Против «коллективного Ирода»: сделать мир лучше, став детьми

Евангельский эпизод об избиении 14 000 Вифлеемских младенцев царем Иродом принято воспринимать только как проявление вопиющей жестокость и сравнивать, например, с наводнившим современность грехом аборта. Тем не менее Иродов поступок лег в основу отношения многих взрослых людей к детям. А ведь именно через уподобление им Христос пообещал нам, взрослым, наследование Небесного Царства.

Бог есть Любовь, а Вифлеемские мученики – первые отдавшие за Христа жизнь святые. Символично, что ими стали младенцы, беззащитные и ангелоподобные. Спаситель в Евангелии говорил обступавшим его взрослым о детях: «если… не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Дети незлобны и добры, доверчивы и искренни, просты и радостны. Они быстро прощают и забывают обиды. «Дети – это Царствие Божие на земле», – писал преподобный Иустин (Попович), толкуя приведенный выше отрывок из Евангелия. И в этом смысле Вифлеемские младенцы, с одной стороны, символ детства, а с другой – святости. Ирод же выступает в трагических событиях и как сосуд победивших пороков, и как представитель мира взрослых. Да, именно так. Мир взрослых, занятых на очень серьезном уровне, почти до исступления, борьбой за бренные ценности, сражается с миром детей, радостных бессребреников, чистые души которых при естественно нестяжательном отношении к реальности делают их святыми.

Бог приводит в жизнь новых и новых людей, каждый раз незапятнанных грехом (хотя и не защищенных от него), оставляя младенцев на заботу родителям. Процесс воспитания, включающий в себя целиком пространство жизни, организуемое родней, медленно меняет ребенка, закладывает в него семена черт характера для всходов в свое время. Как нерадивый фермер, родитель постоянно что-то упускает из виду, никогда не достигая совершенства в возделывании сад души своего чада. Хуже, когда собственные комплексы и неудовлетворенность ложатся тяжким бременем на дитя. Еще хуже, когда грех родителя прививается ребенку.

Игнорирование проблем малыша, эгоизм, ненависть и насилие отравляют душу того, кто через много лет должен улучшить этот мир и сделать уверенный шаг на пути к Богу. Откуда должен будет черпать любовь, доброту и творческие силы ребенок, если его духовный колодец родительской поддержки, такой важный для утоления жажды энергии, будет наполнен нечистотами? Ирод расправился с тысячами детей за короткое время, тем самым сделав их членами Небесного Отечества. Чем лучше иудейского царя родители, наполняющие души детей тьмой своих комплексов и грехов? Как проявит себя в будущем ребенок и какой путь изберет, кого напоит из колодца своих детских скорбей?

Иногда нам нужна отрицательная мотивация, чтобы очнуться от сна, суметь среди затянувшей рутины будней вновь сверить часы приоритетов со шкалой подлинных ценностей. Избиение Вифлеемских младенцев напоминает взрослым через жуткую картину событий о том, как дорого детство. Память маленьких мучеников выпадает на святочные, светлые дни. Наверное, это тонкий Божий намек всем на то, что нам, взрослым, нужно чаще смотреть на детей и учиться у них той святости, о которой говорил Спаситель. Важно уделять им внимание, дарить заботу и теплу, вспоминать, что такое настоящая отцовская и материнская любовь, помнить, что чужих детей не бывает. Возможно, тогда наш мир действительно станет немного светлее и лучше, ведь в эти моменты внимания к детям мы сеем в них семена любви. И эти семена обязательно взойдут добрыми всходами завтра, когда реальность наших дней будут проектировать эти маленькие, добрые, радостные, простые, любвеобильные и искренние человечки.

Владимир Басенков

Социальные комментарии Cackle