День любви, или Как по-настоящему торжествует Православие

Первое воскресение Великого поста именуется Неделей Торжества Православия. Об истинном смысле праздника размышляет Артем Перлик.

Ириней Лионский говорил, что человек, через которого светится Бог, и есть подлинная слава Господня и торжество веры.

После воскресной Литургии я зашел домой к одной из своих студенток, чтобы проконсультировать её по важному для неё вопросу. Она подала мне чай со слойками и сказала, что пекла их сама.

– Но вы, я слышала, не едите мучное? 

И я ответил ей, что она вложила столько доброты и радости в эту выпечку, что из её рук я согласен съесть что угодно. Ведь существует богословие, однако существует и актуализация богословия. Это как один человек говорит о небе и никого не трогает таким словом потому, что оно не пережито. А другой, напротив, даже молчанием дарит небо слушателям.

– Так и у вас, – объяснил ей я. Ведь вы пекли это угощение для вашей семьи, для людей, которые по-настоящему дороги для вас. И потому кушая вашу выпечку я ясно вижу, как осуществляется богословская мысль, согласно которой вся еда в мире – это любовь Божия, ставшая съедобной.

Мне хотелось и самому поучаствовать в этой радости дарения добра. И я искренне сказал маме этой студентки, что она своим благородством похожа на англичанку викторианской эпохи. И она ещё долго радовалась этим словам, а я шел по улице и, как писал Уильям Вордсворт: «Так был рад, доставив радость ей!».

Потому что красота веры – это всегда то добро, которое сияет в людях. И только в свете доброты можно правильно судить о вере и нести эту веру другим. Это поняли ещё Николай Японский и Иннокентий Московский – проповеди должна предшествовать только любовь. И мы говорим другому о вере не потому, что без веры он нам противен, а потому, что мы его полюбили и хотим поделиться с ним открывшейся нам красотой.

Показательна в этом смысле такая история.

В 70-х годах известнейший византолог и исследователь христианских культур Сергей Аверинцев начал вести в атеистическом СССР цикл лекций, посвящённый библейскому взгляду на мир. Лекции были строго научные, а потому университетское начальство проглядело их. Спецкурс просуществовал три года, пока его не закрыли с формулировкой «религиозная пропаганда». За это время лекции посетило несколько сотен людей (в основном интеллигенция), среди которых были такие звёздочки мировой культуры, как Наталья Трауберг или Ольга Седакова.

Аверинцев не проповедовал в открытую, но он раскрывал перед студентами красоту христианской мысли, коснувшись которой невозможно было остаться равнодушным. Потому многие его слушатели после приходили в храм.

Ольга Седакова, вспоминая об этом времени, говорит, что они посещали лекции великого учёного не только ради того, чтоб услышать о Плутархе, Горации или Романе Сладкопевце. Они ходили ради чего-то большего. И этим большим было прикосновение к Богу, которое Аверинцев передавал студентам, вдохновляя их искать высоты и неба.

И в этом прикосновении к небу суть всего подлинного на земле – и творчества, и науки, и преподавания, и самой веры. Как говорит Николай Сербский, Господь поручил всему настоящему в мире вести сердца людей к высоте. Да и в саму веру и истину Создатель хочет ввести нас не потому, что без этого мы Ему противны, нет, Он нас любит всегда. Но Господь хочет даровать нам подлинное, невероятное счастье, и Сам, будучи столько раз отвергаемым на земле, точно знает: счастье – это когда мы чувствуем, что любимы в полную меру возможного, как умеет любить лишь Христос и те, кто по-настоящему идут за Ним. И даже для Ангелов и Архангелов нет в этом мире большего, ведь любовь и есть торжество Православия, но тогда, когда люди и Ангелы отзываются ей во всём...

Социальные комментарии Cackle