Что такое «рабство праведности»

Окончены пасхальные торжества, завершилось празднование Пятидесятницы, и мы вновь входим в привычный для нас богослужебный ритм.

Именно – привычный, потому что, к большому сожалению, для многих из нас духовная и церковная жизнь стала сродни некой поведенческой привычки. Для нас уже не составляет особого труда посещение богослужений. Участие в Таинствах Исповеди и Причащения также стало для нас нормой благочестивой жизни. Нам кажется, что всё уже устроено. В нашем уме создаётся впечатление, что, находясь на борту корабля спасения под названием «Святая Церковь», мы уже вполне приготовлены для вечной жизни с Богом. Но, неужели всё так просто, как нам кажется? Неужели сам факт нахождения в лоне Церкви автоматически делает нас гражданами Царствия Небесного? Попробуем сегодня разобраться в этом вопросе, предав себя на нелицеприятный суд своей совести. Но чтобы лукаво не мудрствовать в своих размышлениях – обратимся к тексту послания апостола Павла к Римлянам, которое читалось на воскресной Божественной Литургии.

Это апостольское чтение открывает перед нами панораму состояния души человека, обратившегося от греховной жизни к благочестию и ставшего верным последователем Господа. Сценарий духовного перерождения человека, описанный апостолом Павлом – это универсальная схема верного пути нашей духовной жизни. Проверим самих себя, соответствуем ли мы тому облику христианина, которого ожидает от нас Спаситель Христос.

«Освободившись же от греха», - пишет апостол, - «вы стали рабами праведности» (Рим. 6,18). Это необычное выражение не сразу воспринимается даже церковным человеком. Тем более – оно вызывает волну нареканий со стороны светского общества. «Какое рабство!» - возмутится сторонний человек. «Мы что, живём в эпоху рабовладельческого строя?». И сразу же за этим возмущением с большой долей вероятности последует утверждение о том, что христианство ограничивает свободу личности, загоняя её в гетто жёстких запретов. Верующий человек тоже задумается, что бы значила эта странная формулировка: «рабство праведности»?

Действительно, в нашем сознании слово «рабство» ассоциируется с внешним ограничением человеческой свободы. Если ты раб, значит – ты подвластен тому, кто тобой управляет. Конечно, жители Римской империи более отчётливо, чем мы понимали то, о чём писал апостол Павел. Но, в нашем сознании установилось чёткое представление о том, что рабство всегда связано с безволием человека, находящегося под гнётом власти своего хозяина.

Теперь спроецируем это утверждение на плоскость нашей духовной жизни. Все мы знаем о том, что такое рабство греху. Мы понимаем, что, находясь в подчинении у своих страстей, мы становимся неспособными совершать искреннюю молитву и дела милосердия. Наша душа ожесточается. Мы можем внутренне ненавидеть своего врага и господина – дьявола, но внешне – мы продолжаем ему подчиняться. Это состояние сродни недугу паралича, когда человек может полноценно осознавать всё, происходящее с ним и вокруг него, но при этом оставаться физически неспособным что – либо изменить в обстоятельствах своей жизни. Неспроста апостол подчёркивает, что концом греховных дел выступает смерть, так как иного завершения тлетворного распространения в душе греха просто не существует.

Что же тогда представляет собой рабство праведности?  Это – тоже подчинение, но подчинение уже совсем другому закону – Закону Божию. Но, поразительно – в таком состоянии человеческая свобода никогда не попирается. Наоборот, будучи рабом праведности, личность становится более целостной и здоровой. В таком случае, человек - уже не безнадёжный паралитик. Освободившись от греха, он становится на путь благочестивой жизни, не обращаясь вспять к своему порочному прошлому. Греховное поведение уже становится ему неприемлемым. Он настолько жаждет душевной чистоты, что даже одно воспоминание о прошедшем во тьме отрезке жизни вызывает у него отвращение. Именно такой смысл вкладывает в своё послание апостол Павел.

Эта кардинальная перемена должна иметь место в жизни каждого из нас. Но произошла ли она с нами в действительности? Отвратились ли мы от греховного поведения с такой же стремительностью, с которой отталкиваются друг от друга заряды с одинаковыми полюсами? Увы, но на самом деле, мы, прельщённые удобствами современной цивилизации ищем такого же удобства и в духовной сфере. Понравилась нам цитата из Священного Писания – мы её воплощаем в жизнь. Не понравилась – значит, пока повременим. Наступила радость на душе – мы начинаем неистово молиться и благодарить Бога за Его благодеяния. Но, как только нас окружит суета – мы тут же начинаем стремиться как можно скорее управить свои земные дела. И тогда мы оставляем молитву, считая, что она украдёт у нас ценные минуты многозаботливой жизни.

Среди нас уже не найдётся таких людей, как преподобные Мария Египетская и Моисей Мурин, перечеркнувших своё греховное и развратное прошлое с целью достижения чистоты души. Наша душа уже не уподобляется образу царя Давида, который находясь в плаче о совершённом греховном падении создал псалмы, ставшие жемчужиной покаянной гимнографии. Большая редкость среди нас и такие люди, как актёр и певец Пётр Мамонов, который, обретя в своей душе Бога, начал ожесточённую борьбу с пристрастием к наркотикам, которое всецело поработило его душу.

Мы даже забыли, что такое покаяние, отождествив его лишь с Таинством Исповеди. Ведь настоящее покаяние - это не только видение своих грехов. Это даже не преодоление терзающих душу страстей. Покаяние должно выражаться в радикальном изменении системы ценностей человека, направленное на умерщвление в себе порока и воспитание душевных качеств, способных уподобить нас Небесному Отцу. В таком случае, по слову апостола, нашим плодом будет святость, а концом – вечная жизнь.

Если за годы нахождения в Церкви в нашей душе не произойдёт никакого изменения – мы будем ничем не лучше людей, находящихся за оградой храма. Да, Господь всегда покроет Своей благодатью верных Ему людей. Но, если мы начнём вкушать Тело и Кровь Христову, только как нечто необходимое и должное для поддержания душевного тонуса, а не с целью таинственно соединиться с Господом – мы станем кощунниками. Если мы будем приходить в храм лишь на большие праздники с целью что-либо освятить, мы уподобимся язычникам. А всеобъемлющий формализм в духовной жизни сделает нас сектантами. Не будем менять драгоценный дар благодати Божией на дешёвый религиозный фальсификат! Ведь, насколько мы знаем, «кто духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8,9). А значит и замещение духовного содержания обрядовой религиозной формой приведёт нас к душевной деградации и отдалению от Господа.

Будем всегда помнить об этом и стремиться к тому, чтобы стать осознанными христианами! И тогда наша духовная жизнь станет качественной и приведёт нас к неиссякаемому источнику всех благ – Господу нашему Иисусу Христу. 

Николай Волошин

Социальные комментарии Cackle