Молитва в жизни современного человека

Что делать человеку, который потерял молитву?

Для этого нужно быть хоть немного похожим на Господа. Мне всегда вспоминается по этому поводу одна история. Как известно, одно из моих дел –  преподавание в различных университетах. И как-то после лекции ко мне подошла моя студентка, девушка двадцати пяти лет (не удивляйтесь: она получала второе высшее образование православного педагога и вместе с ней учились также люди, значительно превосходившие её по возрасту), и попросила поговорить. Разговоры со студентами – моя всегдашняя радость. Она рассказала, что уже пять лет ходит в храм и даже поёт на клиросе, но никогда в жизни не имела живого чувства того, что Бог есть, и не знает,  как это – Его чувствовать.

Тогда я предложил ей в один из ближайших дней вместе со мной отправиться волонтерствовать в психоневрологический интернат.

–  Для чего? –  удивилась она, –  и как это относится к моей проблеме?
–  Увидите, – отвечал я, и мы условились о встрече.

Волонтерский труд пришелся ей по душе. Она жалела больных, радовала их в тот день вместе со мной. Так мы провели полдня, а когда вышли за стены интерната и отправились к остановке, студентка с удивлением сказала:

–  Знаете, я впервые в жизни ясно чувствую Его присутствие...

Что необходимо, чтобы чувствовать Бога в молитве

Это зависит от того, какой вы человек. Одна моя прекрасная студентка замечает, что особое ощущение Бога в молитве приходит к ней на берегу моря. Некий мой друг много говорит с Ним, когда по этому морю плавает в одиночестве. Иосиф Исихаст считал самым подходящим временем для своей молитвы ночь, а Иоанн Кронштадтский наиболее ценил всякий повод попросить о ком-нибудь, кто страдает.

Вслушайтесь в себя – и вы откроете то, что наиболее подходит именно вам. Ведь молитва не сводится только к словам. Молитва – это чувство удивления перед Его красотой. Это песня живой души. Поэтому если вам сейчас не хочется ничего говорить, то просто вслушайтесь в мир – и вы найдёте Его...

«Нестандартная» молитва

Героиня одного чудесного фильма сказала, что не может молиться вслух или про себя. Может только письменно. Значит, это утешение для людей, ведь они стараются молиться чинно-благородно, а можно и вот так. Нестандартно.

Молитва – это всё, что в нас обращено к Богу. Одна моя студентка как-то написала мне, что её муж разбушевался в воскресенье утром и потребовал, чтоб она сжарила ему блинов.

–  Я так и сделала, как он сказал, – заметила она, – и, конечно, пропустила службу...
–  Как же вы перенесли день без службы? – удивился я, зная её особенную любовь к каждодневной Литургии.
–  Всё очень просто, –  улыбнулась она. – Моей молитвой и в тот день были мои блины...

Молитва за иноверцев

Какая она? Можно ли православному молиться о некрещёных и людей другой веры?

Мой духовный дедушка, старец Виталий Сидоренко, имел огромный помянник, в который вписывал вообще всех, с кем был знаком. Более того, всех, о ком он читал или слышал, что им нужна помощь. Если человек уступал ему место в автобусе, старец Виталий считал себя обязанным выпросить для этого человека счастье…

А Клайв Льюис отмечал, что для молитвы необязательно даже знать имя человека, а достаточно просто сказать: «О той девушке с прекрасным лицом, которая проходила мимо кофейни в пятницу» или «О старике, улыбнувшемся мне возле парикмахерской».

Ведь молитва берет силы в любви. Мы просим о тех, кто нам по какой-то причине стал дорог. Это может быть и незнакомая девушка, которую мы больше никогда не увидим, случайно встреченная нами на улице, или унылая соседка, которую нам стало особенно жалко. Православны ли они? Вовсе нет. Но они любимы. Они нужны. А любви, когда она приходит на помощь, не свойственно спрашивать, правильно ли любимый всё понимает. Она просто приходит и дарит. Так поступает с нашим миром Христос. Так поступают и те, кто идёт за Ним.

Молитва о земных вещах

Можно ли просить Бога о таких приземленных вещах?Греховно ли желание само по себе? Например, мне жизненно необходимы, скажем, новое платье, что-то из бытовой техники или поездка на море...

Вселенная и всё, что в ней есть, создано для человека. И дело здесь не в том, хочет ли человек поехать на море или вкусно пообедать в траттории, смотреть соревнования конькобежцев по телевизору или приобрести собаку, а в том, смотрит ли он на Бога, или от Него отвернулся. Только в этом всё дело, в направлении, которое имеет человеческая жизнь.

Честертон был любителем трактиров и таверн, он ценил плотный обед и восхищался простыми радостями человеческой жизни, но при этом пребывал в постоянном ощущении Бога. И секрет его был в благодарности. Он не просто ел жареного кабана в трактире и запивал его литрами чая, не просто приносил цветы своей любимой жене, а благодарил за всё это своего Творца. И благодарность превращала любое самое обычное земное дело в богослужение.

А ведь в этом один из важнейших смыслов Литургии: чтобы мы, наполнившись светом, понесли его в окружающий мир. Вся жизнь человека может быть богослужением, даже когда он пропалывает грядки с клубникой или заваривает чай своему другу. Ещё Василий Великий писал, что всякое дело, совершаемое перед лицом Божьим, есть молитва. Потому что молитва – это прежде всего счастье о том, что Бог у меня есть...

Насколько важно положение тела при молитве

Крайне важно… Для формалистов… Для тех, кто не понимает, что молитва – это быть с Богом, а не вычитывать целые тома текстов. Потому Феофан Затворник в своё крайне формалистическое время советовал людям всегда говорить Господу хотя бы несколько слов от себя, чтобы те чувствовали, для чего вообще христианство существует, понимали, что вера – это путь к

Любимому, а с любимым не говоришь и не ведёшь себя по предписанному, разве только если предписанное совпадёт с глубинными устремлениями твоего сердца.

Приведу об этом такой диалог молодого человека из Германии (будущего инока Силуана) в Домпьере, православном монастыре в Швейцарии, в котором до 1997 года был старцем известный в Западной Европе подвижник и архиепископ Серафим Родионов, ученик самого́ Силуана Афонского.

«– Владыко, как мне молиться, какому молитвенному правилу следовать? (“Pravilo” – произносит с акцентом о. Силуан).
Он говорит:
– Что такое молитва?
Владыка был почти глухой, и я подумал, что он не расслышал.
– Нет, Владыко, я спрашиваю: как мне молиться? (Wie soll ich beten?)
– Что такое молитва? (Was ist Gebet?)
“Не слышит”, – думаю я. И снова переспрашиваю, совсем громко.
– Как, как мне молиться?
– Да, да, я понял! Что такое молитва?
– Что такое молитва? Хм… Это значит – молиться…
– Да, да, но что такое молитва?
– Молитвенное правило… Нет, не знаю, скажите.
И он сказал так просто:
– Молитва – это значит всегда быть с Богом, всегда!
Так просто!
Я хотел получить молитвенное правило, а получил – “всегда быть с Богом”. И самое волнующее – это то, что все вот эти слова – “любовь Христова”, “всегда быть с Богом – для него не были отвлеченной теорией. Когда Владыка говорил, то это просто чувствовалось – да, он всегда с Богом, всегда – в любви. Это было живое свидетельство».

Ответ Бога

Почему Бог иногда не отвечает сразу на наши молитвы и приходится просить Его годами?

Когда Бог не отвечает сразу, то это значит, что, как писал Иоанн Златоуст,  «Он готовит нам что-то лучшее, чем мы просим». Это подобно тому, как если мы, влюбившись в кого-то, думаем, что без этого человека жизнь в дальнейшем невозможна. И мы молимся, много просим Бога о помощи, а помощь, кажется, не приходит. Мы совершенно теряем этого человека, не ответившего нам взаимностью, плачем и мучаемся, но лишь спустя много лет понимаем, насколько Господь был прав.

А поскольку я воспитывался не во дворце Будды, то есть не был избавлен от страданий, то такая история существует и в моей жизни. Мне очень нравилась одна девушка из храма, куда я ходил в те годы (это было лет 20 назад), и я старался как мог завоевать её внимание, но она в течение нескольких месяцев не соглашалась на мои ухаживания, хотя и не отвергала их. Не выдержав этого мучения, я написал письмо в Троице-Сергиеву Лавру известному старцу Кириллу Павлову. В письме была просьба, чтобы старец помолился, и эта девушка ответила «да», и вышла за меня замуж. Письмо вызвалась отвезти одна моя подруга, которая как раз ехала в ту сторону. И в тот день, когда старец Кирилл прочитал мою просьбу и помолился, моя предполагаемая девушка ответила резким отказом, заметив, что у неё уже есть молодой человек и ей неловко меня обманывать…

Огорчению моему не было предела. Я так переживал, что даже заболел сильнейшей ангиной, хотя все происходило летом. Но время шло, я всё яснее видел, что у нас совершенно разные устремления в жизни, а, как замечал Конфуций: «Люди, идущие в разных направлениях, не могут быть вместе». Ей хотелось самую обычную семью, с поездками на море, с евроремонтом и со всякими подобными вещами, которые для поэта равняются смерти. Как пел об этом бард Олег Медведев:

И будет душный дом и овощное рагу,
И будет ночью – «ложись» и будет утром – «вставай»,
И что там будет ещё – предположить не могу...

Двадцать лет я молился о том, чтобы у меня появился близкий человек. Но Господь, казалось, молчал... И только через двадцать лет, встретив свою необыкновенную эльфийскую супругу, я понял, что Он знает, что делает, и тогда, когда нам кажется, что ответа нет.

Но сама история мира, Библия, жизни множества людей говорят о том, что ответ обязательно будет, если только мы останемся верными пути доброты.

Артём Перлик

Теги

Теги: 

Социальные комментарии Cackle