Святитель Нектарий Эгинский

Святитель Нектарий Эгинский – один из самых знаменитых греческих святых нового времени, прославившийся многими чудесами. Он родился в 1846 году, в молодости принял монашество, впоследствии стал епископом Пентапольским в Александрийской Православной Церкви. Из-за интриг и ложных обвинений со стороны недругов святитель оказался отправлен на покой и изгнан. Переселившись в Грецию, занимал здесь место простого проповедника в провинции Эвбея, позднее основал женский монастырь на острове Эгина. Почил епископ-старец в 1920 году и был причислен к лику святых Элладской Православной Церковью в 1961 году. 

 

Нектарий Эгинский


1. «Насколько заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя – в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца – это все равно что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это... Счастье - это чистое сердце, потому что такое сердце становится престолом Божиим. Так говорит Господь для тех, кто имеет чистое сердце: "Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2Кор. 6:16). Чего им еще может недоставать? Ничего, поистине ничего! Потому что они имеют в сердце своем величайшее благо – Самого Бога!» (свт. Нектарий Эгинский. Путь к счастью, 1).


2. Достигайте любви. Просите каждодневно любви у Бога. Вместе с любовью приходит и все множество благ и добродетелей. Любите, чтобы быть и вам любимыми. Дайте Богу все ваше сердце, чтобы вам пребывать в любви. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4: 16).


3. Братья и сестры! Всемилостивый Бог хочет для всех нас счастья и в этой жизни, и в следующей. Для этого Он основал Свою святую Церковь, чтобы она очищала нас от греха, чтобы освящала нас, примиряла с Ним и дарила нам небесное благословение. У Церкви всегда открыты объятия для нас. Поспешим же в них скорее все мы, у кого совесть отягощена. Поспешим – и Церковь поднимет тяжесть нашей ноши, подарит нам дерзновение к Богу, наполнит сердце наше счастьем и блаженством» (свт. Нектарий Эгинский. Путь к счастью, 1).


4. Молитвы и прошения наши сами по себе не ведут нас к совершенству. К совершенству ведет Господь, Который приходит и обитает в нас, когда мы исполняем Его заповеди. И одна из первых заповедей – это чтобы в нашей жизни свершалась воля не наша, а Божия. И чтобы свершалась с точностью, с которой это происходит на небесах у ангелов. Чтобы могли и мы сказать: «Господи, не как я хочу, но как Ты, да свершится воля Твоя как на небесах, так и на земле».


5.  «Христианин должен быть вежлив со всеми. Слова и дела его должны дышать благодатью Святого Духа, которая обитает в душе его, чтобы таким образом славилось имя Божие. Тот, кто выверяет каждое слово, тот и выверяет каждое дело. Тот, кто исследует слова, которые собирается сказать, исследует и дела, которые намеревается совершить, и никогда не перейдет границ хорошего и добродетельного поведения. Благодатные речи христианина характеризуются деликатностью и вежливостью. Это то, что рождает любовь, приносит мир и радость. Напротив, грубость порождает ненависть, вражду, скорбь, желание побеждать [в спорах], беспорядки и войны» (свт. Нектарий Эгинский. Путь к счастью, 7).


6. Внутри мы имеем глубоко укоренившиеся немощи, страсти, изъяны. Все это не обрывается одним резким движением, но терпением и настойчивостью, заботой и вниманием. Путь, ведущий к совершенству, долог. Молитесь Богу, чтобы Он укрепил вас. Принимайте терпеливо ваши падения и сразу же, вставая, бегите к Богу, не останавливайтесь на том месте, где упали. Не отчаивайтесь, если постоянно впадаете в старые грехи. Многие из них крепки от приобретенного навыка, однако по прошествии времени и через усердие побеждаются. Пусть ничто не лишает вас надежды» (свт. Нектарий Эгинский. Путь к счастью, 3).


7. Искушения посылаются, чтобы выявились скрытые страсти и можно было с ними бороться и чтобы таким образом излечилась душа. И они тоже являются знаком милости Божией, посему предай себя с доверием в руки Божии и проси помощи Его, чтобы Он тебя укрепил в борьбе твоей. Бог знает, сколько каждый из нас может выдержать и попускает искушения по мере наших сил. Помните, что после искушения следует духовная радость, и что Господь наблюдает за теми, кто претерпевает искушения и страдания ради Его любви» (свт. Нектарий Эгинский. Путь к счастью, 4).


8. Христиане, поняли ли мы великие обязанности, которые через крещение приняли на себя перед Богом? Осознали ли мы, что должны вести себя, как дети Божии, что должны отождествить нашу волю с волей Божией, что нам необходимо пребывать свободными от греха, что должны любить Бога всем сердцем нашим, и с нетерпением ожидать соединения с Ним навсегда? Задумались ли мы о том, что сердце наше должно быть преисполнено любовью так, что она будет изливаться на нашего ближнего? Имеем ли мы чувство, что обязаны стать святыми и совершенными, чадами Божиими и наследниками Царства Небесного? Ради всего этого мы должны бороться, чтобы не оказаться недостойными и отвергнутыми. Никто из нас да не утратит своей смелости, да не пренебрежет своим долгом, да не струсит перед трудностями духовной борьбы. Потому что мы имеем помощником Бога, Который укрепляет нас на трудном пути добродетели» (свт. Нектарий Эгинский. Путь к счастью, 2).


9. «Те, которые отрицают бессмертие души, подрывают и нравственные законы и фундаментальные основы общества, которое они желают увидеть разрушающимся и превращающимся в руины, чтобы доказать, что человек является обезьяной, от которой, как они с похвалой заявляют, они произошли»
(Свт. Нектарий Эгинский. «Исследование о бессмертии души и поминальных богослужениях» 1901)


10. «Предполагается, что дарвиновские теории появились как решение антропологического вопроса посредством принятия эволюционной модели. Эти теории, не имея прочной основы, вместо решения проблемы сделали её еще более запутанной, поскольку они отвергли значимость открытой нам истины, рассматривая человека как существо того же порядка, что и неразумные животные; отвергли его духовное начало, определив ему очень низкое происхождение. Главная причина их ошибки – это отрицание высокого происхождения человека и его духовной природы, которая в целом является инородной  для материи и физического мира. Вообще, без принятия открытой нам истины, вопрос о человеке останется неразрешенной проблемой.  Принятие же её является прочным и надежным фундаментом, на котором должен утверждаться каждый, кто изучает человека. Это то, с чего необходимо начинать, чтобы правильно разрешить многочисленные части этого сложного вопроса и найти истину, используя истинную науку»
(Свт. Нектарий Эгинский. «Заметка о человеке», 1893)


Святитель Нектарий Эгинский, святой, прославленный Греческой Церковью, жил на рубеже XIX-XX веков.
Родился будущий святитель в семье благочестивых родителей в 1846 году в Селиврии Фракийской, недалеко от Константинополя, в Крещении был назван Анастасием. Как истинный избранник Божий, мальчик с детства полюбил храм, Священное Писание, научился молитве. Бедность родителей не позволила учиться на родине, и в 14 лет он уезжает в Константинополь, чтобы поступить на работу и оплачивать учебу.


Жизнь в большом городе была нелегкой. Мальчик устроился на табачную фабрику, но средств не хватало, и однажды отчаявшись, понимая, что помощи ждать не от кого, Анастасий решил обратиться с просьбой к Тому, кого так любил и на Чью помощь уповал всю жизнь. Он написал письмо Господу: "Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне, Ты знаешь, как я люблю Тебя". На конверте написал адрес: "Господу Иисусу Христу на небеса" и попросил отнести письмо на почту своего соседа торговца. Тот, удивившись необычной подписи на конверте, раскрыл письмо и, увидев такую просьбу и силу веры, отправил мальчику деньги от имени Бога. Так промыслительно Господь не оставлял своего избранника.
Шли годы, но юного отрока не касались соблазны большого города. По-прежнему все свое свободное время он посвящал молитве и изучению святых отцов. Его мечтой была проповедь слова Божиего.


В возрасте 22 лет Анастасий переселился на о. Хиос и начал работать школьным учителем, здесь он не только преподает, но и проповедует. Его влияние на учеников было таково, что те, а через них и все взрослые, вскоре прониклись к нему любовью и глубоким уважением. Он создал из учеников прекрасный хор и сам пел с ними в сельской церкви, но душа его тянулась к монашеству. Анастасий посещал Афон и беседовал со старцами, и в конце концов ушел в монастырь, где принял постриг и сан диакона с именем Нектарий, которое известно теперь во многих странах.
Всем сердцем расположенный к иноческой жизни, юноша часто посещает монастырь Нео Мони. В нем он принимает постриг в иночество с именем Лазарь, а после трех лет, проведенных там, удостаивается пострига в мантию и рукоположения во диакона с новым именем Нектарий (имя Нектарий означает безсмертный).


Получив возможность продолжить образование, Нектарий оканчивает богословский факультет в Афинах, и тогда же его приближает к себе Александрийский Патриарх Сафроний. В сорокалетнем возрасте Патриарх рукополагает Нектария в священники. С ревностью и самоотвержением принял он новое послушание и назначение в Свято-Никольский храм г. Каира. Через несколько лет в этом храме его посвящают во епископа Пентапольского. Епископское достоинство никак не изменило образа жизни и поведения Нектария. Он по-прежнему стремился лишь к стяжанию смирения.


В одном из писем того времени Святитель рассказывает о примечательном сне, в котором ему явился Святитель Николай Чудотворец. Нужно добавить, что Нектарий в то время восстанавливал в Каире храм в честь этого великого святого. Во сне Нектарий увидел гробницу Николая Чудотворца, а в ней самого Угодника Божия живого, как бы спящего. Затем Николай Чудотворец поднялся из раки и, ласково улыбаясь, просил Нектария украсить ему престол в храме золотом, а затем обнял его и поцеловал. Это целование великого Архиерея Николая, видимо, имело значение особого благоволения к Святителю Нектарию и, возможно, символизировало преемство дара и родство душ во Христе.


Быстрое возвышение, любовь Патриарха и народа, а еще более добродетельная и чистая жизнь святителя во многих вызывали зависть и ненависть.
Влиятельные люди патриаршего двора опасались, что всеобщая любовь к святителю приведет его в число претендентов на место Святейшего Патриарха Александрийского, так как Сафроний был уже в преклонных летах. Они оклеветали святителя, обвинив не только в посягательстве на патриаршество, но и в аморальной жизни. Митрополит Пентапольский был уволен в отставку и должен был покинуть египетскую землю. Он не пытался оправдываться и защищаться. "Добрая совесть – это самое великое из всех благ. Она – цена душевного мира и сердечного покоя", - говорил в своих проповедях святитель, покидая свою кафедру навсегда. Враждебная настроенность тенью следовала за ним и в Афинах, куда он перебрался. Тщетно он ходил по инстанциям, его нигде не хотели принимать. Архиерей Божией милостью, влача жалкое существование, был лишен не только утешения, но порой и хлеба насущного. Но Господь воздал ему за терпение.


Однажды, в очередной раз приняв отказ в министерстве по делам религии, святитель спускался по министерской лестнице со слезами на глазах. Увидев его в таком состоянии, мэр города заговорил с ним. Узнав о бедственном положении, в котором находился Нектарий, мэр добился для него места проповедника.
Любовь народа сопутствовала Нектарию. Но до конца жизни он должен был нести крест изгнания и имя опального митрополита, не принадлежащего ни к одной автокефальной Церкви. Какое-то время у него появилась надежда на изменение такого положения, когда престол в Александрии занял новый Патриарх Фотий. Святитель обратился к нему с письмом о пересмотрении дела и признании своего епископства. Но надежды оказались тщетны. На его просьбу новый Патриарх даже не ответил. До конца своих дней митрополит Пентапольский вынужден был находиться в непонятном каноническом положении, подписывая все свои бумаги "путешествующий епископ".


Постепенно тьма клеветы отступала от имени опального святителя. Люди, видя его чистую и добродетельную жизнь, слушая вдохновенные проповеди, стремились к нему. Слава Пентапольского митрополита из провинции скоро дошла до столицы и до греческого королевского дворца. Королева Ольга, познакомившись с ним, вскоре стала его духовной дочерью. Благодаря ей он назначается директором богословской школы имени Ризари в Афинах.
К концу жизни еще один удар обрушился на Святителя. В монастырь пришла 18-летняя Мария Куда, убежавшая от деспотичной матери-свечницы. Святой Нектарий принял ее в монастырь. Тогда мать девушки подала жалобу на святого, обвинив его в совращении девушек и в убийстве рождаемых якобы ими младенцев. Следователь, прибывший в монастырь, обзывал святого кентавром и таскал старца за бороду, а тот смиренно отвечал ему и сам готовил еду обидчику, запрещая монахиням плакать и роптать. Девушку обследовал врач и подтвердил ее чистоту; "убитых" младенцев тоже, конечно, не нашли. После этого мать девушки сошла с ума, а следователь заболел тяжко и приезжал просить прощения у святого.


Годы земной жизни святителя тем временем подходили к концу. Чувствуя это, он молился, чтобы Господь продлил отмеренный срок для завершения всех дел в монастыре, но, как и всю жизнь, смиренно прибавлял: "Да будет Воля Твоя!".


Долго скрываемая болезнь, наконец, взяла свое. В сопровождении двух монахинь его отправили в больницу. Глядя на маленького, одетого в рясу старичка, мучившегося от страшной боли, дежурный служащий спросил: "Он монах?". "Нет, - ответила монахиня, - он епископ". "Впервые вижу епископа без панагии, золотого креста, а главное – без денег", - заметил служащий.


Святителя уложили в третьеразрядную палату для неизлечимых больных. Еще два месяца провел он в муках. В день празднования Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил Господь призвал к себе душу святителя Нектария.


В больнице пробыл недолго, у него оказался рак. Чудеса происходили и в больнице, медсестры заметили, что бинты, которыми обвязывали раны Святителя, благоухают. Вместе со святым в палате лежал парализованный человек, и когда душа святого покинула этот мир, то он получил полное исцеление через рубашку святого Нектария.


Сразу после кончины тело святого начало мироточить. Когда гроб привезли на Эгину, то весь остров вышел проводить своего святого со слезами. Люди на руках несли гроб святого и потом заметили, что одежда, в которой они были во время похорон святителя, благоухает. Руки и лицо угодника Божия обильно мироточили, и монахини собирали миро ватой.


Погребен Святитель Нектарий в склепе монастыря, несколько раз склеп открывали по разным причинам и каждый раз убеждались, что тело нетленно. Даже фиалки, положенные в гроб девочкой, не были тронуты тлением.


Праведная кончина святого последовала 9 ноября ст.ст. 1920 года. В 1961 году состоялась канонизация Святителя, были подняты его святые мощи. Оказалось, что остались только косточки. Как сказали духовники, мощи истлели, чтобы их можно было разнести по всему миру на благословение от святого Нектария.

Социальные комментарии Cackle