Правила вере Јована Руса: како бити хришћанин?

Одговори су у животу светитеља.

Такая себе перспектива – попасть в турецкий плен в начале XVIII века. Права человека слабо соблюдаются (если о них вообще есть представление), шансов на выдачу тебя как заложников нет, вся будущая жизнь – это рабство с туманными перспективами на саму жизнь вообще. Кроме того, лишившись свободы, ты лишаешься и «свободы совести» – тебя принуждают сменить веру. Отказываешься – бьют и мучают, превращая и так невыносимые условия содержания в настоящий ад. Чужбина, злые нравы чужаков, незнакомый язык, напуганные и отчаявшиеся соотечественники в качестве таких же бесправных рядом и чувство тотальной безысходности и страха, поедающее тебя изнутри.

Примерно так выглядела печальная обстановка, в которой оказался исповедник Иоанн Русский. Он 19 лет прожил в турецком Прокопии, сначала как раб, а затем, на удивление многим, – свободный. Первое, что нужно сказать об Иоанне: он происходил из верующей благочестивой семьи из Малороссии. Недаром говорят, что яблоко от яблони недалеко падает, а семья играет решающую роль в становлении личности человека. По тому, насколько стойким оказался Иоанн в верности Христу, можно сделать некоторые выводы и о его родителях. Для человека, оказавшегося перед фундаментальным жизненным выбором, как жить, религия оказалась не приверженностью традиции или данью моде, а настоящим стержнем, позволившим перенести психологическое давление иноверцев, побои и пытки, угрозы смерти.

Казалось бы, мучители должны были расправиться с неверным, чтобы он не подавал дурного примера другим, более сговорчивым рабам. Но Иоанн, как христианин, ломает шаблон мышления своих истязателей: вместо того, чтобы озлобиться, бастовать, выражать протест и замкнуться, он усердно и добросовестно начинает выполнять работу, которую ему поручили. От крепкой веры святой принял произошедшее с ним – плен, рабство, мучения – как волю Божию. И, согласившись с ней, начал принимать и неволю, и истязания, и свой труд, сохраняя духовную свободу внутри. Это настолько потрясло его хозяина, что тот просто отстал от раба: «А, пусть верит как хочет. Главное, работу делает».

Но это, конечно, не могло понравиться более малодушным коллегам, которые заняли место мучителей и издевались над ним, вполне возможно, будучи соотечественниками, в прошлом – братьями во Христе! Доброта Иоанна оказалась настолько велика, что он и это принимал как Божью волю. Благородство и честность Иоанна настолько потрясли хозяина, что он фактически освободил святого, разрешив поменять и место жительства, и дав возможность неограниченных перемещений. Эта история показывает, как сверхъестественным образом вера Христова делает человека свободным в буквальном смысле. Связанный оковами рабства, Иоанн снискал уважение у того, кто должен был его презирать и нещадно эксплуатировать.

Смерть застала Иоанна в Прокопии. 19 лет веры, любви, кротости, трудолюбия, смирения и терпения принесли исповеднику венец святости. Мощи святого сразу же после кончины были обретены нетленными. А он вступил в сонм жителей Небесного Царства, став молитвенником о нас перед Богом. И еще Иоанн стал примером того внутреннего подвига, который дает силы преодолеть трудности любого характера и помогает изменить реальность. Молиться к мощам святого, кстати, приходили и местные турки. Не исключено, что в их числе был и «хозяин» Иоанна. Истинно, последние становятся в Господе первыми, а первые – последними.

Молитвами же Иоанна Русского милостивый Бог да укрепит нашу веру, которую каждый день земной жизни испытывает на прочность.

Владимир Басенков

Теги

Социальные комментарии Cackle