„Душа“ није мрачна шума? Хришћански кључ за разумевање популарног цртаног филма

Говоримо о «Души».

В кинотеатрах нашей страны проходит показ полнометражного американского мультфильма «Душа» известной анимационной студии Pixar. Национальный совет кинокритиков США признал ленту лучшей анимацией года, третью неделю подряд мультфильм возглавляет рейтинг кинопроката в России и СНГ. Что же пропагандирует «Душа»?

В одном из интервью Пит Доктер, режиссер мультфильма, сказал, что эта картина и для детей, и для взрослых. Рассуждая же о её философско-теологической природе, он заметил: «Мы провели тонну исследований, чтобы понять, как разные религии отвечают на эти вопросы [о том, что есть после смерти, а также природе души]. Но единого ответа не нашлось. На эту тему отлично сказал раввин, с которым я общался: ‟Поговорите с тремя евреями, и вы получите четыре мнения”. Но наш мультфильм больше философский, чем теологический. Он пытается ответить на вопрос: зачем мы живем? И что в нашей жизни является действительно важным?»

И всё же среди пронизывающих образно-сюжетные зарисовки трактовок загробного «путешествия» души, сопряженных с неоплатонизмом и его концепциями существования души до рождения тела, иерархии душ; индуизмом и брахманизмом  с представлениями о переселении душ и т. д., в мультфильме также прочитываются идеи, противоположные материалистическому подходу, в нем можно отыскать ключ к постижению христианских истин о душе как сотворенной бессмертной сущности, благодаря которой человек есть образ Божий, о смысле жизни, её целях и ценностях. В ленте, конечно же, нет Бога, диавола, духовность пронизывает картину скорее как искусная метафора. Это история о душе, о ее существовании до жизни и после смерти, о земной и загробной реальности. Очевидным преимуществом мультфильма являются инновационные решения компьютерной техники аниме, трехмерные рисунки, впечатляющее музыкальное оформление, многоуровневое прочтение.

Окунемся в сюжет… Житель Нью-Йорка Джо Гарднер, афроамериканец, джазмен, пианист во втором поколении, уверен в том, что рожден, чтобы играть и творить. Вместе с тем герой ведет тихую незаметную жизнь: он школьный учитель, работающий на полставки, хотя за четким пониманием того, что «мелодия – это то, что пробуждает душу», кроются его мечты о великой сцене. Властная мать Джо держит ателье и уверена, что мечты сына не прокормят его, приводит как пример безрезультатные мыкания пианиста-отца и утверждает Джо в правильности построения карьеры учителя. Но вот однажды бывший ученик музыканта, которому Джо как-то помог (мотив помощи ближнего получит дальнейшее развитие в ленте), предлагает учителю пройти прослушивания у легендарной саксофонистки Доротеи Уильямс. И – о счастье! У него появляется возможность сыграть в концерте. Переполненный эмоциями от счастливого предложения, Джо, чуть не угодив под авто и случайно уклонившись от летящего ему на голову кирпича, сваливается в открытый люк и попадает в некое Великое До («мир до жизни»), где души должны перед облачением в тела найти свое предназначение.

«Бояться смерти может только тот, кто не хочет идти ко Христу…»

Символичным и естественным является крик души героя в тоннеле с другими душами:
– Мне сегодня нельзя умирать, я сегодня выступаю. Я не собираюсь умирать, сорвав джекпот. Я не готов еще…

А кто же готов и кто знает свой час смертный? Как говорил булгаковский Воланд: «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен…» Чтобы правильно понимать смерть, важно уяснить, что такое жизнь. Прислушаемся к рассуждениям свт. Игнатия Брянчанинова: «Если оценим справедливо то краткое мгновение, на которое мы поставлены здесь, на земле, сравнив его с неизмеримой и величественной вечностью, то найдем только одно правильное употребление земной жизни. Употребляется она правильно, когда проводится в приготовлении к смерти».

А сщмч. Киприан Карфагенский поучал, что «бояться смерти может только тот, кто не хочет идти ко Христу, а не хотеть идти ко Христу свойственно только тому, кто не верит, что он начнет царствовать со Христом». В связи с темой смерти в картине возникает вопрос смысла жизни, вершинной становится дилемма героя: «А если жизнь оборвется? Получится, что я прожил ее напрасно?»
Джо, очутившись в «мире до жизни», где формируются личности и через земной портал попадают на Землю, встречается с наставниками, уверенными в том, что каждой душе нужна искра, т. е. дар. Задача наставников – помочь обнаружить свое призвание. Легко ли это? И как не ошибиться с выбором? Согласно святоотеческой литературе, талантлив каждый человек по-своему, талантом надо послужить, достичь замысла Божьего о человеке.

И вот Джо как новоиспеченному наставнику поручают Душу 22. Обратим внимание, что имя нерожденной души обозначено номером, между тем, как показано, даже вычислительные опыты счетовода душ могут дать сбой. Ранее с Душой 22 работали гениальные умы: Мать Тереза, Коперник, Карл Юнг, но все они не достигли результата: эта душа по-прежнему не желает на Землю, где, по ее мысли, «приятного мало, тоска и скука». Душа 22 уверена, что в ее предыдущем существовании не было смысла, и Джо устраивает для нее прогулку по осеннему Нью-Йорку, чтобы познать жизнь и получить билет-пропуск в нее (по условиям сделки – отдать билет джазмену). Душа Джо переселяется в забавного кота, а Душа 22 становится самим Джо. Параллели с метерлинковской «Синей птицей», в частности с одухотворенным миром вокруг, заметить несложно.

«Страсти – это болезни души, отделяющие её от Бога»

В мультфильме красочно показан астрал. В нем находятся души, «бороздящие его просторы», одержимые определенной идеей, вдохновением. Астрал сам по себе, уверены наставники, является источником радости, но когда радости становятся соблазном и самоцелью, человек, зацикливаясь на них, выпадает из реальности, из жизни. Если прибегнуть к христианской аскетике, то тут очевидна аналогия со страстями, по слову классика, «бесчисленными, как морские пески», которые окутывают человека, возжигают в нем гордыню и тщеславие. «Страсти – это болезни души, отделяющие ее от Бога», – пишет авва Исаия.

Джо возводит джаз в смысл всей жизни. Музыка становится его страстью, идолом, своеобразной гоголевской «шинелью», которая порабощает и «сужает» все бытие, заставляя жить в иллюзиях будущего успеха. Вот почему обслуживающий джазмена парикмахер, мечтавший стать ветеринаром, утверждает: «Я счастлив. Не всем дано стать космонавтом», а Джо не ощущает максимума чувств, когда сыграл свой первый концерт, к которому шел всю жизнь. Такой вот крах «американской мечты». Неслучайно этот важнейший эпизод обрамляется притчей, адресованной Джо устами известной саксофонистки:

«Подплыла одна рыбка к мудрой рыбке и говорит:
– Как найти ту воду, что зовут океаном?
– Океаном? Ты в нем. Мы в нем живем.
– Нет, это вода. А я хочу в океан».

Именно после этого Джо понимает, что жизнь не в гонке за реализацией «смысла», не в успехе, она – в маленьких радостях бытия, по мнению авторов мультфильма, в умении «джазовать». Символичным образом является кленовое семя (насыщенность жизни и умение проживать и замечать её каждую деталь), показанное не единожды в мультфильме, да и неслучайно в переходе метро звучат строки «Доверься Небу… Жить в любви каждый час…»

«Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию»

Еще один мотив, плотно связанный с темой обретения смысла жизни, –  помощи ближнему, ответственности за него «во благо, к назиданию» (Рим. 15:2). Благодаря Джо Душа 22 полюбила мир. Именно Джо помогает ей настроиться на свой поиск искры («Ты показал мне, что такое музыка, призвание. И я должна найти искру, свой дар»), а раньше она думала, что недостойна жизни: «Я никто, пустышка». Знаменитые бывшие наставники считали её неудачницей, душой без призвания, не умеющей найти свой дар. Главный герой впоследствии даже решает остаться в загробном мире, лишь бы Душа 22 появилась на Земле. За такие благие дела джазмену дают шанс вернуться на Землю.

Без старых иллюзий, «просветленным» войдет на Землю Джо, в мир, который уже сотворен со смыслом и исполнен многих тайн, неподвластных разуму человека, но вместе с тем не менее из-за того манящих. Отрадно, что герой не цепляется мертвой хваткой за современный тренд «Я хочу – и достигну этого», выворачивая свою душу и устремляя все свои жизненные силы лишь на реализацию мечты, своего понимания «смысла». Это всё в прошлом, когда жизнь проходила мимо пристрастившегося к джазу пианиста. Его последние слова осознанны и оптимистичны: 
– Я знаю, что каждый миг проживу сполна.

Артур Конан Дойль говорил, что в основе серьезнейших выводов порой лежат сущие мелочи. Действительно, торопясь в жизненном вихре забот, нелишним будет не только смотреть под ноги, дабы в порыве эмоциональных парений не угодить в открытый люк, как джазмен Джо, но и задуматься о самой ценности жизни, о душе, о «внутреннем человеке» (2 Кор. 4:16), о стяжании добродетелей уже сейчас и здесь, на земле. И мультфильм этому, безусловно, способствует.

Наталья Сквира

Теги

Социальные комментарии Cackle