За нарушение этой заповеди будут расплачиваться потомки

Архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ, о девятой заповеди. В продолжение беседы «Зачем соблюдать заповеди».

– Отче, девятая заповедь велит: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Почему люди прибегают к ложным свидетельствам?

– Главная причина заключается в человеческой самости, самолюбии. Когда человек  живет только для себя, в свое удовольствие, тогда все другие люди вокруг  – это винтики, которые он использует для достижения своих целей. Среди этих людей могут быть и ближние, и дальние. И если кто-то не угождает ему, не делает так, как ему хочется, тогда идут в ход лжесвидетельства, чтобы таким образом  приструнить этого человека,  чтобы он всегда исполнял исключительно его волю. Корень – в самости.

Классический ветхозаветный пример лжесвидетельства находим в 3-й Книге Царств, 21-й главе, где говорится о царе Ахаве, которому очень понравился виноградник Навуфея. Царь захотел завладеть этим виноградником и позвал владельца, предложил деньги, серебро и даже хотел дать ему виноградник в другом месте, но Навуфей отказался идти на такую сделку, потому что виноградник был очень дорог ему, достался по наследству от отца, деда. Навуфей сказал об этом Ахаву и не намеревался виноградный участок отдавать.

И вот Ахав «возмутился духом», а его жена Иезавель, увидев беспокойство мужа, сразу предложила выход.

– Зачем ты печалишься? Я все решу.

Она разослала письма старейшинам города, созвали суд, вызвали Навуфея, подкупили двух лжесвидетелей, которые оклеветали его, мол, он выступал против царя. Такое себе политическое обвинение. И обвиненного, согласно Закону, побили камнями. Так Ахав завладел виноградником.

Пророк Илия обличил царя за это и пообещал ему и его жене Иезавели разные кары. После обличительных слов пророка Ахав смирился и раскаялся в своем беззаконном поступке. Тогда Господь через пророка Илью вынес другой приговор: Ахав не пострадает, но потомки его будут истреблены. Через какое-то время это пророчество полностью исполнилось.

– То есть потомки лжесвидетелей расплачиваются за грехи своих отцов?

– Получается, так. Если не сам человек страдает за неправду, то его наследники обязательно несут ответственность за лжесвидетельство. Беззаконие записывается в памяти. И если не было покаяния, то цепочка вины тянется до тех пор, пока этот род не истребится. Не зря сказано святым пророком Давидом, что погубит Господь  всех глаголющих ложь (Пс. 5:7).

Другой яркий пример лжесвидетельства мы встречаем в Новом Завете. Христа привлекли к суду и, чтобы предать его смерти, начали искать лжесвидетельства. Два клеветника стали утверждать: Иисус говорил, что разрушит храм и за три дня воздвигнет его.

Это было «доказательством» Его вины на беззаконном суде. 

– Какова причинно-следственная связь лжесвидетельства? Как люди приходят к этому? Ведь не сразу же на это решаются? Какие предпосылки?

– Человек клевещет на другого, когда теряет связь с Богом через свои грехи и страсти: сребролюбие, зависть и т. д.

Сегодня можно наблюдать бесконечные разбирательства в судах. Даже близкие и родные люди из-за каких-то квадратных метров готовы перегрызть друг друга и решаются на лжесвидетельства. Бывает, в селах за колодец, который расположен на границе участков, судятся. Эта картина сплошь и рядом.

Моя мама была председателем сельсовета и все время сталкивалась с такими ситуациями: постоянные разбирательства, заявления, кляузы друг на друга. Это было в порядке вещей.

– В селе свои дележи, в городе – более крупные запросы, в среде чиновников иные методы обогащения.… А в результате – лжесвидетельства. Что с этим делать? Как от них избавиться?

–  У клеветника нет страха Божьего. Нет любви. Лишь присутствует какая-то расчетливость, зачастую материального плана. Как мы можем противостоять ему? Верою и любовью. Не надо на ложь отвечать ложью.

– Если против тебя направлена такая кампания, что нужно делать?

– Не надо использовать те же средства. Нельзя поступать по ветхозаветному принципу: око за око. Прежде всего следует пожалеть человека, который клевещет. Его совесть мучает душу, он не спокоен, не мирен духом. Наша основная защита – молитва о лжесвидетеле.

В Ветхом Завете есть такой пример. Когда Иосиф служил в доме египетского вельможи, то его оклеветала жена вельможи, мол, еврей хотел с ней переспать.

Сидя в тюрьме, он пытался найти себе каких-то ходатаев. Он, например, предсказал благую участь царского виночерпия и попросил у него: «Когда будешь наливать вино царю, тогда вспомни, что я сделал тебе благое, доброе дело».

Господь не дал бы ему такого провидческого дара, если бы он не молился и потерял веру. Если бы он пребывал в ожесточенном, озлобленном состоянии, то, конечно, не смог бы пророчествовать и его судьба бы не изменилась.

Виночерпий через некоторое время был освобожден и во время застолья, разливая вино, шепнул царю на ухо, что Иосиф несправедливо сидит в тюрьме. И его освободили.

Именно молитвенная связь с Богом – самое сильное средство против клеветы.

Добавлю еще пример из относительно недавней истории. Выпускник и преподаватель Киевской духовной академии архимандрит Антонин (Капустин), когда был начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, постоянно терпел всякую клевету и напасти как от своих, так и от чужих. Как же он спасался от этого? Он ежедневно, утром и вечером, старался молиться в храме на богослужении. Об этом свидетельствуют его дневниковые записи. В результате, несмотря на все чинимые ему препятствия, он столько сумел сделать полезного для паломников на Святой земле, сколько никто другой бы не смог сделать даже при самых благоприятных условиях.

– Лжесвидетельство приобретает огромные масштабы. Не брезгует этим и ТВ, где без зазрения совести отказываются от вчерашних слов, лгут.

– Это результат полного равнодушия, формального отношения к Богу, к заповедям. Ничего нет нового под солнцем. Оно всегда было в мире, в большей или меньшей степени. В советское время тоже исходила сплошная ложь со всех СМИ, на государственном уровне в том числе.

Правда, в советское время многие люди еще умели различать, где черное, а где белое. По-видимому, тогда еще сохранялся иммунитет против лжи, добытый предыдущими поколениями, воспитанными в православной вере, на заповедях Божиих.

А сейчас этот иммунитет разрушен или очень слабенький. Большинству людей очень сложно разобраться, где правда, а где ложь. При том что еще и Церковь пытаются всячески дискредитировать.

– А как Церковь должна реагировать на то, что на Нее клевещут?

– Есть две противоположные точки зрения. Одни считают, что нужно молиться и ничего не предпринимать. Другие утверждают: нужно бить в набат, во все колокола и сразу разоблачать неправду.

– Какая  позиция Вам ближе?

– Истина всегда на золотой середине. Нужно и молиться, и не бездействовать. Нужно сочетать и то, и другое.

Если мы будем только молиться и ничего не будем предпринимать, то под лежачий камень вода не потечет. А если мы начнем действовать, забыв о Боге, – ничего не добьемся без Божьего благословения и содействия.

Когда теряется связь с Богом, когда мы начинаем бороться за правду, но при этом забываем о молитве, ситуация лишь усугубляется.

А с молитвой всегда виден просвет. Господь не дает искушений больше, чем мы можем перенести.

Беседовала Наталья Горошкова

Социальные комментарии Cackle