Святая Русь Сергия Радонежского

Проповеди участников Клуба проповедников («Правлайф-встречи в Лавре») ко дню памяти преподобного Сергия Радонежского (8 октября).

Разобщение – вот именно то слово, которое способно передать состояние Руси XIV века. Исторические хроники живописуют княжескую междоусобицу, набеги кочевников, ежегодно собираемый «выход» в Орду. Русь похожа на разбитую тарелку. Нет уже единомыслия в Русской земле, как нет и единого центра. В добавление ко всем бедам в 1320 году Улус Джучи принимает ислам как официальную религию. Русь оказывается не просто в положении вассала, но вассала исламского государства. Логика событий подсказывала печальный итог для христианской веры. Но – происходит нечто обратное.

Есть в Псалтыри такие слова: «А я высоко чту друзей Твоих, Боже, утвердилось владычество их! Сосчитал бы их я, но нет им числа, как песку» (Пс. 138:17–18). Речь идет о чрезвычайном, исключительном масштабе распространения святости на Русской земле начиная с XIV столетия. Случившееся на Руси подпадает в разряд тех исторических парадоксов, которые историки определяли приблизительно так: не раз бывало, что экономически крепкие, сильные государства имели слабую культуру и духовность, и, наоборот, более слабые заявляли о себе как об очагах культуры и становились духовными светочами, отблеск которых до сих пор мерцает из пучины средневековья.

Вот несколько цифр сухой статистики.

Русское монашество по количеству преподобных имеет несколько точек роста. Первая отмечается в домонгольский период и приходится на XI–XII века. В это время число преподобных увеличивается  с 20 до 40 (это еще эпоха Киевской Руси). Но наибольшее число святых данного типа приходится на время жизни преподобного Сергия Радонежского и его учеников (XIV–XVвв). Церковь насчитывает уже более 120 святых, подвизавшихся в Северной Руси. В XVI веке происходит уменьшение до 100, в XVII – до 66, а в XVIII – до 10 человек.

Так почему же именно время Сергия Радонежского стало высшей точкой Святой Руси? Где искать причины этого возрастания и чему нам необходимо научиться у преподобного Сергия?

Говорить можно о многом: о личном примере преподобного, об отзывчивости русской души к благодати Божией, о моменте созревания народного сознания. Отметим здесь только одну очень важную деталь. По благословению Вселенского Патриарха Филофея преподобный Сергий ввел в своем монастыре общежительный устав, откуда он распространился по всем монастырям страны. Будучи опытным монахом, Сергий понял, что «двоим лучше, нежели одному… ибо ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его» (Еккл. 4:10). На тот момент в русских монастырях было распространено особножительство. Монахов объединяли только стены обители и совместные богослужения. В остальном была полная автономность, и в зависимости от своего достатка монахи жили кто беднее, кто богаче. Видя идеалом монашества жизнь древних подвижников, Сергий устанавливает новый устав.

Реформа привела к тому, что монахов стало объединять не столько проживание за одними стенами и посещение церковных служб, сколько послушание, вовлеченность в общие тяготы, заботы и радости повседневной жизни. Устав Троицкого монастыря содержал три основополагающих принципа: равенство, послушание и четкое распределение обязанностей. Из личных вещей преподобный Сергий разрешал иметь в келье только книги и иконы, за чем очень строго следил. В монастыре велось общее хозяйство, управляемое игуменом.

Такая инициатива преподобного Сергия привела к появлению новой традиции монастырского уклада. Ученики игумена расходились по Русской земле, основывая новые обители. Поистине служение святого человека освятило всю землю, которая стала называться Святой Русью.

Повторится ли Святая Русь преподобного Сергия Радонежского опять в истории? Например, в русской литературе различается как золотой век, так и серебряный – но сегодняшний литературный век больше похож на деревянный. А в религиозной жизни? Никто не сможет ответить однозначно, да и вряд ли это главное для нас. Помните героя Андрея Тарковского из фильма «Ностальгия»? Его шествие с зажженной свечой, которая символизирует путь через людское море. Пламя свечи ослабевает, она вот-вот погаснет, но герой старается пронести ее до отмеренной черты. Наверное, это и есть самое главное: свет Сергия горит сегодня и лихолетья безбожия и смуты не смогли его загасить.

Закончить этот короткий набросок хочется словами диалога из уже упомянутого фильма «Ностальгия»:

– К сожалению, когда сюда приходят ради развлечения, без молитвы, тогда ничего не происходит.
– А что должно произойти?
– Все, что ты пожелаешь. Все, что тебе нужно. Но как минимум тебе надо встать на колени...

Александр Линде

Теги

Теги: 

Социальные комментарии Cackle