Внутренняя сила сказки

Даже если автор и желал бы создать некие новые, неведомые прежде чувства и ощущения, это ему не удаётся, потому что восприятие мира общее у автора и читателя.

Настоящие авторы, впрочем, никогда этого не желают. Особенно это касается миров, которые порождает фантазия человека.

Волшебная страна, какой бы автор её ни породил, является неким зеркалом, в котором лучше виден наш большой мир. Мир Творца. Волшебная страна при всей её чудесности помогает нам ясно видеть происходящее в мире людей.

Сказка об этой стране есть очки ясного зрения. Именно об этом явлении Андерсен говорил, что если у нас нет смелости называть вещи своими именами в жизни, то мы можем это делать хотя бы в сказке. Показателен в этом смысле андерсеновский «Голый король». Придворные – это люди, у которых поиск выгоды и лучшего места затмил первозданную красоту души. Приспособленчество у них стало на место способности быть неподдельными. Их зрение искажено их жизнью. Но верно и не замутнено зрение сказки, которая всё расставляет на свои места.

Вооруженный таким зрением человек переносит его и в большой мир людей. Дело, впрочем, не только в зрении. Туве Янсон однажды обмолвилась, что для ребёнка имеет значение постоянство некого порядка вещей. Родной ему человек каждое утро заводит часы, и поэтому мир не может быть разрушен. Сказку можно сравнить с такими часами, только для всего человечества.

В нашем мире искажено не только зрение, но и восприятие бытия. Множество людей страдает от собственных страхов, предощущения бед и всевозможных катастроф. Почти никто не чувствует себя уверенным в будущем. Такое восприятие мира имеет свои духовные корни. Известный афонский старец Иосиф Исихаст говорил, что если Бог будет в человеке, то человек всё увидит светло. А если он потеряет Бога, то опять всё увидит криво. Представьте себе зрячего, который заперт в тёмной комнате и не знает, что за её пределами – ночь или день. А теперь добавим ещё и то, что разнообразные средства информации внушают ему, что вокруг только ночь и ночи нет конца. Волей неволей он поверит сказанному.

Животворная сила сказки в том, что она возвещает простую истину «там, за гибельными тучами, на землю спешит рассвет» (Джон Толкин).

Помню, как однажды, когда мне было очень плохо и больно, а Бога я ещё не знал, меня поразили слова из толкиновского письма, что к погибающему человеку всегда летят орлы. И эти орлы есть благодать Господня.

Сказка открывает человеку, что из его тёмной комнаты есть выход, и этот выход никогда не заперт. Более того, за дверью нас ждёт невечерний день. За дверью нас ждёт великая красота любви.

В конечном итоге хорошая авторская сказка возвещает человеку простую, известную религии вещь. Наш мир больше, чем это кажется физику испытателю. Наш мир не ограничивается пределами вселенной. Он тонок, и отовсюду в него льётся необыкновенный, небесный свет. В лучах этого света всё становится чудом и всё становится сказкой. Собственно говоря, сказка чудесна благодаря именно этому необыкновенному свету.

Сказки касается Бог, и это делает её похожей на наши самые глубокие чаяния – быть любимыми, нужными и совершающими подвиг ради своей любви.

Сказка очищает зрение, она не ведёт в лабиринты выдумок, но сама есть выход из лабиринта обычных причинно-следственных связей. Она вводит в жизнь человека измерение чуда. И человек начинает ощущать, что мир именно таков, как в сказке – светел, чист и полон высокой ненапрасности каждого из нас.

Урсула Ле Гуин говорила об этом, что дети прекрасно знают, что единорогов не бывает. Но вместе с тем они знают, что хорошие книги о единорогах – это правдивые книги.

Эльфийский путь в светлый Валинор – путь каждого доброго человека. Он лежит через сердце и ведёт в настоящий, вовсе не сказочный рай. И этот путь делает сказку истинной правдой о нашем чудесном и светлом мире.

«Вдруг пойму, как мне нужна, сказка детства моего». В этих строках известной песни заключено стихийное, народное желание, чтобы целостно постигнутая жизнь оказалась доброй и светлой и имела счастливый конец.

Эту жажду на земле могут утолить только истинная вера и рождённая от неё сказка. Ибо сказка — это возможность для обычного человека, не святого, увидеть мир в его мудрости, гармонии и красоте и прозреть счастливый конец для всякого доброго человека.

Один мой знакомый старец говорил монахам: «Я надеюсь, что вы вырастете когда-то к тому, чтобы читать сказки». Но только по мере приобщения небесному взгляду на мир человек понимает, что это — так.

Люди часто думают, что лучше Бога знают, что и как должно происходить в мире. Сказка всем своим строем лечит от такой уверенности и помогает ценить промысел со всеми его неожиданными сюрпризами и подарками. Ведь и помощь святого по молитве к нему — это та же сказка, которая произошла.

То, что Господь отнимает одной рукой, ещё больше даёт другой.

В мире часто можно встретить людей, обиженных на Господа за то или иное обстоятельство жизни. Сказка смело являет важность каждой мелочи, которая совершилась с нами.

Лишь спустя десятки лет сказочного действа стало ясно, почему было так важно Бильбо пожалеть Голлума.

Любой добрый поступок уходит в будущее, и сказка показывает это, подобно как Бог, видя наши действия, знает, к чему это всё приведёт.

Господь благословляет сказку, подобно как и наш мир, и его добро. Только в сказке это видно сразу…

Артём Перлик

Теги

Теги: 

Социальные комментарии Cackle