Известный греческий иерарх встретился с верующими УПЦ и ответил на их вопросы

Митрополит Месогейский Николай выступил со словом на тему «Боль, страдания, смерть: христианский взгляд».

Что делать, чтобы смерть стала жизнью, а боль, испытания, страдание – благословением? Об этом говорил иерарх Элладской Православной Церкви митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай на встрече с верующими УПЦ, состоявшейся  30 октября в столичной галерее «Соборная», сообщает Foma.in.ua.

Митрополит Николай прибыл в Киев с паломническим визитом, и накануне в пятницу успел пообщаться с монахинями Покровского монастыря и участниками Слета молодежи в Голосеевской обители. В галерее «Соборная» владыку сопровождал зампредседателя Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич. Он же представил гостя и выступил в качестве переводчика.

В заполненном слушателями зале митрополит Николай выступил со словом на тему «Боль, страдания, смерть: христианский взгляд».

Иерарх рассказал о двух взглядах на человеческую жизнь, только один из которых позволяет правильно переносить все скорби и болезни. Согласно светскому взгляду, жизнь – лишь короткий промежуток бытия между небытием (до рождения) и небытием (после смерти). Согласно церковному взгляду, у человека «есть две исключительные, уникальные возможности, одна называется вечностью, вторая – обожение, т.е. общение с Богом».

«Это означает, что человек не возвращается в небытие, а проходит смерть и продолжает дальше жить в новых условиях новой жизни, которая не имеет конца и где нет «ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Таким образом, наша жизнь имеет перспективу вечности», – сказал владыка Николай.

Кроме того, у человека есть божественная перспектива. По словам митрополита, смысл жизни человека не ограничивается исполнением заповедей и не в том, чтобы просто просить Бога что-то сделать в нашей жизни, но ему дается возможность соединиться с Господом, чтобы Бог действовал в его жизни.

«Если человек начинает жить с Богом, и Бог – жить с ним, тогда понимает, что болезни, страдания и смерть обретают другое значение (в чем в светском понимании) и жизнь приобретает другую ценность», – сказал архиерей.

«Плохо, что мы все не живем в Церкви этой перспективой. Приходя в храм, больше смотрим на устав, внешнее благолепие... Таким образом, мы становимся христианами, которые читают молитвы, но не молятся, вкушают постные блюда, но не постятся. Мы ходим в церкви, принимаем Причастие, но не причащаемся Самого Бога. Говорим исповедуем наши грехи, но не каемся», – сказал владыка Николай.

Нет искушений превыше сил, вместе с ними Господь посылает и помощь, напомнил митрополит. «Вот почему искушения – благословение, оно делает живым Бога в нас самих», – сказал он.

Владыка Николай также рассказал о четырех движениях души: анатаси (человек должен возвысить сердце к Богу, захотеть общаться с Ним), нужно довериться Богу («разве с Богом может что-то сравниться?», «мы доверяем нашей логике, науке, новостям – разве мы не можем довериться Богу?!»), «растяжение», или «протяжение» души (душа может долго пребывать в молитве с Богом, у неё есть большие силы, которые спят и которые нужно освободить, чтобы жить с Богом), экстасис (выход из будничной жизни вместе с оставлением грехов).

Затем он привел примеры перенесения страданий тяжелобольными людьми – подопечными вверенной владыке Николаю митрополии. Среди них – парализованные люди, которые могут только поднимать брови, моргать и двигать глазами. С помощью современной, фиксирующей движения глаз, техники, они, направляя взгляд на определенные буквы на экране, общаются с окружающими. «Так, «через глаза», я исповедую таких людей», – сказал архиерей.

Однажды он спросил молодую больную: «Тебя забыл Бог, как ты думаешь?» – «Нет!» – «А почему Господь держит вас на протяжении стольких лет в таких условиях?» – «Он исполняет нас любви» – «Разве тебе самой себя не жалко?» – «Я самый счастливый человек на земле, и именно поэтому постоянно славословлю Бога».

«Эвтаназия – просто прекращение жизни. На самом деле надо дать человеку возможность красиво, качественно и радостно прожить последние моменты его жизни», – сказал митрополит Николай.

«Важно, чтобы мы понимали ценность нашей жизни... Именно с любовью к Богу и человеку нужно встречать боль, которая есть в нашей жизни, страдания и смерть. И тогда смерть становится жизнью, а боль и испытания, страдание – благословением. Всё это зависит от того, видим мы свою жизнь в Церкви как привычку или как возвышенный способ жизни», – заключил выступление владыка Николай.

Затем греческий архиерей ответил на вопросы аудитории. Приведем несколько его высказываний.

(На вопрос, способствует или мешает разум приходу к Богу):

– Ум (рацио) действительно мешает поиску Бога... Господь открывается... Но это не значит, что рацио не нужно, – ум подходит не для того, чтобы понять Бога, а чтобы выразить Бога, который открылся человеку. Если вы почитаете полемику преподобного Максима Исповедника, то можете понять, как он с помощью слов, ума выражает вот это откровение Бога, которое ему было. Сначала он смирился, соединился с Богом (почувствовал Его присутствие) и потом уже использовал ум, чтобы выразить свой духовный опыт.

– Бог встречается «на границах», а не «внутри» самого человека. Когда у нас есть что-то, что мы можем понять, это творение Божье, но когда мы выходим выше и сталкиваемся с тем, чего понять не можем, именно там находится Бог. Как говорит святой Дионисий Ареопагит, «через незнание и невидение можно видеть Бога». Это значит, что не мы открываем Бога, а Он Сам открывается нам, когда мы Его просим. Когда мы смирим свои мысли, рацио, тогда приходит Бог.

– Как мы должны прощать, когда нас обижают? «Не кусайте друг друга, – говорится в одном месте, – потому что вы можете проглотить друг друга».

(На вопрос, надо ли чрезмерно бороться за жизнь при серьезных заболеваниях):

– Когда приходит смерть, это неправильно препятствовать ей. Современное развитие технологий может сделать таких людей, которые не могут умереть... Мы уважаем жизнь как дар Божий и верим, что сама смерть является переходом из временной жизни в жизнь вечную. Радость – в жизни, мир – в смерти.

(На вопрос, что сказать людям, которые говорят, что больше не могут терпеть боль):

– Вопрос не в том, что нам сказать этим людям, а что мы можем сделать для них.

(По словам митрополита Николая, если речь о душевной боли, всё зависит от выносливости человека, но есть два самых ценных лекарства: любовь, искреннее сочувствие и молитва о страдающем (если он умеет молиться, может облегчить свою боль; если нет – ему можем помочь мы).

(На вопрос, имеет ли выход человека в космос смысл для будущего человечества):

– Выход в космос – не плохо, но и не необходимо. Лучше сначала решить земные проблемы, чтобы мы жили в мире и гармонии здесь на земле... Много лучше полетов в космос – полеты в область Таинств Божьих. Давайте это попробуем!

(На вопрос о замысле Бога о душевнобольных):

– Душа каждого из нас больна в большей или меньше мере... Есть две категории юродивых ради Христа. Первая категория – те, кто притворялись больными, чтобы уйти от мира и не жить по его законам. Вторая – святые, которые страдали какими-то заболеваниями и, понимая это, смирялись, и в них, как в «хрупкие сосуды», приходила Божья благодать.

– Молитва ребенка с синдромом Дауна может быть более сильной, чем молитва монаха-аскета. Смиренных и оставленных – их молитву лучше слышит Бог.

– Пересадка органов человека с диагнозом «смерть мозга» ради жизни других людей возможна, если он сам хотел этого при жизни и если это является проявлением любви.

(На вопрос, обязательно ли для совершенствования страдать):

– Печаль, страдания и боль приводят нас к смирению, смирение – путь к спасению. Человеку, у которого есть смирение, страдания не нужны, он и так войдет в Царство Небесное.

(На вопрос, как находящегося в скорби человека подтолкнуть к исповеди?)

– Самая большая ошибка – то, что хотим подтолкнуть другого. Лучше всего было бы подтолкнуть самого себя. Другого человека мы можем увещать (даже Господь его не подталкивает). Можно предложить пойти к священнику, исповедаться, но если человек скажет «не хочу», настаивать не надо. Свобода и уважение к свободе – самые большие дары, и мы должны стараться не обеспокоить. Во всем остальном нужно довериться Богу.

В завершение встречи каждый мог получить благословение владыки Николая и автограф.

Социальные комментарии Cackle