свои лепестки, и животное погибает в цветочном мешке. Такими опасными растениями бываем мы, когда при всем внешнем христианском антураже не несем в себе света христианства и не являем красоту новозаветного человека.

Господь очистил «совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному». Он исцелил человека изнутри и зовет нас приобщиться к этому исцелению и обновлению в Церкви Его. Но как часто подвиг Богочеловека становится ненужным для нас, потому что мы берем от христианства только внешнее и создаем, по сути, языко-христианство, т. е. язычество в христианской обертке. И если внешний человек посмотрит на нас, желая узнать, как же изменило нас христианство, что он увидит под грудой просфор, сухариков, иконочек? Обычного дрянного человечка, с тем только отличием его от остальных, что он теперь считает себя христианином и втайне гордится этим. И такая ситуация очень трагична, потому что погибнет и тот, и другой. Первый соблазнится и не придет в Церковь, а второй погибнет в Церкви, по-настоящему не узнав ни Церкви, ни Христа.

Пусть сегодняшнее апостольское чтение, напоминающее о мертвых делах греха и о спасении от них Кровью Иисуса Христа, поможет нам обратить внимание на самую суть христианства, которая состоит в очищении совести и изменении ветхого человека в нового, по образу и подобию Нового Адама, Христа. Без этого внутреннего и внешнего изменения нет христианства, а значит, нет и спасения. Господь да умудрит и направит всех нас, чтоб мы с вами шли пусть и маленькими шажками, но в верном направлении.

Сергей Комаров

Примечания:

1) Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Послание апостола Павла к Евреям. Глава 9, стих 13. Эл. ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-poslanie-k-evrejam/9

Опубликовано: пт, 31/03/2017 - 14:06

Статистика

Всего просмотров 222

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle