Правда и мифы о священниках

Сайт Горловской и Славянской епархии

Как меняется жизнь священника после рукоположения?

Обязан ли он быть не таким, как все? Какие запреты налагает священный сан? Позволительно ли духовенству быть богатым и откуда в Церкви мерседесы? Открывается ли священнику воля Божия о человеке и допустимо ли испрашивать его благословения на каждый шаг в своей жизни? О богатых и бедных среди священников, занятиях, совместимых и несовместимых с саном и подлинном предназначении вступившего на этот путь.

Откуда у священников мерседесы?

Образ «попа на мерседесе» по сей день остаётся трендом в новостях и телепрограммах. Тема богатства священников очень сильно раздута. Зачастую всё преувеличено. Начнём с автомобиля. Зачем священнику авто? На священника возложено очень много обязанностей, и его день очень насыщен. После литургии — совершение треб, посещение больниц, погребения, венчания, крещения, беседы в школе, посещение домов престарелых, исправительных колоний… В наше время священник без машины просто никуда не успеет. «Не роскошь, а средство передвижения». Когда у меня сломалась машина, я никуда не успевал. Ездить на такси довольно дорого.

Теперь о марках автомобилей. Некоторые советуют священникам передвигаться чуть ли не на самокате или велосипеде, либо на автомобиле, которому тридцать или больше лет и который дольше чинится, чем ездит. Это тоже неправильно. Я служу в довольно небедном городе (особенно до войны). Однако среди нашего духовенства нет ни одного священника на мерседесе. Я не вижу таких священников, которых показывают по телевизору — что вот, у кого-то мерседес, у кого-то гелендваген, кто-то носит гуччи или армани. У нас таких нет.

Священник — «срез» паствы, среди которой он служит. Если на его приходе очень обеспеченные прихожане, либо он живёт в крупном, богатом городе, где его родственники занимаются бизнесом, он может купить себе авто подороже, которое не будет ломаться каждый месяц. У нас много священников, которые служат на сельских приходах. Там прихожане победнее. В храме убогое убранство, а священник ездит на скромной машине.

Бывают такие священники, которые, получив от спонсоров или богатых родственников в подарок дорогое авто бизнес-класса, кичатся этим и не собираются пересаживаться в автомобиль поскромнее. Это вызывает негодование у людей: они не понимают, почему, не имея соответствующего собственного дохода, он ездит на таком дорогом авто. Как правило, такие люди — случайны в Церкви. Их немного, они выделяются из среды остальных священников, на них обращают внимание телерепортёры, каждый такой случай раздувается максимально сильно и широко освещается в прессе. Я тоже категорически против этого выступаю. Мне кажется, машина должна быть хорошей, надёжной, но недорогой. Я бы призвал таких священников подумать о том, что они вводят людей в смущение.

У большинства же священников автомобиль — просто его рабочая лошадка. Ланосы, шевроле, рено — самые обычные и скромные авто, которые на улицах города не вызывают никакого удивления. На таких ездят врачи, учителя, рабочие заводов. Посмотрите на авто вашего священника: как правило, оно среднего ценового сегмента.

Бывает, что человек приезжает в Святогорскую лавру и видит там множество дорогих авто. Он думает, что это всё машины духовенства. На самом деле на большие праздники в лавру съезжаются и очень богатые гости, и депутаты всех уровней. У лавры стоят их автомобили.

Многие смотрят, на каких машинах ездят архиереи и патриарх, которым авто бизнес-класса положено по статусу — для того, чтобы их воспринимали в высших кругах власти, где им приходится решать важные для Церкви вопросы, — и думают, что все абсолютно священники богаты. Но это не так. Поедьте в Озеряновский храм и посмотрите, в каких условиях там служит священник, в Никитовку, на Гольму, в Кондратьевку, на Бессарабку. Поверьте мне, ни о каких мерседесах там речи не идёт. Кто желает, приходите ко мне в гости. Я живу в самой обычной квартире, езжу на самой обычной машине и у меня нет никаких миллионов.

Представьте, если патриарх или митрополит приедет на таврии или на жигулях на встречу с президентом. Это вызовет только смех и непонимание. Патриарх — глава Церкви. По нему судят о всей Церкви — собрание ли это только каких-то малограмотных крестьян, бедняков, или же к ней почитают за честь принадлежать люди влиятельные, высоко эрудированные и успешные.

В Церковь всегда стремились приносить всё самое лучшее. Посмотрите на лампады в Храме Гроба Господня, на украшения киотов многих икон. Раньше киоты и лампады наших храмов украшали драгоценными каменьями и золотом, сегодня стараются покрыть даже дешёвый металл позолотой. Не допускалось, чтобы лицо Церкви выглядело нищим и убогим. Такие люди, как патриарх Сербский Павел, который ездил на троллейбусах — это исключение из правил. Подобные явления осуждают и обсуждают, пытаются принять или относятся с откровенным непониманием.

Теперь об одежде и богослужебных принадлежностях. Как и любая качественная вещь, они стоят определённых денег. Подрясники, например, стоят недёшево. У меня и многих других священников их два. Я их ношу по нескольку лет.

О «толстых попах»

По интернету ходит фотография, где очень полный священник благословляет худенькую женщину. Все смеются и комментируют, но мало кто знает, что у этого священника очень тяжёлая болезнь — сахарный диабет, — из-за которой у него полнота. Людям это неинтересно, им нужно посмеяться. У многих священников нарушен обмен веществ: они проводят много времени на ногах. У кого-то сахарный диабет, у кого-то язва желудка. Большинство священников в нашей епархии — худые, а если у кого-то проблемы с весом, то, как правило, у него проблемы со здоровьем.

Толстых священников обвиняют в том, что они много едят, а прихожанам велят строго поститься. Это тоже надуманно. Никогда не позволю себе наложить на кого-то строгий пост. Наоборот, перед началом каждого поста я объясняю своим прихожанам, что поститься мы должны по силам. Я знаю, что точно так же поступают и все остальные священники, с которыми я общаюсь. Я также знаю, что все мои знакомые священники сами неукоснительно соблюдают посты. Они также строго соблюдают евхаристический пост перед каждой литургией.

Богатство — не порок?

Может ли вообще священник быть заметно богаче своих прихожан? Каждый священник, прежде всего, — человек. У кого-то есть талант к ораторству, и он становится популярным проповедником. Кто-то прекрасный строитель, кто-то организатор, и у него на приходе всевозможные кружки и разнообразные формы досуга. У кого-то есть предпринимательский талант, и он открывает на своём приходе производство иван-чая, натуральных восковых свечей или ещё чего-то. Если благодаря своим талантам священник смог заработать какие-то средства, его долг — тратить их, прежде всего, на нужды своего прихода. Если он будет тратить их только на свою семью, при этом его храм остаётся в плачевном состоянии, я это осуждаю.

Замечательно, если священник может заработать средства своим трудом. Главное — чтобы при этом на его приходе всё было отлично и там собиралась дружная община. Но если храм требует ремонта, не работает воскресная школа, нет библиотеки, а священник купит себе дорогое авто — на такого священника, в первую очередь, обратит внимание священноначалие и сделает ему строгий выговор.

У каждого священника есть семья и родственники, поэтому он может обладать «лишним» имуществом — иметь вторую квартиру либо дачу, если ему это оставляют в наследство или ими владеет его супруга. Священник живёт по тем же законам, что и всё остальное общество. Ничего плохого в этом нет. В нынешних условиях дача поможет священнику выжить, а квартира избавит от необходимости копить на жильё для своих детей.

Быть священником — легко?

С одной стороны, у городского священника при соборе больше обязанностей, послушаний и больше постных дней, чем у сельского. С другой стороны, священник в селе думает о том, как отопить храм, где взять средства на жалование сотрудникам из скудного храмового дохода. Говорить, что какому-то священнику легко служить, я бы не стал. Я служил и в соборе города Славянска, и на сельском приходе, могу сравнивать и утверждать, что лёгкого служения нигде нет.

Большое заблуждение — думать, что если в сельском храме службы проходят лишь раз в неделю, в остальное время священник там сидит и скучает. Я служу в прифронтовом посёлке Зайцево. Расскажу о том, как проходит неделя обычного сельского священника. Вечер пятницы и субботы — всенощное бдение, утро субботы и воскресенья — литургия. Среди недели — молебен. Участие в общегородских богослужениях в соборах. Обязательно богослужения во все праздники. Требы. Забота о каждом члене общины. Постоянная забота о том, чтобы достойно содержать свой храм. Где найти средства на то, чтобы отопить здание? Как выплатить в срок жалование хористам, свечницам, просфорнице? А если зданию нужен ремонт?

Я бы не сказал, что это чересчур лёгкий труд. Если кто-то желает попробовать себя на этом поприще — пожалуйста, милости просим. Окончите семинарию и приезжайте служить в село. Это работа с самой скромной зарплатой и очень многими обязанностями.

Зная нашего правящего архиерея, могу с уверенностью сказать, что если вдруг у нас появится приход, где «всё уже сделано» и священник целыми днями просто сидит на лавочке и радуется жизни, то такой настоятель у нас долго не задержится. Всё переделать никогда не возможно. Даже если храм уже построен, должны развиваться хор и воскресная школа, проводиться миссионерская и просветительская работа.

У каждого священника нашей епархии есть социальная карта прихода, где отмечены детские дома, садики, школы, больницы, интернаты для престарелых людей и инвалидов, исправительные колонии и прочие учреждения, которые он обязан посещать. Не просто приезжать раз в неделю послужить, а принимать самое активное участие в их жизни и откликаться на их нужды. Многие священники ведут занятия по христианской этике в школах, выступают перед студентами иняза и других учебных заведений.

Кем может быть священник?

Зачастую священник сегодня не только не владеет мерседесами и прочими предметами роскоши, но и вынужден работать ещё кем-то для того, чтобы прокормить свою семью. При этом есть работа, совместимая с саном священника, и несовместимая с ним по моральным соображениям. Например, священнику нельзя быть актёром. Лицедейство не подобает священному сану. Такие примеры, как Иван Охлобыстин, всегда будут вызывать общественный резонанс. Я ни в коей мере не пытаюсь осуждать его жизнь, но лично для меня эти профессии несовместимы.

То же касается депутатской, судебной, прокурорской должностей. Священник не может судить и иметь властных полномочий. Это каноническое правило. Не всяким бизнесом ему можно заниматься. Бизнес, основанный на спекуляции, ростовщичестве для священника неприемлем. Мне никогда не встречались священники-полицейские или пожарные. Я думаю, что священник не сможет заниматься такой работой, которая будет отнимать практически всё его время. Как говорится, Богу Богово, а кесарю кесарево.

Вопреки распространённым предрассудкам, священник может быть охотником или рыбаком. Заповедь «не убий» общая для всех христиан, при этом христиане могут охотиться или держать собственное хозяйство и, например, зарезать курицу для супа. Некоторые думают, что священнику нельзя даже убить комара. Скажу честно, что не убиваю комаров, а ловлю их пылесосом, но о таком запрете не слышал.

Некоторые думают, что священнику нельзя работать врачом, чтобы ненароком не убить человека. Но у нас на слуху прекрасный пример ведущего хирурга, по учебникам которого продолжительное время преподавалась гнойная хирургия — святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Сегодня он причислен к лику святых. Очень много прославленных Церковью святых угодников тоже были врачами.

Священник может обороняться от преступников, защищать свою или чужую жизнь. Если он видит беззаконие, угрозу жизни кому-либо, как гражданин, он обязан этому помешать. Я не вижу необходимости священнику носить оружие, но вызвать полицию и помешать преступнику — его святая обязанность. Помимо того, что он священник, он также и законопослушный гражданин.

Что будет, если, обороняясь, священник убьёт человека? Такие вещи рассматривает церковный суд. В Евангелии сказано: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). Многие священники принимали участие в обороне городов и сёл в годы Великой Отечественной войны. Говорить о том, что священник не может противиться преступлению и должен подражать примеру преподобного Серафима Саровского, подчинившегося разбойникам, было бы неправильно.

Не боятся священники и водить автомобиль, хотя это тоже связано с риском для жизни. Единственное, если священник едет причащать больного, желательно посадить за руль кого-то другого, потому что он должен быть сосредоточен только на Святых Дарах, которые везёт.

Я знаю священников, которые владеют несколькими языками и занимаются переводами. Некоторые пишут статьи и даже художественные книги. Сельские священники стремятся что-то делать своими руками. Они вырезают из дерева двери, рамы, делают мебель. Священник может возглавить иконописную мастерскую, цех по производству свечей. Есть священники, которые работают в школе или даже подрабатывают в такси, чтобы выжить.

Не доисторический динозавр

Может ли священник заниматься спортом или быть болельщиком? Есть азартные виды спорта, где делают ставки, играют на деньги. Тогда человек волей-неволей впадает в грех. Болеть за любимую команду тоже можно по-разному. Если есть раздражение, гнев, злость, агрессия, это неприемлемо. К самому спорту я отношусь с большим почтением. С детства я занимался футболом, посещаю бассейн. Здесь нет запретов.

По поводу настольных и компьютерных игр — играть на деньги недостойно священника. Карты и прочие азартные игры также под запретом как те, которые будят в человеке страсти. Компьютерные игры тоже бывают разными. Есть те, где пропагандируется жестокость, льётся кровь. А есть популярные игры в «танчики» с техникой времён Великой Отечественной войны или «корабли», вполне безобидные. Есть масса интересных стратегий — всевозможных империй, цивилизаций. В них есть возможность подучить иностранный язык, развить мышление.

Я только «за», если священник в курсе интернет-игр и может об этом поговорить с молодёжью, которая приходит в его храм, объяснить, что хорошо, а что нет. Очень важно, чтобы в глазах молодых прихожан священник выглядел не неким динозавром доисторической эпохи, который вообще не разбирается в реалиях современной жизни, а был человеком образованным и понимал, о чём идёт речь.

То же касается и выхода священника в интернет. Сегодня в соцсетях мы видим массу не просто священников, но и монахов, иеромонахов, архимандритов, епископов и митрополитов. Они активно несут свою миссию проповеди о Христе через интернет. Очень важны форумы, где священники могут узнать мнение других по тем или иным актуальным современным вопросам, разные точки зрения.

Сегодня весомая часть общественного служения священника приходится на интернет. Задать священнику вопрос в интернете гораздо проще, чем уделить этому время в реальной жизни, приехав в храм и дождавшись, когда у него появится свободное время.

Распространённый образ семьи священника в сознании многих верующих — супруга в длинной серой одежде до пят и куча детей. Неверно считать, что священник должен иметь много детей, осуждать его за малодетность или бездетность. Этим мы уподобляемся иудеям, которые осуждали родителей святого пророка Иоанна Предтечу и других праведников за бездетность. Всё совершается в нашей жизни по воле Божией.

Часто Господь испытывает веру людей и даёт им детей в более позднем возрасте. Семья священника не может, например, как думают некоторые, рожать каждый год по ребёнку. Не допуская и мысли об аборте, священник и его супруга заботятся о своём здоровье и знают физические силы своего организма.

Стиль священника и его семьи в обычной жизни тоже может быть достаточно современным и при этом оставаться скромным. Например, носить длинную бороду вовсе не обязательно. Это форма миссионерской проповеди: православный — не значит древний динозавр.

И не святой с иконы

В обычной жизни мы ничем не выделяемся среди остальных людей. Нам можно держать домашних животных. Например, у меня в квартире живёт маленькая собачка. На отдыхе мы ходим в футболке и шортах. Я знаю некоторых, которые купаются и ходят по пляжу только в подряснике и вызывают этим шок и недоумение у окружающих. Они заходят в воду, а подрясник плавает вокруг них таким чёрным кругом. Люди рядом не понимают, что происходит и зачем это нужно. Так делать вовсе необязательно.

Если погода жаркая и я не за рулём, я могу выпить бокал холодного пива. Зайти в ресторан, бар или кафе. При этом священник всегда остаётся священником. Если он видит в каком-то месте распутство, неподобающее поведение остальных отдыхающих, слышит непристойную музыку, он должен уйти: священнику недостойно находиться в таком месте. Но послушать хорошую музыку, посмотреть хороший фильм он может.

Нет запрета православному священнику общаться с инославными, в том числе духовными лицами, посещать с целью экскурсии инославный храм, мечеть или синагогу. Есть запрет на совершение богослужений в этих местах. Многие православные паломники посещают католические храмы, где хранятся мощи наших святых.

Конечно, многие вещи, которые разрешены мирянину, священник себе позволить не может. Это касается выбора занятий, посещения различных мест. Священник не будет танцевать у всех на виду на общественной дискотеке.

В остальном священник — такой же человек, как и все. Он может смотреть любые фильмы и читать любые книги. Здесь он руководствуется теми же нравственными законами, что и мирянин. Я, допустим, очень люблю фантастику. Апостол Павел сказал: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6:12).

Священник — самый обычный человек, а не святой с иконы. Мы не католики и не верим в непогрешимость кого-либо. Считать православного священника прозорливцем, специалистом в любой области, требовать, чтобы он вмешивался в чужую семейную жизнь и решал за людей их вопросы, связанные с работой или воспитанием детей — абсолютная глупость. Привлекать священника буквально во все области своей жизни, спрашивать, куда поступить ребёнку и когда посеять хлеб, какой купить телевизор не стоит. Священник — не специалист во всех областях. Его задача — служить у престола Божия, совершать Божественную литургию, проповедовать Христа и нести те послушания, которые возложены Церковью.

Протоиерей Николай Марковский

Опубликовано: Thu, 30/07/2020 - 21:51

Статистика

Всего просмотров 1,873

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle