Что нужно вспомнить в праздник Входа Господня в Иерусалим

Проповедь епископа Сильвестра (Стойчева), ректора Киевских духовных школ.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Только что, дорогие братья и сестры, мы услышали евангельский отрывок (Ин. 12:1–18), который повествует о Входе Господа Иисуса Христа  в Иерусалим. Данное торжественное действие тесно связано с другим событием, произошедшем накануне, – с воскрешением Лазаря. Именно воскрешение Лазаря вызвало среди иудеев такое удивление, что народ ликовал и прославлял входящего во Святой град Иисуса Христа.  Ведь чудо, какое совершил Христос, никто и никогда прежде не совершал, потому что это под силу только одному Богу.

Из Священного Писания известно, что Иисус Христос был другом семьи Лазаря, его сестер Марфы и Марии. И после чудесного воскрешения их брата Марфа и Мария всем сердцем восприняли Христа как Спасителя, как Мессию. Именно этим можно объяснить факт помазания Марией ног Христа миром, о котором говорится в сегодняшнем Евангелии.

Это обычай страны, где жарко и где в то время люди в основном ходили пешком, а значит, утомляясь и придя в помещение, первым делом омывали ноги. Гостеприимные хозяева также предлагали гостю умыть ноги, дабы человек мог освежиться. Особо почитаемым гостям предлагалось не просто омыть ноги, но и помазать их маслом.  Поэтому и Христу, как особо дорогому и почетному гостю, ноги помазали миром, то есть благовонным маслом. Но, как видно из Писания, один из учеников возмутился этому. Апостолом, высказавшим свое негодование, был Иуда Искариотский.

Однако Спаситель одобряет действия Марии и говорит, что тем самым она приготовила Его к погребению. Христос показывает: то, что всем казалось знаком уважения к особому гостю, на самом деле было Его приготовлением к смерти, так как тела умерших после смерти тоже умащали миром (ср. Мк. 16:1).
Иуда предложил якобы благое применение тому миру, которое было вылито на ноги Христу: его можно было продать, а вырученные деньги раздать неимущим. Но при этом в его сердце вовсе не было любви к бедным, а говорил он из зависти и только для того, чтобы упрекнуть Своего Божественного Учителя и Его благочестивых друзей. В сердце Иуды уже скрывалась неприязнь и ненависть ко Христу, и все, что люди делали доброго для Христа, воспринималось Иудой отрицательно.

На следующий день после этого совершился торжественный Вход Господа в Иерусалим. Именно это событие мы сегодня вспоминаем. В этот день Христа, грядущего на смерть ради спасения человека, народ встречал как никогда раньше: с пальмовыми ветвями, восклицаниями и постилая пред Ним свои одежды.

Это действие Христово имеет глубокий богословский смысл. Сам вход Господень в Иерусалим предсказан был ветхозаветным пророком Захарией, который говорит: «Се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9).
По обычаю того времени иудеи на религиозные праздники входили в Святой Город пешком. Однако в Ветхом Завете в Книгах Царств встречаются рассказы о том, что в некоторые моменты именно цари Израилевы въезжали в Иерусалим – и перед ними торжествующий народ стелил одежду. 

Чтобы понять суть происходящего, следует обратить внимание на один очень существенный аспект. Христос до этого нигде и никогда не принимал славы от людей. Он всегда пытался уйти от нее, скрыться. Когда Христос творил те или иные чудеса, что Он повелевал? Он запрещал всем говорить о Себе и о сотворенных чудесах. Почему Он так поступал, почему скрывался? Потому что образ Его служения был связан со смирением и кротостью. Как говорил Сам Христос: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28). Именно поэтому вся земная жизнь Господа Иисуса Христа была уклонением от славы. Он не искал славы, почитания или возвеличивания. Это все было противно духу Его служения. 

Почему Христос в конце Своего земного служения решается войти в Иерусалим со славой, ведь это событие, как кажется, идет вразрез со всей предыдущей жизнью Христа? Грядущий тем самым показывает, что именно Он – долгожданный Мессия, Спаситель мира. Своим торжественным входом в Иерусалим Христос открывает то, что Он и есть истинный Царь и Властитель мира, Он тот Мессия, Которого ожидали тысячелетиями.

В православном богословии есть учение о тройственным служением Христа, то есть Господь наш Иисус Христос проявил Себя в трех основных священных служениях: как царь, как пророк и как первосвященник.

И вход Господень в Иерусалим – это открытое указание на Царское служение!
В то же время Христос понимал, что ликование и восклицание иудеев: «Осанна, сыну Давидову!» – довольно скоро сменятся на крики: «Распни Его!». И в этом также, и даже в большей мере, открывается кенозис, то есть самоумаление, Христа. 

Скоро будут читаться Страстные Евангелия, где очень ярко изображено, как римские солдаты насмехались над Христом и издевательски иронично наклонялись перед Ним на колени и говорили: «Радуйся, Царь Иудейский» (Ин. 19:3). Это насмешки солдат можно понять только в контексте Входа Господнего в Иерусалим, ведь воины знали, что еще пять дней назад Христа встречали с ликованием. Тем самым солдаты как бы говорили Христу: «Вот видишь, чем закончилось Твое славное вхождение в город!» Нельзя сполна понять Страстную Пятницу без Входа Господнего в Иерусалим, нельзя понять того крайнего унижения, которое принимает Христос, без вот этого ликования в день Входа Господнего в Иерусалим.

Христос входит в Иерусалим за 6 дней до иудейской Пасхи. Согласно обычаю того времени именно в это время выбирался агнец, которого должны были заклать и съесть в этот Праздник. Святые отцы, например, свт. Амвросий Медиоланский, в том, что Христос входит в Иерусалим именно в тот день, когда выбирают жертвенного агнца, видит символическое указание на грядущую жертву Христа, который, как говорится в Писании, есть Агнец, закланный от создания мира (Откр. 13:8). 
Господь наш Иисус Христос – Бог «любви и мира» (2 Кор. 13:11), и потому хоть и показано Его величественное царское служение, однако въезжает Он не на боевых конях, а на ослике, что показывает Его как Царя кроткого.  

Сегодня нам, стоящим в память этого события с ветвями в руках, это напоминание еще раз о пути Христовом. Даже в славе Он кроткий. Так и мы, братья и сестры, смотря на Царя нашего Иисуса Христа, будем подражать и следовать ему, понимая, что не славным и могущественным обещано Царство Небесное. Богу угодно сделать наследниками Царства Небесного не властных и сильных, но добрых и кротких. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», – говорит Писание (Мф. 5:5), землю обновленную, землю, очищенную от греха и страданий, землю, которую Писание называет новой землей (Откр. 21:1). 

Дорогие братья и сестры, сегодняшней праздник радостный, ликующий. Но давайте еще раз вспомним: Вход Господа в Иерусалим – это вхождение на страдания! Пусть сегодня наши сердца ликуют, но наши мысли пусть помнят слова Христовы: «Возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Следование со Христом и за Христом не с ветвями, а с крестом! Кто думает, что просто за Христом можно пройти в Царствие Небесное, восклицая «осанна» и неся ветки, тот горько ошибается. Того постигнет страшная участь, подобная Иуде и распинателям Христа, которые соблазнились о Нем. Войти в Пасхальную Радость Христа можно, только пройдя с ним Голгофу! Аминь! 

Опубликовано: Fri, 15/04/2022 - 12:34

Статистика

Всего просмотров 4,216

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle