Как выбраться из состояния полного бессилия и апатии?

ФОМА

Вопрос читателя:

Пожалуйста, подскажите, как быть. Не могу взять себя в руки. Не могу работать — сосредоточиться не могу, сложно, все медленно делаю, катастрофически многое забываю. Мне 46 лет, а самочувствие, концентрация и память у моей бабушки в 95 лет были получше.

Началось все года три назад. Я почувствовала, что не хочу ничего делать. Оттягивала любую задачу, делала только то, что нельзя не сделать и то в последний момент. Не работать я не могу, одна воспитываю двух детей. Накоплений нет, «подушки безопасности» тоже нет. Зато есть кредит, который надо ежемесячно погашать вовремя.

Полноценного отпуска не было давно, года четыре. Ну то есть отпуска формально были, но я либо решала тысячи задач — бытовых, организационных, личных, медицинских, либо подрабатывала. И вот я понимаю, что я так больше не могу. И не хочу. Если честно, я вообще почти ничего не могу. Любая новая задача вызывает панику, любое дело и просьба ко мне — это приступ отчаяния. Вообще, я работу свою люблю. Но даже это меня не спасает.

Зато я могу пять часов смотреть кино «Как снимали “Хоббита”» или планировки частных домов, один из которых я обязательно когда-нибудь построю. И раздражаться, что надо готовить ужин, или от того, как быстро накапливается мусор. Ровно по той же схеме «откуда пыль берется и куда деньги деваются».

Время для меня летит быстро: прошел месяц, а я его не помню, когда он успел, как будто это было три дня. Прошла зима? Вроде бы Новый год был совсем недавно. И если раньше меня всерьез беспокоило, что могут быть проблемы на работе и вообще где-то, то сейчас мне почти все равно. И я все время хочу спать. Я вообще люблю ночь. Это время, когда мне никто не позвонит, ничем не нагрузит, и я имею право ничего не делать, не чувствуя за это вину.

Поломался режим дня, я пытаюсь работать по ночам, чтобы компенсировать свою дневную медлительность. Получается только хуже. Я не высыпаюсь, и у меня поднимается давление. И я опять не могу работать. Начались проблемы с позвоночником, неврологией, гемоглобином, щитовидкой.

Я потеряла способность и силы убирать дом, следить за собой, принимать решения. Вокруг меня разрастается хаос, а внутри меня — отчаяние или апатия.

Нет сил слушать советы «Возьми себя в руки, у тебя дети» (взяла бы, если б могла), «Ну поезжай куда-нибудь» (на какие деньги?), «Перестань себя жалеть» (хорошо, я перестану — вы меня пожалеете?), «Ты все пытаешься решить сама, на Бога надейся» (если б я не верила и не надеялась, где б я уже была бы?), «Тебе надо еще раз выйти замуж, тяжело же одной» (да, в быту бывает трудно, но вариантов нет и желания тоже).

Долгие месяцы я закрывала глаза на происходящее, говоря себе, что «это погода, мне плохо, потому что я метеочувствительная», «это постковид, скоро окрепну», «трудотерапия — это прекрасно», «прорвемся». Находила смыслы, входы и выходы. Барахталась.

Где-то в глубине души я надеюсь на чудо. Но сейчас даже не могу представить, что могло бы стать для меня этим чудом. Я опустошена настолько, что я даже не понимаю, чего просить. Если глобально, то я хотела бы построить дом, в котором буду жить, отвезти детей на море, навести дома порядок, позвать гостей, повесить на террасе фонарики, заварить вкусный чай. Надеть платье и в воскресенье утром поехать в храм. Но где я, а где все это… Остатками разума я понимаю, что выбираться из этой ямы придется самой. Подскажите, пожалуйста, с чего начать.

Отвечает психолог Глеб Ткаченко:

Судя по всему, что вы описали в письме, у вас депрессия. Сразу поясню: я не ставлю психиатрический диагноз, а описываю ваше психологическое состояние. Отсутствие сил, желаний, отчаяние, чувство безвыходности, проблемы с волевыми усилиями — все указывает на депрессивное состояние.

Причин у него может быть множество. Я не знаю вашей истории, но, судя по всему, несколько лет назад в вашей жизни что-то кардинально поменялось. Произошло событие, которое вызвало у вас такие душевные переживания, такую боль, которую пережить было очень тяжело. И одним из способов спасти свою психику от столь разрушительных эмоций является общее снижение чувствительности организма. Если выражаться проще, то для того, чтобы не чувствовать боль, надо потерять способность чувствовать вообще. И вместе с эмоциями болезненными вы лишаетесь и желаний, и радости, и ожиданий, и много чего еще. Единственными доступными состояниями остаются либо апатия, либо отчаяние. Апатия — потому что чувства подавлены, и возникает ощущение бесчувственности вовсе. А отчаяние — от того, что чувства хоть и подавлены, но никуда не деваются, и в какие-то моменты они все равно прорываются наружу. Вы в письме упомянули «приступы отчаяния» — это как раз попытки организма докричаться. Так же, как панические атаки, наплывы ярости и т. д.

Вы живете в состоянии внутреннего конфликта: между желанием пережить и отпустить боль и страхом вновь испытать это чувство. Боль никуда не девается, и чем больше сил у вас уходит на попытки это чувство спрятать поглубже, тем большую силу оно набирает, чтобы выйти на поверхность и стать замеченным. Соответственно, на каком-то этапе на это противоборство уходят едва ли не все силы организма, превращая внутреннее психологическое пространство в поле битвы. Разумеется, на повседневные дела не остается ни желания, ни сил, когда все ресурсы направлены друг против друга.

Советы, которые вам дают, могли бы быть полезны, если бы работали. Единственное, с чем могу согласиться — это с тем, что не надо уходить в жалость к себе. Ведь жалость — это, по сути, признание вашего поражения. Мол, все уже, не справилась, бедняжка, остается только пожалеть. Какое тут может быть движение к решению проблемы, когда вы сами себя жалеете? В норме жалость желательно заменить на поддержку. И тогда это будет звучать не как признание поражения, а как вера в то, что вы справитесь: «Я знаю, как тебе тяжело, но я верю, что у тебя хватит сил пройти через это. А я буду рядом, и буду тебе помогать». А взять себя в руки вы действительно сейчас не можете, у вас на это сил нет. Признавать, что вы истощены, — это тоже верный шаг, потому что он логично подводит к тому, что надо восполнять силы.

Отвечая на вопрос, с чего начать. На мой взгляд, вам необходима психиатрическая и психотерапевтическая помощь. Причем желательно комплексно, потому что просто принимать таблетки без психологической проработки травмы — это временная мера. Кончится курс приема лекарств — и состояние вернется. Исходя из вашего состояния, психиатр сможет подобрать вам препараты, которые помогут вашему организму постепенно восполнять ресурсы, которых у него все меньше. Это не решение, но порой (когда ситуация уже запущена) это необходимо для того, чтобы были силы что-то менять. Больше вам про это расскажет психиатр на консультации, если вы решите обратиться. Рекомендую этим заняться, потому что это может вам помочь.

Параллельно было бы полезно найти психотерапевта, с которым вы будете работать в течение какого-то периода. Он нужен для того, чтобы высвободить те чувства, которые вы подавляете на протяжение долгого времени. Когда это произойдет, в ваше распоряжение вернутся те психологические ресурсы, которые вы сейчас тратите на подавление. И в то же время ваши чувства наконец найдут выход, что даст вам облегчение. Если у вас есть желание выйти из этого состояния, то придется приложить усилия. Никто это не сможет сделать вместо вас, даже если очень захочет.

Других советов и рекомендаций я вам дать не могу. Это то, с чего необходимо начать. Остальное вам скажут специалисты, которые будут помогать вам справиться с вашей проблемой.

Опубликовано: Mon, 01/05/2023 - 17:59

Статистика

Всего просмотров 454

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle