На Афоне все по-другому: несколько доказательств

Святая Гора Афон глазами воспитанника Киевской духовной семинарии Ивана Лабатия.

Как мало в мире земель, именуемых Святыми, но как много верующих, которые мечтают осязать эти благодатные места. Одним из таких мест является Святая Афонская Гора – место непрестанной молитвы и монашеского подвига во имя Христа на благо всего человечества. Земной удел Пресвятой Богородицы (так еще называют Святую Гору) находится на одном из греческих полуостровов и носит статус отдельной монашеской республики. Наверное, нигде в мире человек не обретает такого душевного спокойствия, как в этом месте.

Делегация Украинской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием в честь 1000-летия пребывания древнерусского монашества на Афоне совершила паломничество на Святую Гору с 21 по 23 июля. Одна из основных задач состояла в том, чтобы привезти икону, именуемую «Благословение Святой Афонской Горы» на торжества, посвященные празднику Крещения Руси.

Обо всех событиях и моментах нашего тридневного паломничества, пожалуй, можно говорить часами, ведь для меня это и первое знакомство с Грецией, и первые впечатления от Эгейского моря, и удивительное морское путешествие к самому полуострову, и первое практическое ощущение афонского Устава, и посещение многих обителей, и незабываемая простота и смирение афонских насельников и многое другое. Однако я постараюсь кратко изложить впечатления воспитанника Киевской духовной семинарии.

Оправившись утром в аэропорт, мы вскоре приземлились в солнечных Салониках и автобусом направились до Уранополиса. Рельеф и климатические условия значительно влияют на растительную культуру Греции. Вдоль всего пути нам встречались только оливковые плантации, иногда пальмовые сады. Прибыв в Уранополис, мы собрались оформлять каждому паломнику диамонитирион. Это так называемая афонская виза, которую может получить только лицо мужского пола. Она дает разрешение на посещение Святой Горы. 

Сложив в катер личные вещи и подарки, мы отправились к Русскому на Афоне Свято-Пантелеимоновому монастырю. По дороге мы видели много обителей: одни разрушены, другие отстраиваются, а некоторые уже целые столетия собирают под молитвенный покров паломников со всего мира. Таким местом и есть Свято-Пантелеимонов монастырь. Прибыв в это чудное место, мы не могли сфокусировать свое внимание на чем-то одном. С одной стороны, прекрасные пейзажи, с другой – простота и величие архитектуры. Несмотря на летнюю жару, внутри монастыря много зелени. Оливковые деревья, лаймы, хурма и привычные нам груши и яблоки наполняют монастырь летней прохладой.

Встретив у пристани Блаженнейшего Онуфрия и других иерархов, мы сразу же отправились в храм, где, собственно, и проходит почти вся жизнь афонских подвижников. Действительно, литургическая практика на Афоне сильно отличается от повсеместной. Тут каждая служба суточного круга совершается в точное время, согласно Уставу. Всенощное бдение, например, состоит из великой вечерни (иногда великого повечерия), утрени и первого часа. В силу того, что в современном мире жизнь человека исполнена забот и дел, то эти 4 службы суточного круга совершаются компактно, одна за другой, без какого-либо временного интервала. На Афоне все по-другому. Суеты мира монахи откинули, и теперь у них одна забота – спасение бессмертной души. Все свое время они посещают посту и молитве, поэтому суточный круг богослужения делится равномерно на весь день.

Всех удивляло то, как монахи при таком расписании не только успевают содержать монастырь в чистоте и порядке, но и физически отдыхают. Ведь через каждые полтора-два часа все собираются за богослужением. «Во всем помогает Пресвятая Богородица», – так отвечали насельники на наши вопросы. Одно мы узнали точно: единственное время для отдыха – это промежуток между повечерием и полуночницей – около 4 часов.

Еще одна особенность Афона заставляла нас чувствовать себя в ином мире. Это монастырская система отсчета времени. Так называемое византийское время используется только на Святой Горе и, скорее всего, с целью установления правильного времени для совершения богослужений. Полночь тут наступает сразу после захода солнца, следовательно, вечер стает ночью, а ночь – утром. Сейчас разница между греческим и византийским временем составляет 3 часа 15 минут, но зимой, когда день становится короче, она увеличивается до 7 часов. Каждые две недели время корректируется.

Такая система очень сбивает паломников, но не стоит переживать: монахи легко объяснят вам, когда нужно встать, чтобы не пропустить службу. Мало того, еще и разбудят. За час до начала полуночницы один из братии заходит в каждую из келий гостиницы и будит к богослужению.

Полуночница началась в 3:45. При таком расписании некоторые тексты богослужения совпадают с природным течением времени. Получилось так, что песнопение «Се жених грядет в полуночи» мы пели именно ночью, а первые лучи солнца появились под возглас священника «Слава Тебе, показавшему нам Свет».

По завершении первого часа мы отправились в древний скит Ксилургу. Согласно преданию, именно в этом ските подвизался и принял монашеский подвиг прп. Антоний Печерский. Отсюда он прибыл на родные киевские земли, чтобы осветить светом монашества всю Русь.

Дороги, связывающие монастыри между собой, очень крутые и опасные. Только за сотню метров до обители появляется дорожное покрытие. Добравшись на внедорожном автомобиле до древнего скита, нас встретил настоятель. Вскоре началась Литургия. Насельников в скиту немного: по словам настоятеля, где-то три с половиной монаха.

Перед совершением Литургии был освящен храм в честь прп. Антония Печерского, что в преддверии дня памяти этого святого стало очень знаменательным событием. Настоятель подарил Блаженнейшему картину с изображением этого древнего скита.

После этого мы отправились в другое место Афонской республики – Протат.  Это административный центр Святой Горы. Именно здесь три раза в неделю собираются по одному представителю из каждого монастыря для решения тех или иных вопросов.


Архиереи и священнослужители приступили к совещанию, а у нас тем временем было время посетить некоторые магазины и лавки. Мы посмотрели святогорский храм и смогли

приобрести то, что понравилось.

Цены здесь достаточно завышены, но если попросить продавца, то почти на каждую вещь вам сделают хорошую скидку. Наверное, наибольшим спросом среди паломников пользуются ладан и оливковое масло. Многие монастыри сами их производят. Продаются также иконы, четки, свечи, благовония, украшения. Правда, каждая вещь с афонским благословением.
В этом месте мы посетили один из древнейших храмов Горы Афонской. Монах-экскурсовод рассказал о древней истории обители, о чудотворных иконах и о находящихся там частичках мощей.

Иверон – последний монастырь, который мы посетили в этот день. Это место пребывания Иверской иконы Богородицы, одной из наиболее чтимой в православном мире. Монастырь находится на берегу моря, откуда, по преданию, святая икона и явилась миру. Море действительно очень чистое и теплое, но никто на Афоне не купается. Нет благословения.
Только представьте... На дворе температура 40 градусов, а под боком лазурное море... Казалось бы, незначительный момент, но сколько усилий нужно приложить только для того, чтобы перебороть желание искупаться. Вроде мелочь – но с нее все и начинается.

Иверон очень впечатлил своей архитектурой, а его монахи своей принципиальностью. Никому не разрешили сделать ни одного снимка, за всей делегацией смотрели. И правильно: в этом месте все, кроме молитвы, кажется неуместным.

Возвратившись в Пантелеимонов монастырь к обеду, мы пошли на трапезу. Все были голодны и не сразу заметили, что к макаронам подали подливу с осьминогами. Такая вот трапеза из деликатесов. Это случается только на большие праздники, рассказывали монахи. В среду и пятницу пища готовится вообще без масла, а в обычные дни на столах много молочных продуктов и зелени.

После обеда мы отдохнули, после чего собрались в храме на малую вечерню. Наступал день памяти преподобного Антония Киево-Печерского, особо почитаемого на Афоне святого.

Наверное, больше всего на Святой Горе запомнилась исповедь. По окончании малой вечерни никто не спешил идти с храма. С алтаря вышли отец Макарий – духовник монастыря и правая рука настоятеля-архимандрита Иеремии. Перед солеей стоял аналой с Крестом и Евангелием, а старец подходил к каждому стоящему в очереди и что-то кратко говорил, но после этих слов многие не скрывали радости. Мы стояли и не до конца понимали, точно ли это исповедь? Но как только каждый из нас подошел к старцу, то все стало ясно. Он как будто смотрит в душу и сам дает ответы на давно волнующие вопросы. Это, наверное, наиболее сильное впечатление от паломничества. Именно за этим, за духовным советом сюда стекаются верующие со всего мира.

День подходил к завершению, и мы все собрались на вечернем богослужении. Оно действительно тут очень длинное, ведь все уставные предписания в точности совершаются. Нас спасали стасидии – их в храме всем хватает. На них можно опереться или присесть в отдельные моменты богослужения. Все закончилось около второго часа ночи.
Ночью света в монастыре нет. Все электропитание дают солнечные батареи, так что ночью в комнате светит только маленькая диодная лампочка. У каждого паломника к ключам прикреплен маленький фонарик, чтобы безопасно передвигаться.

Утром мы отслужили праздничную Литургию, после которой Блаженнейший обратился со словами благодарности к архимандриту Иеремии – настоятелю обители. В честь праздника о. Иеремии и о. Макарию были подарены священнические кресты, в свою очередь руководство обители за заслуги перед монастырем наградило Блаженнейшего Онуфрия орденом великомученика Пантелеимона I степени, а представителей епископата и некоторых мирян орденом II степени. Также вся делегация вместе с насельниками поздравила с днем тезоименитства Высокопреосвященнейшего Антония, ректора Киевских духовных школ.

Паломничество близилось к концу, поэтому мы, забрав с алтаря икону «Благословение Святой Афонской Горы», начали собирать и свои вещи. Братия монастыря каждому подарила книги о жизни Афона и его подвижниках, за что мы были очень благодарны.

Маленькими группами мы начали отплывать из Афонской горы. За эти пару дней мы успели все: и посетить разные монастыри, и поклониться святыням, и полностью ощутить афонский Устав богослужения.

Но где-то в глубине души все равно оставалось желание поплавать в Средиземном море. И такая возможность нам выпала в Уранополисе. Тогда мы точно могли сказать, что успели все. А далее… дорога домой через Салоники в Печерскую Лавру.

Я надеюсь, что по милости Божией у меня еще получится побывать на Святой Горе, а впечатления от первой поездки останутся в моей памяти на всю жизнь.

воспитанник Киевской духовной семинарии
Иван Лабатий

Опубликовано: пт, 12/08/2016 - 15:48

Статистика

Всего просмотров 245

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle