Послание архим. Андрея (Конаноса). Как выжить при коронавирусе и остаться человеком

Думаю о том, как изменилась наша жизнь. Все остановилось, закрылось, застыло.

Уже несколько дней не разговаривал с людьми. Я не скрываю от тебя, да, так живу изрядное количество дней в году, в молчании и уединении. Как мне кажется, это не выглядит странно или необычно. (Некоторые смотрят  мои фотографии, селфи и делают вывод, что я целый день провожу на улице и отдыхаю 24 часа в сутки! Но это не важно.) Фотографии, которые кто-то сделал на протяжении 2-3 дней, могут быть загружены в течение некоторого времени, нескольких месяцев, они создают впечатление, что ты живешь безудержно.

Думаю о том, как изменилась наша жизнь. Все остановилось, закрылось, застыло. Думаю о тебе, которому нелегко оставаться самому дома, ты не из тех, кто обращен внутрь себя. Остался из-за нужды, потому что так было велено. Остался также из-за любви, потому что так должно для твоего добра и добра окружающих тебя.

Остался и из-за страха и общей неуверенности.

Также думаю о тех, кто тяготится по психологическим причинам, об одиноких людях, обездоленных, сиротах.

В эти дни просыпаюсь и, хотя солнце мне говорит: «Улыбнись, посмотри какой прекрасный сегодня день», вижу иную реальность, напоминающую мне об угрозе, страхе, черном всаднике, который украдет многих из нашей планеты.

Все, что происходит в последние недели, заставило меня серьезно задуматься о тленности этого мира, о нашей земной жизни.

Думал (не скрываю) и о смерти, о ней я забываю, погружаясь во всю свою деятельность. Я настолько усладился этой жизнью, ее красками, музыкой, ароматами, успехами, вкусами, опьяняющими напитками, людьми, что чувствую, как будто я постоянный житель этой земли, приобрел чувство постоянного воцарения здесь, на земле.

Здесь, в этом превосходном мире, с превосходным соседством, в прекрасной стране. И приблизилась одна вещь, невидимая, незаметная, один вирус, напомнивший о том, что существует также конец. Может, и не сейчас для меня или тебя, но рано или поздно приходит конец…

Открываю холодильник – он заполнен. Купил достаточно всего с запасом на последующие дни. Пью апельсиновый сок и ем три кулураки с корицей, насколько это вкусно. Как прекрасно жить, радоваться, быть в добром здравии, чувствовать возле себя постоянное дыхание Божье.

Только молиться легко в эти дни, т. е. говорю с Богом и все это рассказываю Ему. О сомнениях, о близких и друзьях, о нашей ненадежности, о тех, кто заболел и заболеет, а может, и умрет. Говорю, что такое неизбежно. В это я не могу еще поверить и даже не хочу этого делать.

Крики и ссоры также о Христе в это время со всех сторон, не можешь разобраться, дикая жажда чего-то, что иногда не напоминает уже о Нем. Ненасытная жажда для самооправдания: я прав, все, что делаю, правильно, я лучше тебя, я настоящий, а ты лживый, в заблуждении, в темноте.

Единственное логическое действие в эти дни – остаться дома и молиться. Я говорю о внутренней сердечной молитве, молчании, любви и искренности.

Политики, врачи, медсестры, священники, учителя, психологи и психиатры, полицейские, торговцы, атлеты, деятели искусств, интеллектуалы, критики, писатели, поэты, молящиеся, простые рабочие – все призваны стать «чудотворцами» в настоящее время, вместе прожить это чудо любви и единства друг с другом, уделить внимание самому главному – смертоносному врагу-вирусу, ожидая Бессмертия Любви. Важно засвидетельствовать Христа не только в наших заявлениях, но и в нашем любящем сердце.

На практике: остаемся дома, через интернет можно «путешествовать» куда угодно, покупать, говорить, обмениваться мнениями, болью, мечтами и надеждами.

Станем немножко подвижниками в эти дни, наполнимся любовью ко всему – и тогда этот пост будет самым удивительным в нашей жизни. Другое ты знаешь, об этом все говорят: надо мыть руки и т. п.

Из «Избранного».

Перевод с новогреческого Сергея Рудько

Социальные комментарии Cackle