Святой король Альфред Великий

Об одном из западных православных святых.

Энциклопедия сообщает нам, что святой король Уэссекса в 871–899-901 годах Альфред Великий  родился ок. 849 г., почил же 26 октября 899 г. (28 октября 901 г.). Он первым из англосаксонских правителей Британии стал именовать себя королём Англии.

Во времена раннего Средневековья Англия была разделена на несколько саксонских королевств, именовавшихся Гептархией. Родитель Альфреда Этельвульф был верным христианству правителем, совершившим  паломничество в Рим и поддерживавшим в Уэссексе монастырские обители. Этельвульф даже как-то пожертвовал на монастыри десятую часть своей казны, и его щедрость так впечатлила современников, что они сложили просуществовавшую несколько веков поговорку о щедром даре – «Десятина Этельвульфа».

Альфред с детства знал языки и труды древних античных писателей. Ещё ребёнком он по повелению отца совершил поездку в Рим (853 год), где папа римский Лев IV помазал его как будущего короля Уэссекса.

Альфреда отличали слабое здоровье и сильная воля. С юности он закалял себя воинскими упражнениями и охотой и уже к двадцати годам стал отважным воином, что в условиях общества, где каждый в конечном итоге мог рассчитывать только на свои силы, было весьма важно. К тому же большая часть Англии в эти годы находилась под властью викингов-датчан, которые планировали расширить свои владения и за счёт королевства Альфреда.
Альфред вступит в долгую войну с викингами, выйдет из неё победителем, освободит Англию от захватчиков, создаст мощную армию и флот, будет покровительствовать искусству, образованию и Церкви и воспримет свою корону как служение Богу.

Чем ближе к Всевышнему, тем больше мудрости. Святой Альфред Великий говорил, что ни один король не может править без людей работы, людей войны и людей молитвы. То есть он дальновидно понимал, что в любом деле, и общенародном, и личном, должны быть соединены труд, усилие и молитва. Сравните это с неким современным фильмом, где о попавших в трудное положение героях с усмешкой говорится: «Им осталась только молитва», в том смысле, что им вообще уже ничего не осталось.
Альфред был не таков. Он верил, что «все беды Англии происходят не от политических, гражданских или военных причин, а от причин духовных и моральных». Язычники-викинги, с которыми воевал король, по его мнению, были попущены Богом за отступление Англии от пути веры в конце VIII века. А потому, чтобы справиться с ними, нужно было возродить духовность, глубокое и ответственное отношение народа к религии и богослужению. Чтобы добиться этого на практике, святой Альфред предпринял мудрейшее решение: понимая, что сразу весь народ возвратить к богоугождению не удастся, он начал возрождать три вещи: монашество, учёность и закон. Закон должен был обеспечить права простолюдинов, чтобы они могли более спокойно ходить в храмы и служить Богу. Учёность была призвана явить Божью истину и красоту во всех аспектах бытия и быта. А монашество должно было воспитать в себе великих духовников, которые могли бы вести народ к Господу в духе древних святых отцов, а не собственных измышлений о христианстве.

Альфред верил, что в деле веры важен личный пример. Он испытывал чувство обременительности властью, но никогда не тяготился храмовой службой. Вот что о нём сказано в его житии: «Он ежедневно присутствовал на богослужениях и причащался. Он молился и читал Псалтырь не только днем, но и ночью. Он любил слушать, как вслух читают Священное Писание и другие книги, и старался заучить услышанное. Позднее он принялся за переводы псалмов – эти переводы сохранились.
Он много благотворил и любил подавать милостыню бедным, проявляя при этом необычайную щедрость и благодушие как к соотечественникам, так и иноземцам. Альфред заботливо относился к своим епископам и клирикам, к знати и слугам».

Объединив Англию, он нисколько не пользовался для себя плодами собственной власти. Ко всем был учтив и приветлив и не был надменен с простолюдинами. К молодёжи относился как к собственным детям и часто подолгу беседовал с ними на нравственные и учёные темы. Своей жаждой знаний буквально заражал окружающих. Глубоко чтил монахов и имел своего духовника – святого. Прислушивался к святым монашествующим старцам и многое делал по их совету.

А потому перед смертью, озирая прожитую жизнь, Альфред смог с полным правом сказать: «Всю свою жизнь я стремился жить достойно, и на память о себе тем, кто придет после меня, оставляю благие дела».

История об известном англосаксонском короле и православном святом Альфреде – это повесть о Промысле и руке Творца в истории. Само нашествие викингов на Англию древние короли и монахи воспринимали как расплату за грехи христиан. Алкуин даже говорил, что первое зафиксированное нападение викингов на монастырь Линдисфарн произошло потому, что монахи стали предаваться роскоши. Святой каппадокиец писал, что всенародные пороки уцеломудриваются всенародными казнями, а смысл их в том, чтобы привести большой народ к покаянию. И эту истину как-то глубоко и просто однажды начали понимать древние саксонские короли. Так, родитель Альфреда, Этельвульф, отправляется в паломничество в Рим, а перед этим отдаёт Церкви десятую часть всех своих земель. Сам же Альфред, уже разбив викингов, третью часть дохода страны передаёт на нужды Церкви. Из них четверть на помощь приходящим к королю бедным и неимущим, четверть на монашеские общины, основанные королём лично (Шафтсбери и Этелни), четверть на школу и четверть на все остальные монастыри. Король стремится к возрождению духовной жизни и верит, что святые монахи научат народ тому, как вести себя правильно. Возвращение христиан к более глубокому пониманию веры принесло свои плоды и в экономическом, и в политическом плане. Викинги разбиты и изгнаны, Англия становится единой державой под рукой одного короля.

Во время войны с предводителем викингов Гутрумом был такой эпизод. Викинги попадают в сложную ситуацию, Альфред пытается заключить мир и приносит клятву о ненападении на мощах, а Гутрум клянётся на своём языческом обереге – священном кольце. Но гордый викинг знает, что к нему на помощь спешит большой флот – 120 кораблей с воинами, и легко нарушает клятву, тем более что флот уже вошёл в воды Ла-Манша. И тут неожиданно в проливе начинается буря, которая топит все датские корабли. И люди видят в этом Господню волю, покаравшую клятвопреступников. «Мир никогда не выходит за границы нравственных законов», – скажет спустя много веков Г. Честертон. И это справедливо для каждого, вне зависимости от того, знает он о Христе или нет.

Альфред ценил поэзию и готов был и днём и ночью слушать саксонские стихи сказителей скопов. Он хотел править королевством образованных людей, что было огромной редкостью для средневекового короля. Для сравнения скажем, что те же короли Шотландии в течение многих столетий не умели написать даже собственное имя, потому что были безграмотны.

Источником вдохновения для Альфреда являлась храмовая служба. Он каждый день посещал и Литургию, и вечерню, будучи уверенным в том, что «каждый талант истощается, а правление каждого человека вскоре тихо проходит, если оно совершается без мудрости...»

Приближенными Альфреда становятся выдающиеся интеллектуалы его эпохи, привлечённые дарами и поддержкой, и они участвуют в задуманном королём труде возрождения культуры и образования. Не имея в Англии такого количества образованных людей, Альфред приглашал их из других стран.

Важнейшую роль при короле играли епископы, к совету которых он всегда прислушивался. Епископы же читали ему вслух латинскую литературу и помогали совершать переводы книг на древнеанглийский, ведь Альфред был почти единственным в своём королевстве человеком, трудившимся над переводами, чтобы подарить как можно больше возможностей для чтения своему народу.

Альфред считал одной из важнейших королевских обязанностей поддержку учёности и говорил: «На долю королей, не исполняющих возложенного на них Господом долга поощрять учёность, выпадают мирские бедствия, отзывающиеся на их народе».

Интересно, что Альфред в определённой мере не был единовластным правителем, – если норманнские короли будут править в Англии как диктаторы, то саксонские короли всегда опирались в своей власти на реально действующий и имеющий полномочия совет старейшин и знати. Альфред также был внимателен и к советам, даваемым ему людьми Церкви.

Король всю жизнь заботился об образовании подданных. Сохранился его указ: «Чтобы все молодые люди, которые только есть сейчас в Англии, рождённые от свободных, имеющие необходимые средства, были отданы в обучение до тех пор, пока не смогут хорошо читать то, что написано по-английски».

Главной добродетелью правителя он считал мудрость. Альфред был уверен, что религия расцветёт там, где прежде возродится грамотность, причём не только латинская (почти повсеместная в тогдашней Европе), но и древнеанглийская.

Много трудился король и над переводами текстов. Причём он не просто переводил латинские книги на древнеанглийский, но и часто переиначивал, дополнял тексты собственными размышлениями, толкованиями и так, как пишет А. Глебов, «включал первоисточник в современный ему культурно-исторический контекст».

Щедрость – добродетель королей раннего Средневековья. И Альфред шестую часть всех доходов тратил на милостыню странникам и чужеземцам, приходившим к нему во множестве. Альфред вообще считал, что «богатство носителя королевского звания – тот источник, из которого он должен черпать блага для приличного содержания своих приближенных и вознаграждения наиболее достойных» (А. Глебов). Он был уверен, что хороший король должен не только обеспечивать слуг, но и воздавать им доброй привязанностью.

Альфред был человеком глубокой мысли и широты взглядов, неким совершенно необычным монархом, особенно на фоне его эпохи, таким королём, описать которого не хватает одних только исторических фактов, но нужен язык либо агиографии, либо высокой сказки, требуются такие слова, которыми Толкин описывает короля Арагорна, благородного и высокого, мудрого и отважного, а также всегда способного преклонить колена перед Высшим себя…

Артём Перлик

Теги

Опубликовано: Thu, 07/11/2019 - 17:58

Статистика

Всего просмотров 4,890

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle