День студентов: жизнь вне политики

О том, как живут современные студенты в Москве и Киеве, подробно и вдохновенно рассказывает Александр Яровой, кандидат филолгических наук.

В продолжение празднования Дня студентов.

Сравнительная характеристика – вещь всегда небезопасная. Хотя бы потому, естественно, что сравниваются различные сущности. Субъективно сравниваются… А сравнивать города, одинаково близкие русской православной душе?.. С одной стороны, мы «не имеем здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем», по словам апостола Павла, с другой стороны – мы по-человечески  привязаны к близкому и родному… Православный менталитет везде имеет свои различные изводы. В Греции, например, в просфоры добавляют… постное масло. В Сербии в песочных подсвечниках без различия «статуса душ» одинаково горят свечи за живых и усопших, в чем есть свой резон: «у Бога все живые». Я не был ни в Греции, ни в Сербии… Но, как человек, преподававший киевским и московским студентам, хочу кратко поделиться некоторыми впечатлениями и размышлениями. Конечно, на исчерпывающую «сравнительную характеристику» претендовать не дерзаю, подам несколько наблюдений…

Воспетый украинскими и русскими писателями стольный древнерусский Киев, конечно, вне всякой конкуренции. Но вы ошибетесь, если посчитаете, что после апостольского Киева в «младшей» современной Москве нечего для себя открыть! Люди старшего поколения помнят передачу нашего детства (еще единой огромной страны), которая транслировалась на центральном телевидении, – «Москва и москвичи». Название одолжили из книги бытовых очерков русского публициста рубежа ХІХ–ХХ вв. Владимира Гиляровского… Теперь понятие «москвич» приобрело некоторую размытость. Еще во времена СССР сюда съезжались в поисках «лучшей доли» и вообще некоей «московской мечты» люди со всего Советского Союза, сейчас же – то же самое плюс не только из разных уголков экс-СССР – из отдаленных сел, кишлаков и аулов, но и чуть ли не со всего мира. Иронично-надменное слово «понаехавшие» здесь уже перестало быть смешным. В Москве нынче смеются с анекдотической истины, провозглашаемой от имени «понаехавших» в адрес коренных: «Пооставались тут!»

Москвичи, коренные и некоренные, всегда куда-то спешат. Даже когда стоят часами в многокилометровых пробках – кстати, выражение «киевские пробки», по сравнению с московскими, нужно брать в несколько пар кавычек. Да и слава Богу! У москвичей свои чудачества – входя в вагон метро, они тут же, около дверей, и останавливаются, даже если выходить им через семь или восемь станций (кстати, возможно, это инерция «понаехавших»: поближе к выходу – а вдруг прозеваешь…) Москвичи всегда торопливо бегут по эскалатору, причем без разницы – вверх или вниз. Москва давит темпами, масштабами и расстояниями. Зато киевлянину отрада – что поезда метро здесь ходят чаще, чем раз в минуту.

«Дорогая моя Москва», естественно, можно петь не только от душевного умиления. Она «дорогая!» При всех ужасах украинского кризиса – одна поездка на метро у нас четыре гривни, а в Москве – пятнадцать. Правда, как любят говорить досужие языки, «здесь и деньги крутятся побольше», но уж, поверьте, не у гуманитариев – учителей, преподавателей и т. д.

«А где же о Православии?» – спросите вы… А оно никуда не девалось. Даже Москва офисов и чиновничьих кабинетов – это Москва православная. Но не будем об офисах и чиновничьих кабинетах. Приятно видеть, когда на одной площади, да причем, судя по табличке, века где-то XІV, стоят три церкви. Еще и соседствуют с памятниками советской атеистической эпохи. Украинским «декоммунизаторам» будет ужасно узнать, что под стенами Троице-Сергиевой Лавры, в Сергиевом Посаде, стоит бюст вождю мирового пролетариата. Да и сама Красная площадь – загадка для всех, кроме русских. Единственный в своём роде-обличье собор Василия Блаженного (вообще-то, он Покровский), мавзолей Ленина плюс «самое престижное кладбище» у кремлёвской стены и в ней самой, как мрачно шутят либеральные остряки, – всё это могло ужиться и сохраниться только в Москве.

Кстати, заметим, Красная площадь «наяву» намного меньше, чем кажется на снимках и в телефоторепортажах. Метафизика?.. Возможно…

Россия, скажем так, простила свою историю. Народ уже давно начинает осознавать, что от замены табличек и сокрушения монументов жизнь не улучшится. Улучшать, как ни банально, нужно себя. А в этом-то и сущность православного самосовершенствования. На каждой станции Московского метрополитена написано, что он имени В. И. Ленина – наверное, это ужасно для схематического одномерного сознания, но… не препятствует плану открытия 67 новых станций метрополитена  в грядущем году.

Много слышно в Москве разноязычной речи, часто слышу и нашу родную украинскую мову. Приезжают из Украины трудники, паломники, просто заинтересованные люди.

Я расспросил о свежих московских впечатлениях православную прихожанку одного из известных киевских храмов р. Б. Кириену: «Впервые приехав в Москву, удивилась,  насколько же быстро служат – за каких-то полтора часа всю Литургию отслужить успевают (при этом почти не сокращая). Но в этом есть и свои плюсы… Вот уж действительно не отвлечешься, т. к. не успеешь оглянуться, а уже отпуст. Город сам очень хороший, всюду усеян храмами и монастырями. Люди тут просто замечательные, впрочем, как и в любом другом православном городе, ведь Церковь-то одна, все “единым сердцем и едиными усты… ” – один нераздельный православный мир… Больше всего мне запали в душу две девушки, и обе – Катюшки! С одной из них мы познакомились благодаря Дмитрию, который, к слову, живет в Киеве. Примечательно, что причиной этому послужила незабываемая поездка в Псково-Печерский монастырь. Ну разве возможно где-нибудь еще поехать на машине в чужой город в совершенно незнакомой компании? Нет. Только церковным людям можно так довериться.

Со второй Екатериной мы столкнулись на лестнице в прекраснейшем Сретенском монастыре (в нем находится точная копия Туринской плащаницы, частица мощей прп. Марии Египетской и мощи  свщмч. Илариона (Троицкого). – Примеч. автора), и уже тогда у обеих мелькнуло чувство, что мы уже где-то виделись, прям как в фильмах показывают, будто мы уже давным-давно знакомы и живем “на одной волне”. Кстати, о монастыре: это, пожалуй, одна из самых чудных обителей Москвы. Находится она на Большой Лубянке. Вокруг куча домов, множество машин, шум, суета, “движ” большого города... но, переступив порог, напрочь забываешь, что ты в центре мегаполиса. Тут же вспоминаются слова послов святого равноапостольного князя Владимира, которые, вернувшись из Царьграда, говорили: “Не ведаем, где мы были: на небесах ли или на земли...”»

На Пасху 2014 года, первую для себя в Москве, я был удивлён, что куличи и другую пасхальную снедь освящают практически только в субботу вечером (у нас это исключение, а для москвичей – правило!).

Да, везде свой Устав.

…Я знаю немало православных студентов МГУ имени М. В. Ломоносова, у которых преподавал, общаюсь с ними вживую и через интернет. Хочу обратить внимание на один важный момент, чему мы можем поучиться у наших дорогих современных «москалей»: например, традициям православного волонтёрства. Одна из групп социальной сети ВКонтакте, «Православные добровольцы», собирает вещи, продукты, подарки для детских домов и домов престарелых к Рождественским праздникам, убирает в храмах, помогает немощным и бездомным. Об этом рассказала студент-филолог, волонтёр Анастасия. В Киеве, скажем прямо, это движение развито слабее (сходу могу вспомнить разве что деятельность центра «Парасолька» при Свято-Вознесенском храме, что на Демиевке).

С интересом встретили студенты МГУ владыку Тихона (Шевкунова), автора известной книги «Несвятые святые» (переведенную даже на китайский язык), когда он выступал на социологическом факультете на Благовещение 2016 года.

А в заключение – совершенно мирское и личное воспоминание: в беседе с филологами МГУ я  спросил, так, «для интереса», ведь для неравнодушных и мыслящих людей (не только нашего поколения) – это не пустая тема : «А вот верите ли вы в будущие времена совместного процветания Украины и России?..» – мнения разделились. Собственно, общим знаменателем выступила такая мысль: «Сейчас все отношения строятся на прагматической основе, и романтика «братства и дружбы» – вряд ли аргумент»… Впрочем, это было не сейчас, а сравнительно давно…

Однако с этим можно убедительно поспорить… Всё так быстро меняется!..

Тем не менее светлые времена восточнославянской православной цивилизации у нас впереди, и мы в это верим, этого хотим и этого дождемся Божьей милостью!..

Но чудеса случаются и с романтическими прагматиками, и с прагматическими романтиками: вот они и пришли в нашу современность!

В Киеве, Москве, Минске...

…Да, выросло поколение, для которого, по Гоголю, малознакомо «русское братство». Много стараются в интернете и вне «диванные войска», регулируемые и направляемые антиправославными силами и возбуждающие взаимную неприязнь, национальную рознь. То, что для людей моего возраста и воспитания было частями единого цивилизационного пространства, для тех же студентов – «заграница!..» В Москве есть памятник Т. Шевченко и улица И. Франко, но мало кто из молодых москвичей и вообще российских учащихся, молодых людей сможет что-либо о них сказать… Юные украинцы уже несколько десятилетий растут в абсолютном, собственно, неведении  величайшей мировой культуры – русской, которая для них… «зарубежная».

Но нас объединяет Православие. Божий Промысел может вести народы самыми непредсказуемыми путями, но, несомненно, – всегда к лучшему, к светлому. Нашей верой, нашей дружбой, нашим трудом – сим победим!

Александр Яровой,
кандидат филологических наук
 

 

Теги

Теги: 

Социальные комментарии Cackle