Род лукавый и прелюбодейный: почему он не получит знамения?

Люди будут распинать Христа, сколько бы раз Он не приходил к ним.

Когда Спаситель ходил по земле Своими ногами, Он сотворил достаточно чудес, чтобы человечество пало ниц и пошло за Ним. Христос пришел на Ближний Восток, в сердце планеты. Иудейская страна связывала римлян-властителей мира, купцов с востока, язычников из Африки, странников с севера, а также была местом обитания богоизбранного народа. Никаких технологий, только власть редактировать реальность по Своей Воле – и этого должно было быть достаточно, чтобы подтолкнуть людей поверить, что перед ними Бог.

Но почему-то богоизбранный народ, в особенности его элита, в упор пытались не замечать чудес, совершенных Христом. Исцеленные от паралича, возвращенные к жизни и очищенные от злых духов недужные как будто не были наглядным примером проявления Божественной силы в Спасителе. Он подкреплял Свою проповедь, и без знамений проникавшую в сердца желающих слышать, чудесами. Но фарисеи, даже столкнувшись с очевидной неотмирностью Христа, искали в Нем изъяны. Римляне как будто не обращали внимания. И все отказывались верить в Мессию здесь и сейчас, требуя от Спасителя других чудес, сообразных с собственным (ключевое слово) представлением о Боге.

Чудеса совершали апостолы, отцы-пустынники, святые более поздних веков. Богородица и праведники Божии являлись перед тысячами людей в судьбоносные моменты истории, эти факты фиксировались, но позже ставились под сомнение. По молитвам верующих и в наши дни, у себя дома или перед мощами святого, происходили чудеса исцелений. Но сколь бы много ни происходило явных знамений силы Божьей, они безнадежно наталкивались на равнодушие или скепсис лукавого и прелюбодейного большинства.

Хлеб и зрелища – чудовищный инструмент по «откачке» из человека духовной энергии. Он, как ненасытный потребитель, постоянно ищет чего-то нового, подпитывающего собственное любопытство. При этом, какими бы изощренными и новаторскими ни были предлагаемые ему новинки жизни, он очень быстро будет терять к ним интерес, медленно погружаясь в уютную апатию. По такому маршруту безысходности идут люди, привыкшие жить в угоду своей плоти (как это ни банально звучит), не пытаясь сделать усилий для реанимации души. Если брать собственное «я» за единственно верный центр истины в мире, то Бог будет бессилен что-либо сказать такому человеку. И Христос опытно проверил это утверждение.

Смотрите: Он совершил довольно чудес, которые были нонсенсом для своей эпохи. У нас возникают серьезные вопросы, почему же не большинство, а лишь меньшинство современников Спасителя, у которых на глазах происходили необычные события, уверовали во Христа? И мы возвращаемся к особенностям внутреннего устройства людей. Проблема не в чудесах и степени их необычайности. Проблема в настройках души человека.

Ну, представьте, что Спаситель пришел сегодня к нам подобно Своему первому Пришествию. Страшно подумать, какой будет реакция даже верующего сообщества на это. На данный счет хорошо поразмышлял в своей книге «Второе распятие Христа» священник Валентин Свенцицкий. Люди либо готовы отвергнуть собственный эгоизм и последовать за Богом, во всем Ему доверяя и пытаясь прислушаться к шепоту Спасителя в сердце, либо настолько привязаны к личному самомнению, что никакие знамения не убедят их искренне следовать заповедям Божиим.

Христос потому и пришел не во славе, потому что ожидал от людей свободного выбора. Сотворенные по образу и подобию Божию, мы не можем достигнуть подлинной гармонии без уподобления Создателю. Приди Бог сразу во славе, с молниями и херувимами, люди, наверное, коллективно пали бы ниц и внешне обязательно бы присягнули Господу. Но тогда бы никакого дела спасения не произошло. Страх, сила, принуждение – эти термины чужды христианству. Страх вообще есть оружие дьявола, а потому оно неприемлемо для Бога. Напугать людей означало бы закупорить в них те творческие ресурсы, что нужны были для духовного перерождения из падшего в богоподобное состояние. Испуганное человечество не смогло бы увидеть Бога-Любовь среди громов и молний.

Поэтому Спаситель и предупреждает лукавый и прелюбодейный род людей, что никаких специальных знамений, персональных и подогнанных под их желания, Он давать не будет. Если бы Христос и сделал что-то подобное, обслуживая не насущную потребность искренних людей (например, просивших исцелить близкого при смерти), то это было бы впустую. Наверное, и у читателя есть немало личных примеров, когда индифферентный к вере человек после случившейся неприятности бежал в церковь, вымаливал себе решение проблемы, а через какое-то время снова духовно охладевал. Потребительское отношение не сломаешь никакими чудесами. Обстоятельства могут лишь подтолкнуть человека к добровольным духовным переменам. Выбор в пользу Бога он делает самостоятельно или крепко стоит на равнодушно скептической позиции, до последнего отрицая очевидное, не веря в невидимое и ожесточенно продолжая распинать Христа своими заблуждениями.

Владимир Басенков

Теги

Социальные комментарии Cackle