Хач – святое слово для каждого христианина

Нет ничего интереснее истории, и только благодаря ей можно заглянуть в прошлое и понять настоящее. Историю можно узнавать не только по книгам и летописям, но и по древним иконам и фрескам, храмам и монастырям. Знание церковной истории позволяет верующему находиться в единой традиции исторического христианства.

Безропотно снося судьбы удары,
Как горцы гордые, не сломлены судьбой,
Стоят по всей Армении хачкары – Кресты,
украшенные каменной резьбой.

Виктор Батраченко

Нет ничего интереснее истории, и только благодаря ей можно заглянуть в прошлое и понять настоящее. Историю можно узнавать не только по книгам и летописям, но и по древним иконам и фрескам, храмам и монастырям. Знание церковной истории позволяет верующему находиться в единой традиции исторического христианства.

Любая древность заслуживает пристального внимания и уважения, ведь благодаря ей можно вернуться к истокам, и не только в переносном, а и в буквальном смысле, прикоснувшись рукой к камням христианского храма, которому пятьсот, тысяча лет. Такие каменные памятники есть и на Руси, но их еще больше в странах, которые задолго до нас приняли Христа. Армения и Грузия – одни из первых в мире христианских государств и за эти тысячелетия оставили свой след в истории.

Христианское искусство двух соседних стран имело много общих черт культурного развития в раннехристианский период. Это заметно в разных видах искусства, особенно в каменной пластике. Каменные стелы Армении и Грузии возводились под открытым небом, рядом с церквями и были предназначены для кругового обозрения.

Стелы, как правило, сооружены из цельного куска камня, четырехгранные, на которых делались святые изображения. Такие культовые памятники по-грузински называются кваджвары. В Грузии широкое просветительство проходило во время царствования царицы Тамар (XII–XIII вв.), она строила храмы и часовни, воздвигала каменные кресты на вершинах и скалах Кавказа. Грузия – страна креста. Кресты есть на государственном флаге, на куполах островерхих шатров церквей, множество путевых и поклонных крестов освящают дороги, ущелья и вершины гор.

После принятия Арменией в 301 г. христианства государственной религией на каменных стелах стал изображаться его символ – крест. Каменные символы веры начали устанавливаться в церквях, монастырях, на кладбищах, на склонах гор, у дорог, они посвящались разным церковным, историческим и памятным событиям. Армяне придумали уникальный и абсолютно новый вид выражения приверженности своей религии. После арабского владычества четырехгранные стелы больше не возводились, однако традиция возведения свободно стоящих памятников на территории Закавказья не исчезает, а получает свое логическое продолжение в искусстве хачкаров (с конца IX в).

Хачкар (арм. խաչքար) – вид армянских архитектурных памятников и святынь, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста. Слово хачкар образовано от армянских корней «хач» – «крест» и «кар» – «камень».

Существуют тысячи видов хачкаров, причем ни один из них не похож на другой, и нет такого понятия, как «типовой хачкар». До того, как было придумано воздвигать каменные сооружения, ставились деревянные кресты, которые уничтожались ярыми противниками христианства. Поэтому местные мастера перешли на гораздо более прочные материалы – базальт и туф, они в Армении всегда были в избытке. С этого момента и начинается история хачкаров. Разумеется, первые хачкары не снабжались какими-то украшениями и не напоминали произведения искусства. Было все предельно просто: в каменной плите вырезался крест. И только спустя некоторое время армянские мастера начали подходить к оформлению и к работе над хачкарами творчески, проявлять фантазию и воображение. Именно из-за этого армянские историки и искусствоведы разделяют хачкары на ранние и поздние, которые стали украшаться филигранной каменной резьбой с растительными и геометрическими орнаментами и библейскими сюжетами.

Центральный символ любого хачкара – процветший, как бы распустившийся, подобно дереву или цветку, крест. Такой крест – и орудие казни, и символ новой, вечной жизни, путь к которой открыло искупительное самопожертвование Бога. Для армян хачкар – молитва в камне и олицетворение верности своей идентичности, тесно связанной с христианской верой. Крест освящает землю и свидетельствует перед Небом о человеческой участи. Во многих сельских местностях, особенно не имеющих церквей, хачкар частично берёт на себя их функции, на дороге или в поле он был универсальным прибежищем для верующих душ.

В Армянской Церкви не принято литургическое поклонение иконам, поэтому обычно считается, что она не имеет и богословия образа. В действительности наивысшим символом в армянской духовности является крест. Если икону иногда именуют окном в другой мир, то хачкар по праву можно назвать дверью в райские небеса. Хачкары, как и алтари храмов, всегда ставили в сторону востока, ведь восток символически ассоциировался с раем, но попасть туда можно только через дверь – веру в Иисуса Христа. Этот крест устремляется в Небо, соединяет землю, где он стоит, с Небом, куда вознесся распятый Христос. Поэтому некоторые хачкары сохраняют до сих пор (частичную) окраску в красный цвет, цвет крови Иисуса, цвет жертвы, цвет вина жизни вечной. Но этот крест напоминает еще прежнее древо жизни, держащееся корнями за землю, а кроной устремляющееся в Небо. Камень олицетворял вечное и бесконечное – в реалиях непредсказуемого будущего. Хачкар – это не просто крест из камня, это крест в камне.

В армянском церковном искусстве нет никакой пышности, никаких излишеств и роскоши. Армянский стиль – это целостный и совершенно оригинальный архитектурный язык, простой и высокий, как слово пророка. Именно в этих условиях и сформировался хачкар как знак. Простота и строгость храмов и сущностная сакральность армянских хачкаров «заставила камни петь». Русский философ, священник и богослов Павел Флоренский, который наполовину был армянином, говорил, что культура – это живое древо творений человека, оплетающее религиозный культ. Армянские хачкары – одни из лучших иллюстраций этого положения.

Крест и камень нашли в лоне самой природы согласие и покой, вызов и отрешенность, силу и любовь, вечность и мгновение… И время остановилось. Хачкар приобрел в самой природе Армении свое пространство жизни, ибо твердость и выносливость молчаливых камней – гранита или базальта – постепенно сменял нарядный великолепный туф, спектр цвета у которого обширен, а природные свойства полны достоинства. Твердость и долговечность гранита или базальта в начале зарождения хачкара сменились мягким упорством и терпимостью туфа. Это и есть наше понимание безопасности, когда христианство уже не боялось, что может быть свергнуто. Так было и с архитектурой, когда на смену изумительной простоте и выразительности ранних церквей появились более декоративные храмы.

Лучшие хачкары – настоящие каменные кружева, и в ажурные росписи на камне вложена душа художника и сердце каменотёса. Удивительно, как несколько столетий назад чьи-то руки смогли заплести эти каменные нити в легкое кружево. Один из таких хачкаров находится близ монастыря Санаин на севере Армении. Хачкар Циранавор («Порфироносный») изготовлен мастером Давидом в начале XIII в. Другой красивейший хачкар находится в Гошаванке у входа церкви св. Григория Просветителя, и создан он был мастером Погосом в 1291 г. Некоторые из крестов вырезались прямо в скалах, как в пещерном монастыре Гегард. Широко известны и прекрасные хачкары XIV века знаменитого мастера Момика, находящиеся в Нораванке и Эчмиадзине, почитаемого подобно Андрею Рублёву. Сам материал, неважно каким бы замечательным он ни был, ничто без мастера, только в его руках безжизненный камень обретает душу. В среде армян только человек с религиозными и моральными убеждениями имел право возвести хачкар. Мастеров своего дела, знакомивших людей с прекрасными произведениями искусства и трудившимися над камнем, называли «варпетами».

Особое место в искусстве хачкара занимал неподражаемый армянский орнамент, получивший особое развитие именно в каменных крестах и в книжных миниатюрах. Среди центральных орнаментальных мотивов мы встречаем зерно, проросшее крестом, птиц, идущих к источнику истины, звезду-колесо, символизирующую солнце, виноград и гранат. Человек средневековья мог читать орнамент как книгу, видеть сложнейшие богословские конструкции там, где мы способны разглядеть лишь игру узоров.

Хачкары разнообразны и по своему богословскому и эстетическому содержанию, и по характеру взаимоотношения с пейзажем, с окружающим пространством. Будучи универсальными образами, обозначающими присутствие и направление человеческой жизни, они создавались не только на каменных плитах правильной формы, но и повсюду, где камень мог быть преображен. В отношении Армении часто можно услышать словосочетание «страна камней». Все постройки, включая исторические, религиозные и иные памятники, делаются из камня, они не просто объекты изучения для искусствознания, а живые свидетельства торжества человека над самым прочным материалом – камнем и над самым упорным разрушителем – временем.

Народ Арарата, насчитывающий не одну тысячу лет, не просто выжил, находясь в постоянном враждебном окружении; не только не потерял своего языка и религии – единственный из всех народов, колонизированных арабами. Он сделал нечто большее: превратил свои трудности в свою силу, создав – именно благодаря непростому совместному существованию с другими народами – совершенно оригинальную христианскую цивилизацию, полностью отличную от тех, которые возникли в Риме и Византии, и не менее интересную.

В позднем средневековье Армения находилась под тяжёлым игом пришлых и соседних поработителей, прекратилось крупное строительство, но всё же традиция хачкара жила, в новых произведениях сохранились мастерство и дух прошлых мастеров. Древнее искусство создания хачкаров не было утеряно. Армянское искусство создания хачкаров внесено в список культурного наследия ЮНЕСКО, и современные мастера достойно продолжают традиции знаменитых варпетов. На территории современной Армении насчитываются десятки тысяч хачкаров, и творческая фантазия сотворивших их мастеров поистине безбрежна.

Итак, хачкар есть порождение атмосферы ранней христианской культуры. В течение многих веков развития он усовершенствовался и превратился в одну из великолепных областей искусства прекрасного. Будучи исключительно армянским явлением, он ознаменовался бесподобным памятниками, значительно обогатившими сокровищницу мировой художественной культуры. Сегодня мы можем видеть хачкары рядом и с православными храмами. В хачкаре притягивает как раз то, что является общим для разных народов, для разных конфессий и вероисповеданий, то, что объединяет нас всех, отсылая к нашей единой природе и заключая в себе опыт ее освоения.

Разные народы во все времена оставляли человечеству слова-символы, которые не поддаются переводу, но которые понятны и так, ибо представляют собой ту или иную неповторимую часть биографии данного народа и олицетворяют созданную ту или иную материальную или духовную ценность. От армянского народа цивилизованному миру осталось слово «хачкар».

Андрей Герман

Опубликовано: Thu, 06/12/2018 - 16:57

Статистика

Всего просмотров 2,501

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle