Как нельзя призывать к многодетности

Мнение церковного медийщика Светланы Охрименко.

С удивлением прочла слова известного пастыря о том, что семье, которая не рожает «сколько Бог даст», нужна особая покаянная дисциплина: «Люди должны дать себе отчет, что, если они не хотят иметь детей и не могут воздерживаться, тогда для них нужна какая-то особая покаянная дисциплина, и частое причащение для них невозможно, да и не полезно. Какая должна быть покаянная дисциплина, – это очень трудно сказать, это надо решать в индивидуальном порядке, на то есть духовник, и нужно этот вопрос с ним обсуждать».

С еще большим удивлением узнала, что есть приходы, в которых использующих неабортивные контрацептивы людей не допускают к Чаше, хотя принятые на Архиерейском Соборе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» гораздо милосерднее – там напоминается, что «продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом», но «вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей», а духовнику «надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может “вместитьˮ высокие требования воздержания, от тех, кому это не “даноˮ (Мф. 19:11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи».

Священникам, практикующим такой подход, кажется, что иначе молодые люди не найдут в Церкви места для подвига и уйдут. На мой взгляд, они уйдут скорее от подобного ригоризма – в лучшем случае в другой приход, в худшем – из Церкви вообще. Подвигов, если есть силы и желание, в любое время можно найти сколько угодно на любой вкус: хочешь – волонтерствуй, хочешь – пещерку в лесу копай. А порой просто выжить в наших условиях – уже подвиг.

У проблемы, которую порождают подобные взгляды, две стороны. Кроме очевидной – вмешательства священника на правах «духовника семьи» в ту сферу, в которой третий лишний, есть и неочевидная. Порой священники, имеющие «обязанность» причащаться за каждой Литургией, которую совершают, с огромным непониманием относятся к мирянам, высказывающим желание причащаться за каждой Литургией, на которой присутствуют. Как следствие – ставят дополнительные условия для такого евхаристического ритма, кроме понимания смысла Таинства, жизни в меру сил по Евангелию и дисциплинарных моментов. Знаю случай, когда от человека хотели даже святости в узком смысле слова…

Конечно же, святость – это здорово, и хорошо, если есть кому об этой высоте напомнить и к ней призвать. Но это не разовое волевое решение – захотел стать святым, и тут же стал. Это путь – и как бы не длиною в жизнь. Уверен ли пастырь, что запрет причащаться человека к этой цели приблизит? Готов ли он не отмахнуться от «нестандартной овцы», втиснув ее в шаблонные рамки, а нести за свое решение ответственность?

Та же история и с рождением детей. Если у родителей по каким-либо причинам едва хватает физических и душевных сил на одного ребёнка, разумно ли требовать от них рожать второго под угрозой отлучения от причастия – которое, может быть, только и дает им силы удержаться от срыва? Ответственно ли это?

А если женщина, к примеру, ученый, и перед ней выбор – завершить исследование или забеременеть и уйти в декретный отпуск? «Конечно, забеременеть, ведь для женщины на первом месте должна быть семья, каждый ребёнок бесценен!» – ответят сторонники подхода «количество и сроки рождения детей должен планировать только Бог». А если результатом исследования станет лекарство, которое спасет миллионы детских жизней? А если женщина вместо рождения очередного ребенка напишет гениальную книгу или снимет фильм, который убережет сотни подростков от совершения преступления или суицида? Или хотя бы попытается это сделать?

Ярые сторонники сугубой многодетности, по сути, загоняют женщину в узкую нишу жены, матери, домашней хозяйки. И сколько бы ни рассказывали, что воспитание детей – это самая интересная работа и самое творческое творчество, в наших реалиях это подействует только на очень небольшой процент аудитории, у которого до этого были сходные жизненные интересы. Да, работу по ряду специальностей можно совмещать с материнством, но и то не вполне полноценно – говорю это как редактор, которому доводилось править написанные левой рукой тексты, потому что правой авторы держали грудничка, а еще двое-трое старших бегали рядом и за юбку дергали. Да, в положение входишь, принимаешь работу и правишь потом до ночи, но приятного мало.

А если девушка мечтала о полетах в космос? Если видит себя врачом или авиадиспетчером? Вы хотите ее убедить, что эти мечты и жизненные планы ничего не стоят, а единственное, чем ей подобает заниматься в жизни – кухня, пеленки и развивающие игры? Что только этот образ жизни душеполезен и спасителен? И вы надеетесь, что девушка вас послушает и будет счастлива? Серьезно?

Даже если по неофитству девушка проявит подобное послушание не по разуму, лет через пять-десять, когда у нее на руках будет орава детей, а в жизни – куча проблем, на решение которых тоже нужно тратить душевные силы, ее вдруг осенит, что можно было построить свою жизнь по-другому. Можно было самой решить, чего она хочет, а не позволить решать за себя человеку, который при первом удобном случай сбросит с себя ответственность за неё – или вообще никогда её на себя не брал, а она себе нафантазировала какое-то духовничество и высокие отношения. Как вы думаете, какова вероятность того, что она от этого не сломается – а вместе с ней и вся семья?

Есть еще вариант – девушка, запертая в предлагаемой ревнителями многодетности вилке возможностей, выберет отказ от создания семьи ради профессионального призвания. Неужели это будет лучше, чем если бы она вышла замуж, родила и воспитала одного-двоих детей (да хоть бы и ни одного), построила бы успешную карьеру и прожила всю жизнь с мужем душа в душу?

Кроме душевных и временных ресурсов нужно упомянуть и материальные. Легко рассуждать про зайку и лужайку, если ты настоятель крупного городского храма и уже знаешь, что позовешь крестить своего пятого ребенка приходского спонсора-бизнесмена, и он не сможет тебе отказать. А если ты школьный учитель или рабочий на заводе в депрессивном поселке? Как бы с осуждением эгоизма и гедонизма не оказаться героем шутки про то, как человек из Беверли-Хиллз советует человеку из Магадана выйти из зоны комфорта.

Наш мозг устроен так, что мы не можем не классифицировать и не схематизировать, но жизнь сложнее любых схем, классификаций и инструкций. Дай Бог, чтобы каждый из нас всегда помнил, что перед ним – не на первый-второй рассчитайсь, а люди, живые и теплые. Со своими радостями и горестями, сложностями и противоречиями, разочарованиями и победами. Такие, какими видит их Небесный Отец, а не такие, какими хотим их видеть мы. Мы ведь тоже можем ошибаться, не так ли?

Светлана Охрименко

Теги

Социальные комментарии Cackle