Логика и товарищ Велиар

Радонеж

Споры вокруг возвращения исторических названий улицам наших городов возвращают нас к вопросу о наших корнях и нашей идентичности.

Кто мы, как мы себя определяем, как видим свое место в истории и мироздании - как «бывшие советские люди» или как русские люди? Наша история и культура восходит  к Владимирову Крещению или основатель нашего государства, как писалось в советских учебниках, В.И.Ленин? В основе нашей цивилизации лежит православное христианство или богоборческая идеология марксизма? Являются ли люди, которые боролись за уничтожение старой, православной России, нашими героями?

Уточним - речь не идет о том, были ли в советское время люди, достойные нашей благодарной памяти. Такие люди были - ученые, врачи, герои войны, космонавты. Но когда мы говорим о переименовании, речь идет об улицах, названных именно в честь революционеров, тех, кто железом и кровью навязал России «красный проект». Проект, о котором очень точно сказал «принявший революцию» Александр Блок - «пальнем-ка пулей в святую Русь». Этот проект обещал светлое будущее в награду за это матереубийство - и обещаний своих не сдержал. Это и понятно - тот, кто стоял за ним, никогда не исполняет своих обещаний.

Какой смысл в том, чтобы продолжать прославлять его адептов на улицах наших городов?

Люди немолодые могут предаваться ностальгии по комсомольской юности, когда и трава была зеленее - а молодые фантазировать о жизни в СССР на основании пропагандистских советских материалов, которые рассказывали, как хорошо в стране советской жить. Но это ничего не меняет в том факте, что «красный проект» провалился. Его обетования не сбылись. Коммунизм не был построен. Ни в 1980 году, ни позже. Несомненно, что для немалого числа наших сограждан это тяжелая личная трагедия; они посвятили свою жизнь тому, что оказалось обманом. Крушение веры человека в его идеалы - это не просто болезненно, это может быть страшнее смерти. Многие люди, даже сидя в лагерях, не могли расстаться с убеждением, что учение Маркса всесильно потому что верно, а вожди гениальны; просто произошла - конкретно в их случае - трагическая ошибка.

Признать, что трагическая ошибка произошла в 1917 году - и еще раньше, когда русские интеллигенты пламенно уверовали в учение брезгливо презиравшего их немецкого философа - значило бы признать всю свою жизнь потраченной впустую.

А это, как писал советский классик, «мучительно больно».

И тут психологически совершенно понятны попытки найти какой-то половинчатый, компромиссный вариант - «нам одинаково дороги и Ленин, и Александр Невский, и Сталин, и Николай II». Беда в том, что такой вариант невозможен ни логически, ни исторически, ни морально.

Логически утверждения «Бог есть, Он создал Церковь и через нее спасает людей для вечности», как учит Церковь, и «Бога нет, Его придумали эксплуататоры», как учит Партия, несовместимы. Вы не можете принимать оба тезиса одновременно. Исторически коммунистическая партия с самого своего зарождения была яростно атеистической - и высказывания Ленина о религии вообще и Православии в особенности мы здесь не будем приводить из-за их крайнего хамства. Находясь у власти коммунисты ни минуты не лукавили относительно своих планов так или иначе искоренить всякое богопочитание. Как говорил Сталин, «Партия не может быть нейтральна в отношении религии, и она ведет антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религиозных предрассудков, потому что она стоит за науку, а религиозные предрассудки идут против науки, ибо всякая религия есть нечто противоположное науке»

Какое-то из этих двух сообществ - Партия или Церковь - обманывало миллионы людей. Теперь, учитывая исторический опыт, мы точно знаем, какое. Если вас обманули, бессмысленно говорить о том, что вам одинаково дороги и обманщики и те, кого они облыжно обвиняли в обмане. Если вы верите в реальность Бога и вечного спасения, то коммунистическое правление в истории нашей страны, когда люди были насильственно отторгнуты от Церкви, а государство самыми грубыми методами насаждало принудительный атеизм, можно рассматривать только как духовную катастрофу.

В нравственном отношении вы не можете быть верны и делу Ленина-Сталина и делу Церкви. Невозможно быть своим и среди христиан и среди тех, кто открыто провозглашал своей целью искоренение христианства. Если вы верите в Бога и желаете быть православным человеком, вы несомненно становитесь изменником делу Ленина. А если вы присягаете делу Ленина, вы несомненно становитесь вероотступником.

Если вы имеете благочестивую привычку заглядывать в православный календарь - чтобы понять, память каких святых сегодня совершается - вы не можете не заметить дни памяти новомучеников, пострадавших, например, в 1918, 1919, 1937, 1940-ом годах. Если вы считаете, что правым было дело мучеников, вы не можете сочувствовать делу их убийц, а если вы поддерживаете гонителей, вы не можете принадлежать к Церкви, которую они гнали.

Эта логика предельно очевидна (как очевидна она была для самих коммунистов, когда они были у власти), но довольно много людей пытается быть и нашим и вашим. В итоге, конечно, так не получается и получиться не может - после пары уточняющих вопросов наши «православные» большевики оказываются простыми и беспримесными большевиками.

Но почему люди вообще держатся за давно рухнувший «красный проект»?

Человеку, вовлеченному в культ, бывает мучительно больно признать, что гуру - просто жулик, а инопланетные корабли, которые заберут верных культистов на райские планеты, так и не прилетят. Людей гораздо легче одурачить - чем побудить их признать, что они одурачены.  Это не вопрос личной глупости - человек может употребить свой могучий интеллект на выстраивание оправданий и объяснений, почему гуру все же велик, а инопланетяне обязательно прилетят к следующему назначенному сроку. Это вопрос глубочайшей потребности человека в том, чтобы его жизнь была осмысленна и оправдана. Верность людей очевидно провалившимся проектам выглядит иррациональной - но у нее есть основания. Это подобно тому, как некоторые украинцы до сих пор стоят на том, что «Майдан - это лучшее из всего,что когда-либо случалось с Украиной».

Признать, что ты жестоко обманулся - или жестоко обманулись дорогие тебе люди - значит поставить под вопрос саму свою способность ориентироваться в жизни и принимать мудрые и нравственно верные решения. Чувство дезориентации и мучительной растерянности, которое при этом возникает, может вообще лишить человека возможности нормально функционировать - не случайно члены тоталитарных культов нередко нуждаются в  специальной реабилитации. Выход из ложной веры - это совсем не приятное дело. Проблема в том, что чем позже человек его совершает, тем с большими потерями он выходит.

Это как если бы мы призывали блудного сына, умирающего на чужбине, пойти домой, а он бы ужасался тому, что останется без свиного корма. Конечно, в доме Отца его ожидает пир - но он не верит в пир и напрочь забыл о доме Отца. Он уже не помнит другого корма, кроме свиного, и другого тепла, кроме тепла свинарника. Он очень болезненно реагирует на попытку лишить его этого.

Такому человеку надо, как это делали Апостолы, благовествовать Евангелие. Мы можем обрести цель, и смысл, и предназначение, и оправдание, и радость, и утешение, и нечто настолько прекрасное, что и словами сказать нельзя - в Господе нашем Иисусе Христе. У нас есть земное отечество - православная Русь, восходящая к Владимирову Крещению. У нас есть отечество Небесное - горний Иерусалим, где нас ожидает Христос и Его святые.

И чтобы войти в это Отечество, надо наконец решиться положить на стол партбилет сообщества, которому вы уже чужды, если не разделяете его атеизма, порвать с идеологическим культом, который уже доказал свою ложность, и прекратить прославлять его служителей. Попытки совмещать несовместимое не просто мучительны и вынуждают человека непрестанно лгать самому себе - они бессмысленны. Как говорит Апостол, «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2Кор.6:15)

Коммунистических (как и любых других) идолов нужно просто оставить. Вы не можете внести их в дом Отца. Там для них просто нет места.

Сергей Худиев

Социальные комментарии Cackle