Образ Божией Матери «Взыскание погибших»: о чудесном спасении инока, продавшего душу дьяволу

В православии существует удивительный феномен чудотворных икон, когда тем или иным способом людям открывается целительная и спасательная сила молитвы перед конкретным образом.

Особенно история Православной Церкви богата примерами получения помощи по молитвенным обращениям к Божией Матери пред различными Ее иконами, количество которых так велико, что вряд ли хоть кто-то дерзнет назвать их точное число. Среди них есть как очень древние и известные образы, так и менее прославленные, но, несомненно, что за каждым из них стоит чье-то исстрадавшееся и отчаявшееся сердце или попавшая в беду душа, нашедшая в Лице Пречистой Помощницу и Заступницу.

18 февраля Православная Церковь чествует икону Пресвятой Богородицы, именуемую «Взыскание погибших». Уже само название этого образа много говорит за себя. Первое предание, связанное с этой иконой, появилось в VII веке. Оно отсылает нас к греческому житию Феофила Аданского (или Киликийского, ум. ок. 538 г.), составление которого приписывают его ученику Евтихиану. По молитвам и ходатайству Пречистой Богоматери инок Феофил, впавший в страшный смертный грех, был спасен от вечной погибели. Этот инок, служивший у некоего епископа экономом, был незаслуженно обижен и изгнан. В желании поквитаться с обидчиками Феофил обратился к темным силам. Одумавшись впоследствии, он не дерзнул просить Бога о прощении, а возопил к Пресвятой Богородице. И помощь не замедлила прийти. Заступница рода людского удивительным способом уведомила инока о прощении его грехов и возвратила подписанную им с дьяволом хартию. Раскаявшийся Феофил достиг со временем высокого духовного совершенства и был прославлен Церковью в лике преподобных. Отсюда и название иконы – «Взыскание погибших», свидетельствующее о том, что к ней взывают как к последнему прибежищу в самых трудных и безнадежных жизненных обстоятельствах.

История Феофила (Теофила), пересказанная Евтихианом, является одной из самых известных историй христианского времени об обращении человека к дьяволу за помощью в обмен на свою бессмертную душу. Начиная c VIII века и до настоящего времени она получила множество литературных обработок на различных европейских языках у разных авторов. В X веке немецкая святая, монахиня Хросвита Гандерсгеймская, написала поэму в стихах об отречении и покаянии Феофила. Спустя столетие рейнский епископ Марбод обратился к этому же сюжету, а в XIII веке – французский монах и поэт Готье де Куэнси. Известный трувер (поэт) эпохи Людовика IX Рютбеф создал миракль (драматическое произведение) о чуде, произошедшем с Теофилом. Не обошли стороной это предание и святой Бернард, и св. Альберт Великий. Но несомненно, что самую впечатляющую и своеобразную переработку этот сюжет получил в трагедии Гете «Фауст». В 1907 миракль Рютбефа «Действо о Теофиле» перевел на русский язык Александр Блок.

Кроме того, к этому эпизоду из жития преподобного Феофила неоднократно обращались художники и скульпторы, о чем свидетельствуют многочисленные памятники средневекового искусства: церковные фрески, витражи, миниатюры, скульптурные изображения. На северном портале знаменитого Собора Парижской Богоматери сохранились два барельефа на эту тему. Поскольку доподлинно неизвестно, как выглядел образ Богородицы, пред которым молился преподобный Феофил, иконография Богоматери «Взыскание погибших» очень разнообразна. Но все иконы различных списков с таким названием относятся к третьему типу богородичных образов, имеющих наименование «Елеуса», то есть – «Милостивая». Это наиболее лиричный тип иконографии, заключающий глубокую богословскую идею: Богородица, ласкающая Сына, предстает в нем как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Также все иконы «Взыскание погибших» имеют характерные черты: Пресвятая Матерь Божия, чуть наклонив голову, придерживает Богомладенца сомкнутыми руками в вертикальном положении. Спаситель, прижавшись к Ней, держится рукой за шею. Его ноги видны из-под облачения. На Руси образ с таким названием получил известность в средине XVII века, почитание же его началось с XVIII века. И, конечно же, этому предшествовала чудесная история избавления от гибели человека.

Калужский крестьянин Федот Обухов, сбившийся с пути в зимнюю вьюгу, замерзая, уже не чаял остаться в живых и из последних сил взмолился к Божией Матери, обещав в случае спасения от гибели подарить приходскому храму с. Бор, который он посещал, список этой иконы. Удивительным образом тотчас же его сани оказались у соседней деревни – и жизнь крестьянина была спасена. Федот Обухов выполнил свое обещание. С этого момента Борская икона «Взыскание погибших» многократно прославлялась чудесами. Так, в 1871 году при внесении ее в город Серпухов там прекратилась свирепствовавшая в то время эпидемия холеры. К сожалению, список Борской иконы, изготовленный по обету крестьянина, исчез при разрушении храма с приходом богоборческой власти. Однако известны и другие списки чудотворных икон «Взыскание погибших». Например, из села Малижина Харьковской губернии, которая была явлена в 1770 году, из села Красное Черниговской губернии, из Воронежа.

Очень интересна история Московского списка этой иконы, находящегося в храме Воскресения Словущего. Характерной его особенностью является то, что Богоматерь изображена на нем с непокрытой головой. Этот образ был написан итальянским мастером и принадлежал одной московской дворянской фамилии. Последний ее владелец разорился, овдовел и остался с тремя дочерьми. Впав в полное отчаяние, он запил и чуть было не довел себя до самоубийства, но вовремя опомнился и обратился к Божией Матери с мольбой о помощи. Его смиренные и усердные молитвы были услышаны, и семья оказалась спасенной от нищеты и позора. Дочери вышли замуж, а благодарный отец, считая себя недостойным хранить подобную святыню в доме, передал икону «Взыскание погибших» одному московскому храму. Эта икона пережила и революционное лихолетие, и атеистическое засилье. От нее пытались избавиться, разрубив на части, но икона была вновь обретена и восстановлена. Она горела в огне, но стихия оказалась бессильной перед этой святыней.

Икона из храма храме Воскресения Словущего

Поток чудес по молитвам образу Богоматери «Взыскание погибших» продолжается и в наше время. Вот еще одна поразительная история из недавнего прошлого, произошедшая более двадцати лет назад, о женщине, получившей помощь после своих молитвенных обращений и служения акафиста этой иконе. В соседнем подъезде дома, где поселились мои родители, жила многодетная семья. Отец семейства был инвалид с весьма тяжелым характером. Все заботы относительно материального обеспечения, содержания дома и воспитания детей лежали, в основном, на его жене Анне. Она работала на трех участках дворником, чтобы поставить на ноги детей. Анна Емельяновна, в отличие от своего супруга, была верующей. В те времена, когда в обществе царила безбожная идеология, ей приходилось частенько терпеть насмешки и унижения не только от окружающих, но и от своего мужа. Тетя Аня, оставаясь всегда приветливой и отзывчивой ко всем, терпеливо все это сносила. Как настоящий православный человек, она каждое воскресение в любую погоду спешила в храм. К тому моменту, когда случилась эта история, дети уже выросли, старшие переженились. Однако оставался у Анны Емельяновны один постоянный предмет беспокойства – ее младший сын Федька, который не только имел свое собственное представление о Боге, но и регулярно вступал в дискуссии с матерью по поводу ее религиозности. У Федора было свое видение жизни. С раннего детства он был одержим заветной мечтой – летать как птица, чтобы быть ближе к небу. Федор увлекался дельтапланеризмом. Каждый раз, когда он отправлялся на очередной полет, у тети Ани замирало сердце в ожидании неприятностей. Ведь сын частенько возвращался с тренировок с какими-то травмами. Но его это нисколько не останавливало. Федор не только летал на дельтаплане, а еще и самостоятельно занимался конструированием различных моделей, пытаясь их усовершенствовать.

Однажды он, чтобы не выслушивать наперед нравоучений матери, сказал ей, что идет с друзьями в поход, и, пообещав вернуться через пару-тройку дней, уехал на тренировку в другую область. Однако последний Федькин полет не задался. Дельтаплан, задев выступ какого-то возвышения, упал вместе с Федором и разбился в очень неудачном месте. Полуживого, с множественными травмами почти в беспамятстве и без документов Федьку нашли туристы. В ближайшей больнице его как могли собрали, можно сказать, по частям. Тетя Аня ничего этого не знала, но почувствовала, что что-то случилось, особенно, когда Федя вовремя не вернулся. Она забила тревогу и обратилась к знакомым сына в надежде выяснить правду. Но никто толком ничего не смог разъяснить и развеять ее сомнения, а время шло. В отчаянии Анна Емельяновна поспешила в храм за советом к священнику. Было решено отслужить молебен с акафистом иконе Божией Матери «Взыскание погибших». Возвратившись вечером из церкви, она позвала свою дочь, жившую по соседству, и вместе с ней всю ночь напролет, стоя на коленях, со слезами на глазах неистово молилась Пречистой, умоляя послать ей хоть какое-то известие о сыне и помочь ему, если он попал в беду.

То, что случилось потом, иначе как чудом, не назовешь! На третьи сутки Федор, который, согласно прогнозам врачей, вряд ли бы остался жив, пришел в себя. Анна Емельяновна, получив известие, помчалась к своему непослушному чаду. На удивление всех, Федор поправился и, естественно, с дельтапланеризмом закончил. Лет семь после всего случившегося я не видела ни Анну Емельяновну, ни ее сына, потому что мы переехали в другое место. А потом случайно мы встретились в одном из киевских храмов, и она мне рассказала, что Федор подвизается послушником где-то в Черниговской области на восстановлении мужского монастыря. Она была очень рада, что ее сын наконец-то понял: чтобы быть ближе к небу, не обязательно уметь летать как птица.

Можно много рассказывать о чудесах, которые происходят по молитвам этому образу. К этой иконе обращаются в самых различных случаях и в самые трудные минуты жизни: в бедах, в болезнях, скорбях, в отчаянии – когда уже совсем нет надежды. Молятся потерявшиеся и потерявшие, заблудившиеся и заблудшие, и всегда находят помощь и утешение. Святитель Илия Минятий (1669–1714), епископ Керники и Калаврита, в одном из своих Похвальных слов говорил о Богоматери так: «Разве ты не знаешь, христианин, что одна слеза Матери, этой благодатной Матери, заглаживает много грехов? Одного Ее предстательства, одного слова, одного мановения достаточно, чтобы преложить весь Божий гнев и негодование на милость и благоутробие. Только прибегни к Ее покрову, проси Ее помощи, надейся на Ее предстательство и будь уверен, что если ты держишься за такой якорь, ты не погибнешь».

Валентина Новикова

Опубликовано: Wed, 17/02/2016 - 12:15

Статистика

Всего просмотров 885

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle