Андрей Лукьянов: «Жирар просто попытался выразить сущность истинного христианства…»

Рене Жирара (1923–2015), автора около 30 книг, называют одним из самых выдающихся христианских мыслителей XX века. Это удивительно парадоксальный мыслитель: будучи революционером в христианской антропологии, оставался принципиальным традиционалистом, отвергал всякие попытки богословской конъюнктуры «на потребу дня» а-ля либеральные опыты некоторых своих последователей (например, Джеймса Алисона, пытающегося примирить христианство и гомосексуализм, и пр.).

Несмотря на всемирное признание, прожил тихую скромную жизнь ревностного христианина вместе с семьёй и тремя детьми, регулярно посещая мессу и доживая век почти отшельником во флигеле при Стэнфордском университете. Всю свою жизнь фактически развивал одну важную идею, которая родилась как ответ мыслящего христианина  на боль и вызов XX века с его чудовищной репрессивной машиной нацизма, коммунизма, в жернова которой попали миллионы безвинных жертв. О французском философе беседуем с переводчиком, редактором Андреем Лукьяновым (издательство ББИ, Москва).

Рене Жирар

– Перевод книги «Вещи, сокрытые от создания мира» – это Ваш первый опыт встречи с текстами Р. Жирара или Вы переводили уже другие его работы? Как Вы для себя открыли этого мыслителя? Что больше всего поразило?

– Это мой второй опыт. Первый – «Я вижу Сатану, падающего, как молния». В Библейско-богословском институте ап. Андрея (где я занимаюсь переводами книг и статей с 2004 г.) мне предложили перевести работы Жирара, о котором я ничего не знал раньше. Познакомился с его книгами в русском переводе Г. Дашевского. 

– Давайте попробуем рассмотреть тексты Жирара не в их содержательном аспекте, а в формальном. В чём специфика литературного стиля философа? Каковы главные трудности перевода его текстов? Или, наоборот, они легко покоряются перу переводчика?

– Во французских текстах особых трудностей я не нашел; Жирар писал понятно (для меня), сложны только аллюзии на произведения других мыслителей; все-таки Жирар – профессионал, а я – самоучка на жалкой основе филфака. «Стиль» Жирара не показался мне чрезмерно «научным». Он изобрел «миметическую теорию» и разрабатывал ее во всех своих книгах, размышляя, в общем, об одном и том же: о сущности христианства и, так сказать, о его «реабилитации» в «секулярный век» (так назвал свою книгу Чарльз Тейлор, во многом опирающийся на идеи Жирара; я перевел ее часть). Стиль Жирара отличается особым изяществом и не сразу видимым юмором…   

Рене Жирар

– Примас Англиканской Церкви Роуэн Уильямс говорил о Рене Жираре, что его идеи могут оказывать как «вдохновляющее, так и раздражающее влияние». Как Вы думаете, чем может «раздражать» Жирар?

– Меня Жирар ничем не раздражает. А всяких «консерваторов» он не может не шокировать: взять только его «нежертвенную интерпретацию» христианства в «Вещах…», которой он разом рубит под корень всю консервативную интерпретацию Евангелия! А «Козел отпущения»?! А «Я вижу Сатану…»?! А «Насилие и священное»?! Жирар последовательно разбирает сущностную связь между «сакральным» (ср. книгу Рудольфа Отто «Священное») и «насилием» и приходит к неизбежному противопоставлению: либо сакральное с его насилием, либо Христос как отрицание и сакрального, и насилия. Это революция! Вот этим он и раздражает охранителей «исторического христианства»! 

– Доктор Майкл Кирван в предисловии к русскому изданию третьей книги Жирара «Вещи, сокрытые от создания мира» (1978)  обращает внимание на то, что именно в этой работе впервые были «ясно изложены выводы миметической теории относительно нашего верного и неверного понимания библейского откровения». Известно, что обращение Жирара состоялось ещё в 1959 году. Как Вы думаете, почему почти 20 лет Жирар открыто не указывал на евангельские основания своей теории?

Рене Жирар

– Думаю, что Жирар чувствовал революционность своего подхода к «священному» (или «сакральному»); поэтому и побаивался, наверное, прямо обращать внимание ученой (тем более клерикальной) публики на искривленные судьбы христианства; необходима революция, начатая было в 60-е гг. Папой Павлом VI и Патриархом Афинагором. Рушится вся жертвенная интерпретация, на которой были построены все богословские системы – и западные, и восточные. Отсюда один шаг до «критики откровения», на которой настаивал Бердяев, находясь на пороге смерти. Жирар во многом (я сужу по текстам, а не по биографии, с которой я плохо знаком) был консервативен, потому, наверное, и «медлил»… Медлил прямо переносить свои открытия на христианство. (Хотя тема «козла отпущения» уже была давно разработана внерелигиозными мыслителями; смотрите, например, книгу юнгианца Нойманна «Глубинная психология и новая этика».)    

– Какие же «вещи сокрыты от создания мира», по мнению философа?

– Название этой книги (собранной из диалогов) есть цитата из Евангелия от Матфея (13:35): «Да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира». По Синодальному переводу книгу надо было бы назвать «Сокровенное от создания мира». По-французски – «Вещи…» Иисус цитирует псалом 77:2 («Открою уста мои в притче…»). Думаю, что от «создания мира» сокрыта божественная Любовь, символ которой – Царство Небесное. О нем идет речь в притчах Иисуса; Жирар, исходя из открытых Фрейдом психологических «механизмов» и в то же время имея склонность к христианству (чуждую Фрейду), не мог иметь в виду ничего другого, кроме того, что «сокрывал» в своих притчах сам Иисус – абсолютной любви Бога, которая рано или поздно сделается «всем во всем». То есть я полагаю, Жирар излагал Евангелие на доступном своим высоколобым собратьям «ученом» языке.      

Рене Жирар с супругой

– Мыслитель исходил из концепции секуляризма, предсказывал ещё в 1978 году «глобальное исчезновение религии» и пр. В XXI веке эта концепция была пересмотрена. Какие непосредственно идеи Жирара связаны с концепцией секуляризма?Под секуляризмом я понимаю одну из интерпретаций Ч. Тейлора: исчезновение религии из публичного пространства…

– О «расколдовании мира» еще в начале ХХ в. писал Макс Вебер; это понятие подробно обсуждается Ч. Тейлором в работе «Секулярный век», которую я уже упоминал и в которой автор многократно ссылается на идеи Жирара. Тейлор, в частности, прослеживает процессы «ассимиляции» христианства к эпохе секуляризации. Жирар, по-моему, более был заинтересован в психологических механизмах, чем в социологических.

Рене Жирар

– Проект Жирара характеризуется такой чертой, как междисциплинарность. В его работах  можно обнаружить и литературоведческие моменты, и обращение к этологии Конрада Лоренца, и пр. В чём характерная междисциплинарная направленность исследований Рене Жирара проявляется в работе «Вещи, сокрытые от создания мира»?

– Но это же очевидно – диапазон Жирара и его собеседников в «Вещах…» охватывает антропологию, культурологию, мифологию, историю, теологию, психологию, философию, филологию… Правда, основной «вектор» я вижу в психологии (с упором на психоанализ) и в пересмотре религиозных догм на этой основе (с учетом основной этической доминанты «секулярного века»: я бы назвал ее словом «гуманизм»; возможно, Жирар меня бы высмеял).

– Рассматривая генезис религии, французский философ обращается к исследованию проблемы жертвоприношения и насилия. Вместе с тем пути религии и христианства принципиально противоположны для него. Что это за «точки несовпадения»?

– Несовпадения чего? Жирар попытался выразить сущность истинного христианства, каким его оставил нам сам Иисус Христос. Историческое христианство не совпадает с этим. Иначе зачем Жирару было бы вообще затевать всю эту возню? Если довольно того, чтобы просто «ходить в храм», исповедоваться и причащаться, не особенно вникая в глубины, а чаще вообще в них не вникая, то без Жирара можно обойтись. В современной России, например, он, скорее, опасен, чем полезен. Ведь здесь вовсю разрабатывают именно механизм «козла отпущения», а о связи «священного» с «насилием» нечего и говорить. «Религия» – это не то, что, по мнению Жирара (как я думаю), имел в виду реальный Иисус из Назарета. Отрицание жертвенной интерпретации христианства, в свою очередь, Жираром только намечено и, думаю, ждет своего развития родственными умами.   

– Творчество Рене Жирара было популярнее не в его родной Франции, а в США. С чем это связано, на Ваш взгляд? С тем, что современная французская культура более секулярная, нежели американская?

Рене Жирар

– Едва ли. США построены на секуляризме с самого начала, еще до всяких там робеспьеров во Франции. Жирару «повезло» в молодости, а потом он осел в США. Что касается Франции, то в ней до сих пор сильно католичество. А оно  консервативно. Так что в религиозном смысле США, по-моему, более  секулярны, чем Франция…

– Жирар часто акцентировал свою верность Традиции, чуждость запросам т. н. «культурной моды», конъюнктурным темам. Тем не менее наследие самого мыслителя сегодня превращается в определённый интеллектуальный «тренд», его книги по-своему становятся даже «модными». Мирча Элиаде, употребив понятие «культурной моды», указывал на то, что его содержание не обязательно должно иметь негативные коннотации. На Ваш взгляд, чем интересна современному человеку философия Рене Жирара?

– Не следует слишком злоупотреблять противопоставлением «традиции» и «современности». Пружина человеческого существования – это философия. Массы бессознательно следуют философским формулам. Что такое «современный человек»? Это пустое понятие! Нет никакой «современности», есть Вечность! В той мере, в какой мы причастны к Вечности (хранящей в себе все миры, все времена), мы чего-то стоим. Мода – это лишь массовая глупость. Жирар совершенно не «модный» автор, хотя и революционный; понять его могут только немногие интеллектуалы, не особенно озабоченные сохранением клерикальных традиций, но при этом искренне уповающие на Христа. Если говорить о «глобализации», то это должна быть глобализация христианская, а не политическая: люди могут разрушить политические границы только в том случае, если станут исполнять заповедь любви к ближнему и перестанут искать «козлов отпущения», сакрализировать людоедские традиции (тем более прикрываясь именем Иисуса Христа). Вот это я чувствую, читая Жирара. И, думаю, это как раз и может быть интересно «современному» человеку (если он еще способен соображать). Спасибо за вопросы!    

Беседовала  Анна Голубицкая 

Теги

Теги: 

Социальные комментарии Cackle