О государственной Церкви, или Как УПЦ КП прячет свои интересы за украинским государством

Сегодня, когда УПЦ защищает свои приходы, права своих верных от захватов со стороны сторонников УПЦ КП, последние пытаются представить такую ​​защиту в информационном пространстве как определенные антигосударственные действия. 

То есть наша критика действий «УПЦ КП» часто воспринимается как критика самого государства Украина, и соответственно, нас обвиняют в измене государственных интересов, в непатриотизме и тому подобное. Но это не так.

Мы видим, что «УПЦ КП» пытается отождествить себя с государством, занять место государственной Церкви, и соответственно критика этой конфессии воспринимается как критика государства. Конечно, официально они будут отвергать это, но реальная ситуация очень близка к этому сегодня.

Это все напоминает ситуацию с положением христианской Церкви в Римской империи в первые три века после Рождества Христова. Церковный историк В.В. Болотов среди нескольких причин гонений на христиан называет следующую.

В Римской империи не существовало языческой церкви как отдельной религиозной организации. Языческая религия была частью государственного аппарата, потому что «культ устанавливался императором», то есть религия была государственным делом. Сам император был также и верховным жрецом (pontifex maximus), а государственные чиновники в империи часто выполняли функции жрецов.

Следовательно тот вызов, который бросила христианская Церковь язычеству как религии, при необходимости и в связи с отсутствием языческой церкви, как отдельного от государства института, приняла на себя Римская империя. И сколько мученики не страдали, а апологеты ни писали императорам, доказывая, что мы - христиане не против государства, мы законопослушные граждане, платим налоги, служим в армии, выполняем законы, только просим тебя, уважаемый господин император, не заставляй нас поклоняться тебе и твоему гению как богу, у нас есть свой Бог, – христиан долгое время не слышали. Говоря современным языком, христианские мученики отстаивали право на свободу вероисповедания.

Теперь верные УПЦ говорят то же самое: мы граждане Украины, платим налоги, служим  в армии, но имеем свою Церковь, оставьте нас в покое, не отнимайте наши приходы, не нарушайте наши права. Нет, нас обвиняют в том, что мы против государства.

Почему так?

«УПЦ КП», как конфессия, слишком близко подошла к государству Украина и часто происходит своеобразное смешение интересов «УПЦ КП» с интересами государства Украина. Мы, защищая права верующих нашей Церкви, четко разграничиваем, что мы не выступаем против государства, но выступаем в защиту своих верных.

Да и вообще, если внимательно посмотреть на всю критическую аргументацию «УПЦ КП» против УПЦ, то она почти исключительно политическая. В то время как УПЦ предъявляет «УПЦ КП» критику исключительно церковного характера – совершение раскола, и тому подобное.

Протоиерей Николай Данилевич

Социальные комментарии Cackle