Противоречия в человеческой жизни и человек как клубок противоречий

На днях 15 декабря Православная Церковь праздновала день памяти пророка Аввакума. Давайте посмотрим, что же содержится в книге, написанной этим Божиим человеком, и что мы можем вынести из нее для своей духовной жизни.

Для начала несколько слов о личности самого пророка. К сожалению, сведения о его жизни крайне скудны. Если проанализировать текст книги, то можно сделать вывод о том, что происходил он из колена Симеонова и принимал участие в богослужебном пении в Иерусалимском храме.

Содержание пророчеств Аввакума указывает на низкое духовно-нравственное состояние народа и скорое нашествие халдеев. Под халдеями здесь следует понимать возникшее в 626 г. до Р. Х. при ассирийском наместнике Набопаласаре (халдее по происхождению) Нововавилонское царство. Сын его, Навуходоносор II, в четвертый год правления нечестивого иудейского царя Иоакима (ориентировочно 605 г. до Р. Х.), осуществил первое халдейское нападение на Иерусалим. Соответственно, пророк Аввакум жил ранее этого времени, потому что говорит о вавилонянах как о еще не знакомом для иудеев народе. По указанным двум особенностям пророчеств Аввакум очень схож с пророком Исайей, потому многие исследователи считают его младшим современником последнего. Свою мученическую кончину Исайя принимает примерно в 680 г. до Р. Х. Таким образом, мы можем обозначить ориентировочные хронологически рамки жизненного подвига пророка Аввакума.

Но обратимся непосредственно к тексту книги. С самого начала он жалуется на развращение, царящее в среде иудеев, на притеснение праведных нечестивцами: «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда, и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Авв. 1:2–4). На призыв этот Господь отвечает, что накажет иудейский народ через нашествие халдеев: «Ибо вот, Я подниму Халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими» (Авв. 1:6).

Следующая жалоба пророка касается уже заступничества за свой народ, стенающий под гнетом завоевателей, как более праведный, чем поработители: «Чистым очам Твоим несвойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его, и оставляешь людей как рыбу в море, как пресмыкающихся, у которых нет властителя?» (Авв. 1:13–14). И здесь снова Господь отвечает на призыв Аввакума и говорит, что и халдеи будут наказаны: «Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех живущих в нем» (Авв. 2:8).

Также в первой и второй главах, да и в третьей, содержащей молитву пророка, мы можем видеть, как он просит об исполнении справедливого наказания, но при этом взывает о явлении, вместе с праведным гневом, милости Божией.

В этом небольшом по объему Священном тексте подчеркнуто, как правда Божия часто не согласуется, а иногда и откровенно противоречит с правдой человеческой. Не умаляя пророческого достоинства Аввакума, можно сказать, что душа его метается: то он молит о наказании за нечестие своего народа, а когда видит, как это наказание придет, уже взывает о помиловании и наказании халдеев – орудия кары. Наш человеческий ум, как и прочие возможности, крайне ограничены, мы пытаемся окружающие нас проблемы охватить, понять, объяснить, мы все тужимся и упорствуем, а в итоге получается так, как в басне Эзопа: «Рожают горы, а родится смешная мышь». Но Господь все видит «сверху» и ведет каждого человека или даже весь народ ко спасению и пути Его не обязательно должны быть нами рационально поняты: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:8–9).

Интересно, как Блез Паскаль пишет о том, что человек является существом вечно противоречивым, любит умничать: это ему не так, то не этак. А если всю эту позицию перенести на отношения с Богом, то, сквозь призму вопрошаний и взываний пророка Аввакума, о себе можем сказать, что все наши жалобы как бы взывают к Всевышнему: почему Ты не такой, как мне хочется? Кое-кто может кичиться и говорить о победе человеческого разума, но чуть толкнешь это противоречивое существо, так оно уже и не знает, на что опереться, и сразу сдает все свои позиции: «Ну не фантастическое ли существо являет собой человек, – пишет Паскаль, – невидаль, чудище, хаос, клубок противоречий, диво дивное! Судия всему сущему, безмозглый червь, вместилище истины, клоака невежества и заблуждений, гордость и жалкий отброс Вселенной!».

Кто разберется во всей этой путанице? Только Господь и тот, кто верен Ему. В приведенных словах отражены и величие человека, и весь его трагизм как изгнанника в «юдоль плачевную» (Пс. 83:7) где «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8). И вот от нас самих зависит, какой сценарий будет реализован. Станем ли безмозглым червем, клоакой и отбросом или все-таки дивным вместилищем истины? Будем ли мы верны Господу, себя меняя сообразно с Его волей, или станем возмущаться несправедливостью и неустройством этого и так греховного мира, бесцельно и бессмысленно пытаясь «подстроить» Бога под себя?

Святитель Тихон Задонский приводит замечательную аналогию между Богом и солнцем, человеком и тенью. Он пишет, что чем солнце ближе к человеку, тем тень его меньше, и наоборот: чем дальше – тем и день больше. И исчезает тень, как только солнце зайдет. Отсюда становится понятно, чем ближе Господь к человеку, тем тот больше чувствует величие Божие, а сам смиряется, а когда отходит Творец от человека, так тот сразу начинает гордиться и величаться. Ну, а если удалится от человека Бог, так он сразу и погибает. «Берегись, человек, – предупреждает святитель Тихон, – высокоумия, чтобы не пал, как диавол: не высокоумствуй, но бойся. Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

«Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27), – говорит Христос, а потому Господь дает силы верным Ему прорвать стену неведения и выйти за рамки собственной ограниченности. По слову митрополита Московского Платона, просвещение святой верой дает нам познание о даровании бытия Всесильным Творцом и вся наша сущность – это дело Его премудрых рук. «Из этого чистейшего и непорочного Источника проистекла струя нашей жизни, – продолжает он, – от этого присносущного и немерцающего Света возжжено дыхание наше; из этой Бездны совершенств как бы перелилось на нас и на все творение, чтобы как Его совершенств, так и блаженств Его, насколько вмещает творение, мы были участниками. И потому можем дерзновенно похвалиться с Павлом, что мы – род Божий».

Подытоживая, хотелось бы сказать о важности всякого человеческого выбора. В вопросах вечности не бывает оттенков, там действительно все либо «черное», либо «белое». И когда в очередной раз, перед лицом испытаний, искушения или скорби, нам нужно будет определяться и со своей позицией, и с дальнейшими действиями, то к правильному решению нас всегда подтолкнет ощущение остроты выбора и ответственности перед самим собой, перед ближним, и перед Богом. Антуан де Сент-Экзюпери сказал по этому поводу замечательные слова: «Наконец-то я понял, почему Господь в Своей любви сотворил людей ответственными друг за друга и одарил их добродетелью надежды. Ибо так все люди стали посланниками единого Бога, и в руках каждого человека – спасение всех».

Протоиерей Владимир Долгих

Теги

Опубликовано: Mon, 16/12/2019 - 19:05

Статистика

Всего просмотров 2,585

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle