Уроки любви от святителя Николая Сербского

Рассуждения иерея Андрея Чиженко.

Вчера был день памяти святой праведной блаженной Матроны Московской. На проповеди говорил…

…Поражает вот что… Православная Церковь не оскудевает святыми. Матрону или, к примеру, преподобного Амфилохия Почаевского знали наши бабушки и дедушки. Преподобный Амфилохий шел к скоплению народа и целовал руки у маленьких девочек. Их мамы твердили: «Уберите руки», но Амфилохий отвечал: «Я целую руки будущим матушкам». И действительно, все эти маленькие девочки шестидесятых стали женами священников, стали углами в Божьем доме, стали малой церковью со всеми ее скорбями и спасением Христовым.

И это жизнь Церкви. Это ее «петелька-крючочек». Традиция – это не ковыряние в пепле. А передача пламени. Факел веры не гаснет.

И тому подтверждение житие святителя Николая Сербского (Велимировича), епископа Охридского и Жичского, чей день памяти празднуется 3 мая по новому стилю. Он умер в этот день в 1956 году. По этому поводу хотелось бы сказать что-то умное.

Но вместо этого хочется признаться в любви этому святому, этому великому угоднику Божьему и всей Сербской Православной Церкви, которую он представляет.

Первая мировая война… Тысячи убитых, разорванных пулеметными очередями, отравленных газом, взорванных на минах и бомбах.

Вторая мировая война… Все то же самое, только помноженное в несколько раз. Не тысячи, миллионы убитых.

Как писал когда-то великий украинский писатель и режиссер Александр Петрович Довженко: война – это шизофрения, и глупец тот, кто думает иначе; война – это сумасшествие.

Святитель Николай Сербский жил в эпицентре этого сумасшествия. Но не был его частью. Оно шло мимо него. Не в это он всматривался и в жизни, и в произведениях своих. Он всматривался во Христа. Только Он был ему интересен. Только Ему и Его Церкви святитель служил всей своей жизнью до конца и без остатка. Всеми своими произведениями.

И тем людям, которые сегодня страдают и скорбят, хочется сказать: святитель Николай видел окопы, заполненные горами трупов его соотечественников, его друзей и родных. И сам тоже был на волосок от смерти.

Но мерило его жизни состояло в другом… Вечный вопрос Ф. Достоевского: почему умирают младенцы безневинные? Но смерть – это всего лишь дверь, всего лишь переход. И в ней нет никакого смысла. А смысл только в одном: приближаешься ли ты ко Христу или удаляешься от Него.

И Христос идет незримо мимо штыков, мимо противогазов и ядов, мимо бомб и мин. Христос идет дорогой любви, и она пролегает через наши сердца и через сердце святителя Николая Сербского. В этой ужасной мясорубке начала XX столетия, в этой вони и вое убийства он видел небо и жил им.

Христос идет дорогой любви… Через наши сердца. Через наши души… Горе имеем сердца!

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

Чтобы мы, забывая заднее, простирались вперед – в Царствие Небесное, в жертву Христову, в болящий кипяток слезы любовной о брате своем и о сестре своей, которыми есть каждый человек на земле.

Иерей Андрей Чиженко

Социальные комментарии Cackle