Радость жизни и радость сказки

В Ветхом Завете сказано: взгляните на прежние поколения и найдите хотя бы кого-нибудь одного, кто доверился Господу и постыдился.

Счастливый конец для всех, кто старался быть добрым, – реальность не только сказки, но и жизни.

Сказка заново открывает человеку, что наш мир всегда неповторимо прекрасен. Мир прекрасен Богом, Его благодатью. И одна из самых светлых его радостей – это радость хорошего конца.

Впрочем, сказка и без того каждую минуту являет человеку мир в первозданном, детском восприятии, когда всё значимо и светло в лучах Господня света.

Я знаю одну девушку, которая, обретя веру, долго не могла понять, почему люди могут радоваться. Она открыла это в самой жизни, потому что встретила многих людей, которые любят её как родную и единосущную сестру. Она обрела радость, но не заметила того, что её путь к радости и есть сказка. Сказка её жизни. Часть того пути, которым она идёт в свет. А сказочник только может сказать о том, что уже для неё придумал Бог.

Поскольку понять Божий замысел – дело не всегда простое, существуют сказки, которые помогают не только смотреть, но и видеть, дают возможность за цепью событий прозреть сокровенную глубину, духовные законы, по которым бытие являет себя.

Этим сказка отличается от фэнтезийного романа. Своей внутренней правдивостью. Перефразируя Честертона, можно сказать, что сказка – это то, что делает нормальный человек в краю чудес. А фэнтези – то, что делает безумец в виртуальной реальности.

Фэнтези не дарит ни радости, ни утешения, а сказка легко даёт читателю и то и другое. Это происходит потому, что сказку питают те сокровенные силы, которые питают и всё добро на нашей планете. Благодать, вложенная в сказку, даёт человеку острую радость, что не только в сказке есть счастливый конец для всего добра, но и в большом мире людей он так же несомненен, как и в хорошей сказке. И знание этого способно укрепить душу.

Как сказка даёт человеку приобщиться этому ведению? Касаясь онтологии нашего мира, она касается самых глубин человеческой души, при этом делая это просто, никогда не в форме морали, но являя подлинную красоту в самой себе.

Красота сказки есть красота нашего мира. Только сказка помогает правильно на него смотреть. Джон Толкин много говорил о присвоении, когда вещи и людей, которые нам понравились, мы заперли под замок, стали обладать ими и перестали на них смотреть. Если человек ощущает себя в мире хозяином, он не увидит совершающуюся в нём сказку. Узреть сказку – удел тех, для кого всё в мире – дар. Слова любви близкого человека, осенняя листва под ногами, тихая песня мамы и дворовый пёс – это незаслуженные подарки каждому человеку. Пока мы не ощутим их подарками, то никогда по-настоящему не насладимся ими. Ведь настоящее наслаждение основано на благодарности.

И сказка учит быть благодарным. Само звучание сказки таково, что читатель заново начинает видеть то, что ему давно примелькалось. Жена перестаёт быть скучной только потому, что она по утрам ходит в халате.

Дети перестают досаждать, хотя они тоже требуют к себе внимания. Видя мир как дар, человек радуется всему, ведь Господь всё сотворил хорошим.

Ясность взгляда присуща подвижникам, детям, а для всех остальных её легко открывает сказка. Человек заново входит в мир, как в подарок. И даже если он не знает, Кого ему благодарить за всё, само сердце его полнится благодарностью, которая есть начало всякого блаженства.

Сказка дарит человеку новую радость, ведь наш мир есть, и он хорош, и всё в нём до последней дождевой капли сотворено по любви. И весь этот мир отдан каждому. Наша задача – сделать в нем наше дело. Но это уже зависит от нас.

Детство и сказка

Самое прекрасное ощущение детства – это чувство того, что наш мир всегда хороший и светлый. Это ощущение, быть может, кроме Литургии, лучше всего передаёт сказка. И если для взрослых сказка – выдумка, то дети чувствуют, что наша жизнь и есть сказка, которая случилась на самом деле. Почему так? Ответ прост: дети добры, а для доброго сердца каждый день – это небесный подарок.

Андерсен обижался, когда его называли детским писателем. Он считал, что сказки для всех, потому что чувство жизни как сказки – для всех.

Вы спросите, а как же огорчения и неудачи? Но даже если с нами случается что-то грустное, оно допускается только для нашей будущей радости.

Счастливый конец в сказке, как и в жизни, приходит в конце истории. А в начале – наш труд умножения света, добра и радости в близких сердцах.

Как пишут сказки

Здесь я расскажу о том, как рождается короткая сказка. Сказочник находит некий предмет или попадает в новое место. И то, что для множества людей напрочь лишено поэтичности, для сказочника обрастает образами и являет некую внутреннюю ассоциативную красоту.

Так, сказку «Воздушный шар» я написал, когда увидел, как со свадебной машины сорвался шар и несомый ветром полетел по дороге. Шар прибило к моим ногам. Я взял его в руки, и тотчас в душу потекли образы, зазвучала внутренняя музыка нового произведения. Это то, о чём Пушкин когда-то сказал:

И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Ещё неясно различал.

Ещё не было сюжета и действующих лиц. Но была музыка новой вещи. И стоило мне сесть за письменный стол, как сами собой потекли, полились строки.

«Я не размышляю над стихом и, право, никогда не сочиняю», – писал К. Бальмонт. То же самое можно сказать и о сказке, и о сказочной книге. Заранее никогда не знаешь, что будет дальше. Нет плана вещи, есть предощущение, есть рождение новой красоты. И ты сам удивляешься тому, что пишешь, настолько это неожиданно и интересно.

Внешний вид предмета или человека может до неузнаваемости измениться в сказке, но суть его остаётся той же. Так, Андерсен облекает свою возлюбленную Енни Линд в образ соловья из одноимённой сказки. Соловей, конечно, не девушка.

Но душа Енни, её суть, можно сказать, её неповторимый образ Божий, раскрыты именно так и теми словами, как это сделал Андерсен. Сказочник, как и поэт, обладает возможностью вглядываться вглубь предметов, людей и явлений. И не только вглядываться, но и открывать их красоту тем, кто ещё пока не имеет этой поэтической зоркости.

Помню, как-то я пришел в дом к некой молодой семейной паре. Войдя, я сразу обратил внимание, что в этом доме живёт сказка. Хотя внешне это был совершенно неприглядный, старый и бедный дом. Что рождает эту музыку сказки? Наверное, Сам Господь желает в этот момент раскрыть людям часть Своей красоты, которая почиет на этом месте, на этих людях. Потому что сказочник смотрит на них глазами любви. Поэтому он и может увидеть много. Каждое место пространства и времени нашего мира скрывает в себе будущее Царство Небесное, которое явится здесь спустя некое число лет во Втором пришествии. Увидеть эту благодатную красоту будущего, таинственно сияющую из настоящего, есть дело сказочника. И дело всякого человека. Но у сказочника для этого есть его дар. Слушать музыку ещё не созданного произведения – значит вслушиваться душой в тайно действующую в мире благодать Господню. И это – самая светлая и прекрасная музыка на земле. Её слышит не только сказочник. Чистые сердцем люди всегда живут в ощущении этой благодати, но сказочник может выразить её словами, переложить на язык слов.

Я попросил у этой семейной пары час времени, чтобы побыть у них дома и написать сказку. Не помню, успел ли я это сделать, но к следующему моему визиту сказка была написана. Помню, как молодожены очень удивились тому, что я, никогда не бывая прежде у них в доме, верно описал их отношения и даже их семейные трудности. Так, под видом сказочного тролля, который пытался разрушить семью, был запечатлён некий человек, желавший разрушить их семью. Ничего этого я не знал, но всё написанное оказалось правдой.

Каждый самый маленький человек любим и достоин песни. «Даже труд презренный лесорубов облагораживается, когда о нём поют», – говорит средневековый японец Кэнко Хоси. А сказочник открывает, что никто в мире не презрен, но каждый может быть необыкновенно, неизъяснимо прекрасным.

Благодатная красота людей и мира – один из основных, сокровенных сюжетов сказки.

Артём Перлик

 

Теги

Опубликовано: Wed, 15/07/2020 - 11:58

Статистика

Всего просмотров 1,501

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle