О чем нас предупреждают первые христианские мученики Руси Феодор и Иоанн

12 июля по старому стилю (25 июля н.ст.) – день памяти святых мучеников-варягов Феодора и Иоанна, которые отдали свои жизни за Христову веру. Чему они учат нас – христиан XXI века?

Сергей Ефошкин. Первые русские мученики Федор и Иоанн перед гибелью

Сегодня современные мифотворцы в своих сочинениях пытаются представить дохристианскую Русь некой дивной и прекрасной легендарной страной по типу Средиземья Толкина. Они пытаются навязать обществу миф о том, что там жили мудрые и прекрасные гении-полубоги, у которых были высокоразвитые технологии и общественная структура. И славянская языческая магия – остатки этих древних гиперборейско-арийско-славянских технологий. Потом же на Русь пришли «дикие» «кровожадные» христиане и поработили эту древнюю «светлую» и «прекрасную» культуру.

Так ли это? Попробуем  разобраться.

Основной «священный» текст современных неоязычников – так называемая «Велесова книга», которая будто бы была записана на дощечках древним славянским языком и повествовала о «прекрасной» жизни дохристианской Руси. Сегодня большинство ученых историков на сто процентов уверены, что это фальсификация, при этом очень грубо выполненная. Книга была написана в XIX веке и примитивно имитировала праславянский язык. Сегодня ее широко используют в своих ритуалах и псевдоаргументациях неоязычники и сатанисты.

Но представителям этих сект реальная историческая наука не нужна. Им достаточно фантазии и вымысла, в котором можно сочетать множество религиозных и культурных архетипов от скандинавского эпоса до буддийских и индуистских верований. Причем псевдоисторики заимствуют и смешивают по своему произволу традиции других народов совершенно без учета истории религии и менталитета наций.  Они сочиняют свои собственные неологизмы, которых нет в реальности.

Так, к примеру, еще в бытность своей работы журналистом, я был на пресс-конференции у одного такого неоязыческого псевдоисторика. Он информировал общественность о том, что древние греки произошли от украинцев, а трипольские глечики наощупь теплые и напоминают иконы. Среди прочего псевдоученый говорил о том, что трипольцы создали глобалистическую культуру с наивысшем уровнем цивилизации.

Как же в действительности обстояли дела в языческой Руси – в этом сплаве родственных славянских племен, которые, между тем, очень часто воевали друг с другом?

Цитата из творения преподобного Нестора Летописца «Повесть временных лет»: «А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды (намек на Ивана Купалу – Авт.). А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены».

Известна история о том, как во второй половине девятого века северные славянские племена чудь, ильменские словене, кривичи и весь не могли потушить многолетнего пожара междоусобной войны между собой, и для того чтобы восстановить мир, пригласили безземельного скандинавского (по другой версии датского) конунга (князя) Рюрика (Рорика) с дружиной, который промышлял в жизни тем, что был наемным солдатом в различных раннефеодальных междоусобных конфликтах. Когда Рюрик пришел в северорусскую землю, то славянские старейшины принесли богу Велесу благодарственную жертву. Они опоили наркотическим дурманом несколько красивых девушек племени, выбрали самую «достойную» из них и утопили ее в озере, где по их верованиям жил Велес.

Это правда и реальные факты.

Также нам известно житие святых мучеников Феодора Варяга и его сына Иоанна, пострадавших предположительно 12 июля 978 года. Дело в том, что на Руси в то время уже много лет в народе происходило религиозно-социальное колебание между христианством и язычеством.  Но уже при Олеге Вещем, убившем вышеупомянутых князей, наступает языческая реакция. При Игоре Рюриковиче и его жене святой равноапостольной великой княгине Ольге вновь для христианства наступают благоприятные времена, но уже сын ее Святослав разрушает храмы и благоволит к язычникам. Его дело продолжает в начале своего правления и святой равноапостольный великий князь Владимир. После смерти Святослава в 970 году к власти в Киеве приходит его старший сын Ярополк. По мнению многих историков, он исповедовал христианство. Время его правления стало очень благоприятным временем для православия. В 978 году Владимир, сидевший на столе Великого Новгорода, подстрекаемый языческими жрецами и дружинниками, пошел походом на Киев. Война эта имела религиозный окрас борьбы русско-варяжского язычества против нарождавшегося киевского христианства.

Владимир победил. Ярополк был предательски зарезан мечами варягов. И Владимир решил в пышности и помпе принести благодарственные человеческие жертвы богу войны Перуну. Жрецы бросали жребий. И выбор (возможно, и не без жреческого умысла) пал на юношу христианина Иоанна, сына варяжского дружинника Феодора. Православие отец и сын приняли в Византии, где святой Феодор служил в армии.

Когда к Феодору пришли языческие жрецы с призывом принести в жертву Иоанна, которого «избрали себе боги, да принесем его им в жертву», то  он ответил: «Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека, и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам».

Это был прямой вызов христианина язычникам, которые разъярились на него. Они обложили дом Феодора облогой, но не могли взять приступом отважных варягов-христиан, Феодор и Иоанн отражали все атаки. Тогда язычники подрубили деревянную основу дома, и тот обрушился на мучеников. Так они были убиты.

Уже в эпоху преподобного Нестора Летописца в XIвеке первые мученики Руси были канонизированы. На месте их мученической кончины немногим позднее их недавний гонитель – святой князь Владимир воздвигает Десятинную Церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную 12 мая 996 года.

Промыслом Божиим их убийство стало последней из кровавых языческих жертв в Киеве и первым сораспятием Христу среди славян. Первыми «русскими гражданами небесного града» назвал их писатель Киево-Печерского патерика епископ Симон, святитель Суздальский († 1226; память 10 мая). Последняя из кровавых языческих жертв в Киеве стала первой святой христианской жертвой – сораспятием Христу. Путь «из варяг в греки» становился для Руси путем из язычества в православие, из тьмы к свету.

Это был последний всплеск язычества. Для Руси начиналась новая животворная христианская эпоха. И если бы не она, то, мне кажется, славян уже бы не существовало. Они бы уничтожили сами себя.

Вера во Христа и любовь к ближнему стали основой будущей жизни восточных славян. И это стало первым шагом из тьмы к свету – от потакания своим страстям к проявлению истинной любви к Богу и ближнему.

Святые мученики Феодоре и Иоанне, молите Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

Социальные комментарии Cackle