Делатели жатвы

Православие и современность

«Вот это прихожанин, – подумал батюшка, – оказывается, он кадить умеет!»

В храме служили панихиду. Священнику Димитрию Попеко, у которого тогда не было пономаря, понадобился человек, который подержал бы кадило, пока он читал поминальные записки. Рядом стоял крепкий, военной выправки мужчина, на него батюшка и «повесил» кадило. Каково же было его удивление, когда тот с рвением стал им махать. «Вот это прихожанин, – подумал батюшка, – оказывается, он кадить умеет!» Так и состоялось знакомство настоятеля храма в честь Успения Божией Матери Покровска священника Димитрия с будущим алтарником и первым помощником на приходе Петром Николаевичем Ульяновым.

На пути к священству

– Не каждого позовешь в алтарь, святая святых храма, – рассказывает отец Димитрий. – Нужно хорошо узнать человека, не раз исповедовать, увидеть чистоту его жизни, понять его намерения. Так Господь указал мне на Петра. А мы помним, что апостол Петр мог ревностно защищать Христа, мог отказаться от Него, а потом слезно каяться. Так же было и с Петром Николаевичем. Он долго отпирался, отказывался, говорил, что недостоин. Но Господь так все сподобил, что мы начали вместе служить, и теперь ни одна служба без него не проходит.

У него в характере есть домовитость, аккуратность, большая ответственность – сразу видно военного человека. Он у нас и сторож, и алтарник, и звонарь, все время что-то мастерит, строит, убирает. Если вы придете к нам летом, обязательно увидите Петра Николаевича на территории храма, он и там работу найдет. На нем вся хозяйственная часть держится, одним словом – «камень».

Когда я начинал служить, не знал, на кого смогу опереться, а тут стал присматриваться и к другим мужчинам на нашем приходе. Как-то мы запустили в воскресной школе проект для обучения взрослых прихожан, стали проводить для всех желающих беседы на библейские темы. На этих беседах Господь выявил для меня Игоря Игоревича Прокопенко, тоже бывшего военнослужащего. Так появился еще один надежный помощник.

Он человек занятой, у него свое предприятие, большой коллектив, но свою лепту Игорь Игоревич тоже вносит, и не малую. Помогает финансами, проводит огласительные беседы перед Крещением, он наш катехизатор. Игорь Игоревич преподавал в ракетном училище, у него большой опыт общения с людьми, знание их психологии. Я увидел, что он может донести слово веры до других людей, и он действительно прекрасно с этим справляется.

В каждом храме есть такие люди, те самые прихожане, которых чудесным образом приводит Господь. Вместе с матушкой Георгией, которая возглавляет монашескую общину в нашем храме, мы видим, как Богородица, словно наседка, согревающая свое потомство, потихонечку созывает откуда-то нужных людей.

А мы лишь свидетели этих чудесных событий. Наша задача – не спугнуть, помочь человеку обрести уверенность в себе. Так получилось с Петром Николаевичем и Игорем Игоревичем. У обоих путь к храму был тернистым, оба пришли в Церковь уже в зрелом возрасте, через страдания и большие испытания и осознание, что помочь им может только Господь. Эти люди не просто стали опорой прихода, но решили поступить на учебу в Саратовскую православную духовную семинарию. Что из этого получится – не знаю. Это тайна Божия, нам неведомая. Но на наших глазах совершается чудо: Господь приводит простых прихожан к священству. Очень на это надеюсь.

Главное – не переспеть

Петра Николаевича я нашла в храме, он был занят подготовкой к Крещению, и пришлось немного подождать, пока алтарник устанавливал все необходимое для проведения таинства. Петр Николаевич оказался таким, как и описал его батюшка: деловитый, сосредоточенный, аккуратно выполняющий свою работу человек. Ответственность выработана многолетней службой в МЧС. Почти 30 лет Петр служил на пожарном катере, охраняя волжские берега Саратовской области от огня.

– Скажите, Петр Николаевич, Вы не были удивлены, когда отец Димитрий пригласил Вас в алтарь?

– Я стремился попасть туда, меня тянуло в алтарь, и вдруг Господь так неожиданно привел меня к Себе. Я ничего не понимал, не соображал, у меня были устремления только к молитве. Но батюшка торопит: «Петр, подай кадило, зажги свечу». Потихоньку стал вникать, учиться у отца Димитрия. До сих пор мы вместе с ним учимся, теперь уже богословским наукам.

– Как же Вы решились поступить в семинарию?

– Я доверился отцу Дмитрию, он мой духовный наставник и, конечно, настоящий пастырь, он и супругу мою благословил петь на клиросе, так что мы теперь и дома, и в храме вместе.

Прежде чем я согласился пойти в семинарию, мы много с ним беседовали, батюшка рассказывал, что значит быть священником. Объяснял, что неофитский романтизм быстро проходит, а дальше – служба, рутинная работа на приходе, себе уже мало принадлежишь. Он меня не торопил с ответом: «Подумай, но если выберешь этот путь, по нему надо идти до конца». Потом была встреча с отцом Виктором Тихоновым. Пообщавшись со мной, он сразу сказал: «Петр, да тебе надо в семинарию поступать». Отвечаю: «Как же так? Я еще не поспел!» А он мне: «Главное – не переспеть, а то поздно будет». Решающий разговор состоялся с владыкой Пахомием. Он мне прямо сказал: «Послужил Отечеству, пора Богу послужить».

– И все-таки на шестом десятке сесть с юношами за парту – смелость нужна.

– Конечно, незнакомые дисциплины даются с трудом, много приходится запоминать, учить наизусть, но Господь помогает. Думаю, Он увидел во мне какое-то посеянное зерно и дал ему жизнь, и оно проросло. Учиться оказалось очень интересно, знакомые библейские истории открываются таким глубинным смыслом, которые сам никогда бы не понял. Отец Димитрий здорово помогает, если что-то непонятно – сразу к нему.

– С церковным человеком нелепо говорить о перспективах, но все-таки, надеетесь ли Вы стать священником?

– Надеюсь дойти до логического конца, но на все воля Божия. Господь сказал: Жатвы много, а делателей мало (Лк. 10, 2). Поэтому должны быть делатели. Иду по жизни пока двумя параллельными путями – духовным и мирским. Но, надеюсь, когда-нибудь они сольются в одну дорогу.

– Вы – Петр, Вам деваться некуда!

Идти по жизни с Богом

Не был церковным человеком и бывший преподаватель Энгельсского и Нижегородского командного ракетного училища Игорь Игоревич Прокопенко. Понимание того, что в нашей жизни не все так просто, пришло, когда серьезное заболевание старшей дочери, с которым не смогли справиться врачи, привело в Троице-Сергиеву Лавру к известному на всю Россию ныне покойному архимандриту Герману (Чеснокову). Дочь исцелилась, закончила вуз, стала многодетной счастливой мамой. Потом Господь посылал другие испытания, с которыми, опираясь только на собственные силы, тоже было не справиться. Так начался путь к Богу.

– Несколько раз наперекор всему я круто менял свою жизнь, потом пришло понимание, что ведет нас по жизни Христос. И та ситуация, которая вокруг нас формируется, зависит напрямую от нашего внутреннего духовного состояния. Стал много читать, изучать духовную литературу, посещать различные курсы.

Психологию я знал, с людьми работать умел, поэтому с радостью согласился вести огласительные беседы. Если что-то можешь, как в притче о талантах, в землю не зарывай, помогай Церкви. Стараюсь все, что мне поручается на приходе, делать хорошо. И когда владыка Пахомий предложил поступать в семинарию, сразу согласился. Познавать новое всегда интересно, в любом возрасте. Жизнь стала намного напряженнее: днем работа, вечером учеба, а нужно еще найти время для храма, для семьи. Но это лучше, чем проводить время с удочкой или на диване.

– Нагрузка не малая, успеваете?

– А как же святой святитель Лука (Войно-Ясенецкий) успевал? Читаешь его житие и поражаешься: в тяжелейших условиях гонений успевал и людей лечить, и наукой заниматься, и Богу служить. Господь не дает задач выше сил, а если посылает испытания, то дает возможность человеку с ними справиться. Железо закаляется и превращается в полезное изделие, когда его помещают то в воду, то в огонь. Так и человек. Мы же движемся от проблемы к проблеме, от печали к радости, и хорошо, если к концу жизни что-то успеваем понять.

– О дальнейших перспективах думаете?

– Честно говоря – нет. Стараюсь идти по жизни с Богом – это для меня сегодня главное. Постоянно думаешь: в чем смысл жизни и как мы должны ее проживать? Хотя бы к концу жизни надо найти ответы на эти вопросы. А найти их можно только в Церкви.

Ольга Стрелкова

Теги

Социальные комментарии Cackle