Одно дело веровать в Бога, а другое – знать Бога

Вера в патристической традиции.

Мы будем говорить не о том агрессивном неверии, когда злому человеку или гордецу выгодно считать, что Бога нет, потому, что тогда всё позволено. Мы коснемся вопроса, когда человек мечтает верить крепко, желает видеть Бога очами веры, но, реально взглянув на себя, понимает, что вера его очень и очень слаба. Человек растёт постепенно, постепенно растут и его добродетели, и вера тоже. И на пути этого роста встречается много препятствий и со стороны самого человека, и со стороны врага человеческого рода.

Не нужно смущаться малым начальным результатом. Некий святой в старости говорил, что если сравнить его теперешнюю веру с верой юности, то та выглядела бы как неверие. Не оттого, что он не веровал, но оттого, что не зрил Бога. Поэтому святые отцы говорили, что вера в человеке растёт постепенно.

Старец Софроний Сахаров так описывал постепенность восхождения в вере: «Правильная духовная жизнь может быть начата только тогда, когда душа утверждается в вере, и хотя бы это была ещё вера несовершенная, то есть от слуха только, но необходимо, чтобы душа с несомненностью принимала учение церкви и её святых отцов. Когда же душа по дару благодати ощутит истину, тогда она становится непоколебимой в вере и самая вера тогда становится другою, то есть верою опыта, ведения, но и здесь существует известная постепенность восхождения».

Обратим внимание на эту постепенность восхождения. Она присутствует даже в жизни святых, и это связано с тем, что есть вера по сути своей – вселение благодати в человека.

Митрополит Вениамин Федченков отмечал: «Про всякое познание можно сказать: оно происходит от бытия».

Это означает, что вера касается собой реальности мира, но только мира духовного. Его несомненность – основание веры. Вера не есть только лишь принятие вероучительных истин, но восприятие их благодатным сердцем. Не только человек ищет Бога, но и Бог ищет человека.

Приведём по этому поводу рассказ святого Николая Сербского:

«Еще рассказывал нам Силуан об одном молодом человеке, школьнике, который пришел на Святую Гору "искать Бога". Он не сказал игумену, что не верит в Бога, а только о своем желании остаться на несколько месяцев в монастыре ради отдыха и духовной пользы. Игумен передал его одному духовнику для попечения. Юноша сразу сказал священнику на исповеди, что он не верит в Бога и пришел на Святую Гору в поисках Бога. Духовник рассердился и начал кричать на молодого человека, как страшно не верить в Бога Творца и что безбожникам не место в монастыре. Юноша приготовился покинуть монастырь. Но тут его встретил отец Силуан и стал с ним разговаривать. Молодой человек поведал ему о своих муках и о том, что привело его на Святую Гору. Отец Силуан очень доброжелательно ответил ему: "Это не страшно. Так обычно бывает с молодыми людьми. Это и со мной было. В юности я колебался, сомневался, но любовь Божия просветила мой ум и умягчила сердце. Бог тебя знает, видит и безмерно любит. Со временем ты это почувствуешь. Так и со мной было"».

Есть разные степени веры: вера от слышанья и вера от опыта. Это можно объяснить примером. Представьте, что у вас есть несколько друзей, и каждый из них говорит, что побывал в Африке, и рассказывает вам, какая она. Первый восклицает: «Животные там такие, люди такие, а растения такие». Другой не соглашается: «Нет! Животные там вот такие, растения этакие, а люди вот такие». А третий вам говорит: «Всё совсем не так! Растения там квадратные, животные треугольные, а людей там нет вообще». И вы не знаете, кому из них верить. Но если вы сами побываете в Африке, тогда вам не нужны рассказы, потому что вы всё тогда знаете сами. Человек должен научиться именно такой вере – вере из опыта. И святые люди, которые тоже постепенно учились верить, советуют нам, как этого достичь.

Когда Христос собирался исцелить какого-нибудь человека, он спрашивал: «Веруешь ли, что Я могу это сделать?». И человеку приходилось прилагать усилия, но и Сам Христос ему помогал.

Вера не нечто противоположное познанию, но особый род познания.

Протоиерей Валентин Свенцицкий: «Вера есть высшая форма познания, особое восприятие, таинственное и непостижимое в нас, превышающее все остальные формы познания и включающее их в себя».

Протоиерей Владислав Свешников: «Вера есть орган мистической интуиции, которым познается Бог и осуществляется онтологическая связь с Богом».

Евр. 11:1: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом».

Блаженный Августин: «Никто не отрицает Бога, как только тот, кто заинтересован в том, чтобы Его не было».

«Рече безумен в сердце своем несть Бог». Именно сердце человека не желает, чтобы Творец был, и противится тому, что Он есть. Происходит это из-за страстей, из-за того, что люди больше возлюбили тьму, чем свет, потому, что дела их были злы. И прежде всего это бывает из-за гордости, которая больше всего препятствует тому, чтобы Бог обитал в человеке.

Старец Илий Оптинский говорит, что вера – величайший Божий дар, даётся она за нравственную чистоту. И действительно, чем грешнее человек, тем менее он чувствует Бога. Это потому, что, как сказал блаженный Феофилакт Болгарский: «Вера, живущая в христианине, есть Христос». То есть, насколько Он в нас, настолько сильно мы и веруем. А Он только в чистом сердце может быть или, по крайней мере, очищающем себя от страстей.

Святой Игнатий Брянчанинов пишет: «Высокое состояние – ощущение присутствия Божия!.. Ощущение присутствия Божия доставляется внимательною молитвою. Много способствует к приобретению его и благоговейное предстояние пред святыми иконами».
Самое удивительное в православии – живое богообщение с Живым Богом. Не выдуманные переживания, а живое общение, которое наполняет душу миром и радостью. И в добрых делах мы встречаемся с Богом, и в церковных Таинствах, и в молитве.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Это православный способ общения с Богом.

Но если душа повреждена, она не ощущает Небо. Помогает исповедь.

Даже святой Амвросий Оптинский говорил: когда человек долго не исповедовался, он не знает, что тому человеку сказать. А ведь Амвросий был старцем, которому было открыто устроение души людской. Он видел, что совет не поможет, пока человек не возжелает перемены.

Поэтому Паскаль советовал людям укрепляться в вере не умножением доказательств, но уменьшением грехов.

Однажды мне пришлось говорить с протестантом об иконах. Серьёзные аргументы в защиту иконопочитания он не принял. Мне было его жалко, вдруг пришла одна мысль в голову: предложить ему посмотреть на икону Спасителя, которая у меня имелась с собой.

Он смотрел долго, и я спросил его, что он чувствует. Протестант сказал: «Чувствую, что я грешник».

Это всё свидетельствует о том, что не только мы пытаемся прийти к живому чувству живого Бога, но и Сам Бог тоже пытается прийти к нам.

В Евангелии есть такие слова Христа: «Стою у двери (человеческого сердца) и стучу». Он ждёт, кто ему откроет, чтобы войти к тому, кто открыл.

Святой Иоанн Златоуст говорит: «Христос первый искал дружбы апостолов».

И Он первым ищет нас и уже сейчас пришел к нам и действует в нашей жизни, хотя мы это не всегда видим. Он не скрывает от нас путь к зрячей вере, но люди редко этого пути хотят, потому что они ищут чего-то от Бога, но не Самого Бога. Но в любом случае, как говорит старец Иоанн Крестьянкин, «Христос действует в твоей жизни не с того момента, как ты об этом подумал».

Святой Силуан Афонский отмечал, что одно дело веровать в Бога, а другое – знать Бога. Он считал, что Святая Троица познается только через переживание любви и открывается нам посредством Святого Духа, Который есть Свет, поскольку по праву Он есть любовь. Знание Бога есть встреча «лицом к лицу».

Вот как говорит об этом старец Софроний Сахаров: «Дух человека, вступающий в мир Божией вечности, бывает потрясен величием открывшегося ему видения».

Вера возрастает в нас постепенно, по мере того, как вселяется в нас Христос.

Святой Феофан Затворник: «Надежду и веру нельзя иметь крепкими без дел и трудов по делу спасения. Какие дела и труды? Отвращение возыметь ко всем грехам – не делам только, но и мыслям и сочувствиям к ним».

Святой прямо говорит, что страсти заслоняют от нас Бога и грехи от нас Его заслоняют.

Гилберт Честертон: «Одержимый страстью больше верит в зло, чем в добро».

А у детей сердце ещё не замутнено многими грехами. Именно по этой причине почти у всех детей есть чувство реальности иного мира. Даже если они о Боге не знают (как дети советского времени), у них всё равно есть мистическое чутьё. За много лет преподавания в школе предмета «Христианская этика» я заметил, что из сотен детей с 1-го по 4-й класс всего двое сказали, что не чувствуют Бога. И оба эти ребёнка были хулиганами, а у одного из них мать также занималась оккультными восточными практиками...

Приведу несколько примеров.

Катя Перова из третьего класса 125-й школы Донецка помогала маме пропускать фарш через мясорубку, а потом мыла мясорубку и куда-то положила нож от неё; не могла найти и испугалась, что мама будет ругать. Тогда она помолилась Богу, чтоб найти нож, и сразу его обнаружила.

Третьеклассник Данил гулял во дворе высотного дома и скучал, так как никто из друзей не вышел к нему. Тогда он помолился, чтоб Господь послал друзей, и во двор сразу вышло несколько человек.

Обратите внимание: дети не сомневались, что Господь придёт к ним на помощь.

И состояние детей именно такое, а не иное, вследствие того, что они ещё мало грешили.

И наоборот, чем развращённее ребёнок, тем меньше у него веры (а вера для ребёнка – это не умственное принятие каких-то истин, а чувство живого Бога).

И чем смиреннее и добрее ребёнок, тем он сильнее Бога ощущает.

Священномученик Арсений Жадановский говорил так: «Вера, как и любовь, не дается сразу и легко; ее нужно искать, ее нужно добиваться, и только со временем, после усиленного духовного делания, вера овладевает всем нашим внутренним существом и делается для нас жизненным нервом, целию нашего бытия».

А схиигумен Савва Псково-Печерский был уверен: «Вера твоя должна укрепляться от частого прибегания к покаянию и молитве, а также от общения с людьми глубокой веры».

И у старца Паисия Афонского мы находим совет: «Вера усиливается молитвой. Человек, не возделавший в себе веру измлада, но расположенный к этому, может возделать ее молитвой, прося у Христа прибавить ему веру».

Под верой понимается живое ощущение Бога, порождаемое Его присутствием в человеке.

Артём Перлик

Теги

Теги: 

Социальные комментарии Cackle